ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для полувагонов при перевозке массовых навалочных грузов применяют защитные органические и полимерные пленки, способствующие устранению потерь грузов от выдувания в процессе движения поезда, наращивание бортов, погрузку с «шапкой» и полное использование установленного предельного очертания погрузки.

На платформах применяют наращивание и обрешечивание бортов с целью увеличения объема вагона при перевозке грузов с небольшой плотностью, загрузки машин, механизмов, автомобилей, сельскохозяйственной техники и других громоздких грузов в частично или полностью разобранном виде и вместе с запасными частями, на сцепах, в два яруса и т. д. Например, при загрузке грузовых автомобилей и автомобильных шасси наклонным способом потребность в вагонах сокращается на 40 %.

Для повышения статической нагрузки вагонов Министерство путей сообщения разрешило загрузку разных типов вагонов сверх трафаретной грузоподъемности. Размеры перегруза установлены в зависимости от года постройки вагона и трафарета прочности. В табл. 13 приведен пример допустимых размеров перегруза для полувагонов и платформ.

Так как при перевозке многих грузов грузоподъемность вагона не может быть использована полностью, для них устанавливают технические нормы загрузки вагонов в зависимости от плотности груза, его формы и рода.

Технические нормы загрузки вагонов (общесетевые) разрабатывают по указанию Министерства транспорта и коммуникаций, которое их утверждает и публикует в Сборнике правил перевозок и тарифов.

Местные технические нормы разрабатывают на дорогах для тех грузов, на которые нет общесетевых норм. Утверждает их начальник дороги. Для удобства пользования классификация грузов в технических нормах соответствует тарифной номенклатуре и разбита на группы и позиции. Технические условия погрузки, разработанные для каждого рода груза и определенных типов вагонов, обеспечивают выполнение установленных технических норм. Техническая норма является тем уровнем загрузки вагона, ниже которой его данным грузом загружать нельзя. За недогруз вагона до этой нормы с отправителя взимается штраф.

Технические нормы, установленные расчетным путем, проверяют в эксплуатационных условиях опытными погрузками и перевозками с дальнейшим анализом результатов таких перевозок и с учетом передового опыта загрузки вагонов.


  1. Учет вагонов через систему ДИСПАРК, ДИСКОН

Автоматизация управления вагонным парком.

Автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК)

ДИСПАРК является принципиально новой автоматизированной системой управления парком грузовых вагонов, основанной на создании достоверных пономерных моделей дислокации и состояния вагонов на уровне сети и железных дорог.


Система ДИСПАРК предназначена для: формирования объективных данных о наличии и состоянии вагонного парка на сети, железных дорог, их отделениях на любой момент времени; оперативного контроля за вагонами РФ на территории других государств и чужих вагонов на железных дорогах РФ с определением места их дислокации и состояния; обеспечения сохранности вагонного парка РФ и т.д.

ДИСПАРК создан в целях достижения максимальной прибыли ж.д. за счет полного удовлетворения заявок грузовладельцев на перевозку с минимальными эксплуатационными расходами по их обеспечению.

Основное назначение и цели системы - создание аналитических и управляющих технологий, во взаимодействии с ЦУПами всех уровней, и на их основе решение следующих проблем:

- обеспечение полного удовлетворения заявок клиентуры погрузочными ресурсами с максимальной прибылью от их реализации и наименьшим вагонным парком;

- сохранность вагонного парка, включая контроль его использования и качества ремонта, а также переход на более эффективные технологии управления ремонтов вагонов.

Достижение этих целей осуществляется поэтапно с помощью новых методов управления, представляемых пользователю на всех уровнях, поскольку функциональная структура системы, состоящая из 12 подсистем (рис. ), ориентирована на все возможные процессы организации работы вагонного парка. В ходе внедрения системы исключены из обращения вагоны с неверной и искаженной нумерацией в количестве свыше 4 тысяч единиц, что позволило избежать возможных убытков железных дорог от потери грузов в размере до 400 млн. рублей.

Общая схема реализации информационных технологий ДИСПАРК-1 приведена на рис.

На всех железных дорогах обеспечена сходимость данных вагонных моделей дорог и модели сети по грузовой работе, общему наличию рабочего парка и по составляющим его элементам.

Объектом управления в системе ДИСПАРК являются вагоны грузового парка, включая вагоны:

- собственности стран СНГ и Балтии, находящиеся на территории РФ или сданные с территории РФ в “третьи” страны;

- собственности предприятий и физических лиц, находящиеся на территории РФ или сданные с территории РФ в “третьи” страны;

- инвентарного парка ОАО «РЖД», находящегося как на территории РФ, так и в странах СНГ и Балтии, и в “третьих” странах.

Общая схема принятия управляющих решений приведена на рис.

Для обеспечения функционирования системы ДИСПАРК потребуется развитие сети передачи данных с необходимостью организации новых каналов связи для обеспечения взаимодействия всех абонентов с ИВЦ дорог по прикладным комплексам задач ДИСПАРК. Для обеспечения полноты подготовки и передачи исходной информации, в крайнем случае, возможна организация пунктов подготовки и передачи информации за абонентов, не имеющих связи с ИВЦ дороги.



Автоматизированная система управления контейнерными перевозками (ДИСКОН)

Основная цель система «ДИСКОН» повышение эффективности, контейнерных перевозок, прежде всего за счет:

-наиболее рациональной работы с каждым контейнером;

-осуществление постоянного контроля за его дислокацией и состоянием контейнера;

-контроля соблюдения правильности выполнения каждой операции с ним.

Ни один контейнер не должен выходить из поля зрения системы при нахождении его на российских ж.д. Такие подходы приняты сейчас в мире и реализованы на многих ведущих ж.д. Европы и Америки. Таким образом, с созданием новой Автоматизированной системы управления контейнерными перевозками и РЖД в этом вопросе выходят на один уровень с передовыми ж.д. мира.

Автоматизированная система «ДИСКОН» имеет трехуровневую структуру:

линейный уровень – уровень станций;

дорожный уровень – уровень управлений д.ж.;

сетевой уровень – уровень ОАО «РЖД».

На линейном уровне непосредственно осуществляется операции с контейнерами, документирование этих операций и ввод информации в систему.

Линейный уровень ДИСКОН основан на использовании АСУ контейнерного пункта (АСУ КП),АРМ СПВ (по пунктам перехода с иностранными ж.д.), АРМ агента припортовой станции. АСУ КП представляет собой комплекс АРМ, основными из которых являются АРМ приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК) и АРМ товарного кассира (АРМ ТВК).

В системе предусмотрено автоматическое формирование и передача на дорожный уровень сообщений о выполняемых с контейнерами операциях.

Автоматизированная система управления контейнерным пунктом решает следующие задачи:

- оперативное планирование работы контейнерного пункта;

- взаимодействие с дорожным уровнем АСУ контейнерными перевозками;

- контроль за подачей и уборкой вагонов с контейнерами;

- оптимальное планирование порейсовой работы кранов, передачи информации на кран и с крана на ПК;

- выполнение погрузочно-разгрузочных работ, учет работы крановщиков;

- организация воза и вывоза контейнеров, планирование работы автомобильного транспорта;

- ведение модели контейнерной площадки;

- ведение учета и отчетности о работе с контейнерами;

- оформление перевозок грузов в контейнерах и другие функции товарного кассира.

Информация с линейного уровня в ДИСКОН поступает на дорожный уровень системы, где в каждом из 17 ИВЦ ж.д. ведутся оперативные динамические модели операций с контейнерами (КМД).

КМД информационно взаимосвязана с вагонной (ВМД), поездной (ПМД) и отправочной (МГО) моделями дороги.

Одним из важнейших качеств системы ДИСКОН является наличие в ней мощной системы контроля входной информации. Информация об очередной операции с контейнером проверяется в соответствии с нормативно-справочной информацией включая автоматизированную базу данных паспортов контейнеров и на соответствии с раннее введенную систему информации.


В системе предусмотрено автоматическое формирование и передача на дорожный уровень сообщений о выполняемых с контейнерами операции. Кроме того раз в сутки формируется отчет о движении контейнеров. Таким образом линейный уровень системы является основным источником информации.


  1. Экономическая эффективность рационального использования подвижного состава.

Важнейшей задачей пассажирского транспорта является обеспечение высокого качества перевозок при полном удовлетворении потребностей населения в передвижении. Необходимое качество перевозок пассажиров не может быть обеспечено без высокого качества эксплуатационной работы. Вместе с тем, задачу повышения качества эксплуатационной работы нельзя рассматривать только с позиций улучшения транспортного обслуживания населения. Это большой резерв роста эффективности всего транспортного производства, позволяющий экономить эксплуатационные расходы, высвобождать парки подвижного состава, наиболее рационально использовать живой труд, экономить инвестиции на развитие и реконструкцию пассажирского транспорта.

Основными показателями использования подвижного состава в пассажирском движении являются: населенность вагонов, состав поезда и скорости движения. Данные по названным показателям за 1996–2004гг. приведены в табл. 22.1.

Экономическая эффективность повышения населенности вагона. Населенность пассажирского вагона – это важнейший резерв улучшения использования вагонного парка. Ее значение в пассажирском движении примерно такое же, как динамической нагрузки в грузовом движении.

Населенность вагона зависит, во-первых,от размеров движения поездов и величины пассажиропотока. Населенность показывает, в какой степени размеры движения пассажирских поездов, намеченные по графику, соответствуют фактическому пассажиропотоку.

При низкой населенности вагонов поезда работают полупустыми, а слишком высокая населенность указывает на необходимость увеличения размеров движения поездов в целях улучшения условий поездки пассажиров.

Населенность пассажирского вагона зависит также от структуры вагонного парка, включаемого в пассажирские поезда.

а) 10

купе и 2 СВ.

б) 2 купе и 10 СВ.

Количество мест в поезде равно:

Количество мест в поезде равно:

10 · 36 + 2 · 18 = 396. Населенность –

2 ·36 + 10 · 18 = 252.

396 :

12 = 33 чел./ваг.;

Населенность – 252 :12 = 21 чел. / ваг.


Чем больше работает комфортабельных вагонов, тем ниже при прочих условиях населенность вагонов.

Из сказанного следует, что для обеспечения высокой населенности вагонов при полном и качественном удовлетворении населения в перевозках необходим систематический оперативный учет населенности вагонов и регулирование поездопотоков и составности поездов в зависимости от изменения пассажиропотоков.


Повышение населенности пассажирского вагона дает большой экономический эффект и при стабильном пассажиропотоке означает относительное сокращение вагонного парка, пробега поездов и локомотивов. Сокращение потребности в подвижном составе уменьшает инвестиции в его развитие. Уменьшение поездной работы снижает уровень заполнения пропускной способности и, как следствие, уменьшает потребность в инвестициях на ее развитие, способствует повышению скорости движения поездов. При снижении размеров пробега вагонов и локомотивов уменьшается расход топлива и электроэнергии на тягу поездов, высвобождается контингент проводников, если не меняется система обслуживания ими вагонов.

При увеличении объема перевозок пассажиров повышение населенности вагона позволяет освоить дополнительный пассажирооборот без увеличения рабочего парка вагонов или освоить его с одним и тем же количеством поездов, не меняя числа вагонов в поезде.

Повышение населенности вагона – важнейший резерв сокращения эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и ремонтом подвижного состава, верхнего строения пути, с организацией работы локомотивных и поездных бригад и др.

Сокращение эксплуатационных расходов при повышении населенности вагона обеспечивает существенное снижение себестоимости перевозок и соответственно, при стабильных тарифах, увеличение прибыли и рентабельности пассажирских перевозок.

Рост населенности вагона обусловливает повышение среднесуточных пробегов и производительности вагонного и локомотивного парка.

Эффективность увеличения состава поезда. Увеличение количества вагонов в поезде означает повышение его вместимости. Экономическая эффективность увеличения состава пассажирских поездов заключается в повышении провозной способности железнодорожных линий, экономии капитальных вложений и эксплуатационных расходов.

Величина состава поезда зависит от размеров пассажиропотока направлений железной дороги, обусловливающих частоту движения поездов и количество вагонов в них. Кроме того, на состав поезда существенное влияние оказывает населенность вагонов. Эти два показателя тесно взаимосвязаны. Проблема населенности вагонов и состава поезда должна рассматриваться в связи с решением вопросов о способах усиления провозной способности транспортного направления. При стабильных пассажиропотоках небольших размеров рост состава ведет к снижению заполнения мест в поездах, увеличению эксплуатационных расходов, повышению себестоимости перевозок.

Повышение населенности вагонов за счет заполнения свободных мест в поездах, напротив, обусловливаетсущественнуюэкономиютранспортныхсредств.

Экономическое значение увеличения состава поезда повышается в условиях, когда размеры движения пассажирских поездов ограничиваются пропускной способностью линии. В этих условиях работа пассажирских поездов с небольшим количеством вагонов означает недоиспользование провозной способности направления.