Файл: Моделирование и построение воспитательной системы сельской малокомплектной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На подготовительном этапе было важно заинтересовать детей в предстоящей деятельности и создать мотив участия в ней. Для этого было проведено вводное занятие в форме викторины. Дети экспериментальной группы были разделены на 3 подгруппы (по 4 человека в каждой), причем подгруппы формировались таким образом, чтобы детям было комфортно сотрудничать друг с другом: учитывалось желание детей, дружеские контакты в группе, а также было предусмотрено, чтобы в одной подгруппе оказались дети с различным уровнем успешности в обучении. Это очень важное условие, так как одним из принципов современного педагогического процесса является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата и ликвидация стрессообразующих факторов.

Преднамеренно был введен элемент соревнования между группами, и это послужило внешним мотивом к деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей. Викторина содержала ряд вопросов и заданий, продуманных таким образом, что дети в большей степени затруднялись в ответе или решении. Такой прием создания проблемной ситуации спланирован для того, чтобы актуализировать имеющиеся знания детей о своей малой родине и выявить затруднения – те вопросы, на которые дети не знают ответ. Причем в ходе викторины некоторые вопросы так и остались не раскрытыми, что позволило совместно с детьми сформулировать цель дальнейшей работы.

Таким образом, момент интриги и обозначение ближайших совместных перспектив деятельности позволили вызвать и укрепить интерес к предстоящей работе по изучению младшими школьниками своего родного края.

Подготовительный этап так же включал в себя планирование работы над проектами. Каждая подгруппа выбрала тему для проекта: «Мое село: вчера и сегодня», «Традиции моего села», «Село Коптевка. А знаете ли Вы?...». Дальнейшая работа на внеурочных занятиях являлась основой для поиска материалов по проектам.

На протяжении всей формирующей работы на основном этапе поддерживался интерес младших школьников: во-первых, предлагались разнообразные формы работы: это поход, экскурсия в музей, в библиотеку, встреча с интересными людьми, заседания клуба семейного общения, проектная деятельность, социально-значимые акции, конкурсы чтецов и рисунков; во-вторых, содержание мероприятий было связано с личным жизненным опытом обучающихся: беседы о семейных ценностях и традициях, представление обыденной информации в новом свете; в-третьих, предоставлялась возможность для реализации творческого потенциала детей: организация конкурсов стихотворений и рисунков, оформление фотовыставок и фотоколлажей, работа над проектами, что так же способствовало созданию благоприятного психологического микро-климата.


В основном, знания добывались детьми самостоятельно в ходе реализации плана проектов, но и там, где дети должны были просто воспринимать ту или иную информацию о своем селе, создавались ситуации поискового и проблемного характера.

Кроме того, в ходе формирующего эксперимента ребята приобрели и уточнили знания об истории создания своего села во время экскурсии в краеведческий музей с. Коптевка «С чего все начиналось?». Экскурсия была проведена для ребят старшими школьниками под руководством заведующей школьным музеем Гаврилиной Т. В. И включала в себя такие экспозиции как «Н. Коптев – основатель села», «Быт жителей села в 19 веке». На экскурсию ребята пришли с блокнотами и карандашами, так как полученная информация была очень важна для работы над проектами. После проведения экскурсии старшеклассники помогли ребятам выбрать необходимую для их проекта информацию, сделать фотографии.

Знания о растениях и животных, обитающих на территории родного края, также были представлены детям в интересной и необычной форме. Для этой цели был организован поход на природу «Родные просторы», в проведении которого были задействованы и родители. Поход осуществлялся ранней весной, когда снег уже начал таять, но многообразия растений и животных родного края все равно увидеть не удалось. Тем не менее, прогуливаясь по лесным тропинкам, ребята эмоциональнее воспринимали информацию о животном и растительном мире. Особое внимание в беседе было уделено животным и растениям, обитающим на территории Ульяновской области и занесенным в Красную книгу. Так ребята узнали о пионе тонколистом, о росянке, лягушке травяной, уже водяном, лесном жаворонке. Во время экскурсии ребята так же побывали на том месте, где сейчас располагается ничем не занятая земля, а раньше были дома первых жителей с. Коптевка.

Таким образом, дети приобретали знания о своей малой родине в нестандартной форме из различных источников путем самостоятельного включения в деятельность. Это обусловлено не только возрастными особенностями младших школьников, но и особой красочностью, эмоциональностью информации.

На протяжении всего формирующего этапа эксперимента дети работали над проектами. Каждая подгруппа получила свою тему: «Мое село: вчера и сегодня», «Традиции моего села», «Село Коптевка. А знаете ли Вы?...». Темы проектов выбраны детьми самостоятельно после того, как были сформированы подгруппы. На различных этапах работы над проектом педагог помогал детям распределять обязанности и планировать деятельность. Если детям была необходима помощь в поиске или обработке информации, привлекались родители. Многие мероприятия, проведенные в рамках формирующего эксперимента, являлись основой для работы над проектами и помогали детям отобрать нужную для темы проекта информацию.


Работа над проектами, в основном, осуществлялась детьми самостоятельно, но почти на каждой встрече в рамках внеурочной деятельности было уделено время для контроля за работой и для оказания необходимой помощи.

Работа, проведенная во время внеурочной деятельности в форме встреч, бесед, экскурсий, походов, проектов, акций с привлечением родителей создаёт благоприятные условия для формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников. В ходе формирующего эксперимента нами были учтены условия формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.

2.3. Анализ и обобщение результатов

После того, как была проделана педагогическая работа по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников, мы ещё раз провели диагностическую работу, по аналогии с той, что проводилась в самом начале экспериментальной части.

Цель проведения контрольного эксперимента: выявление динамики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

Показатели когнитивного критерия мы диагностировали при помощи анкеты «Моя малая родина». Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 9 и отражены в таблице 6.

В результате проведения методики «Моя малая родина» на контрольном этапе мы сделали следующие выводы: в экспериментальной группе 4 учащихся обладают высоким уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине, что на 25 % больше, чем на констатирующем этапе и на 25% больше, чем в контрольной группе; средним уровнем обладают 6 обучающихся, что на 14 % больше, чем в контрольной группе, а низкий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен всего у двух обучающихся экспериментальной группы, что на 29% меньше, чем в экспериментальной. В экспериментальной группе выявлено увеличение количества обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине и снижение количества обучающихся с низким уровнем. В контрольной группе выявлена незначительная динамика.

Таблица 6

Результаты диагностики уровня владения информацией о своей малой родине у младших школьников на контрольном этапе

Группы

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Общее

число

%

Динамика,

%

Общее

число

%

Динамика,

%

Высокий

4

33

+25

2

18

0

Средний

6

50

+8

4

36

+9

Низкий

2

17

-33

5

46

-9


Повторная диагностика по методике №2 «Незаконченное предложение» позволила выявить динамику уровня сформированности эмоционального компонента на контрольном этапе. Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 10 и отражены в таблице 7.

Данные диагностики дают основание утверждать, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем проявления положительных чувств и эмоций к своей малой родине выше, чем в контрольной группе на 15% и на 23% соответственно, а с низким уровнем – меньше на 38%. Так же важно отметить, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности уровня проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине увеличилось на 25% и на 9% соответственно, а количество обучающихся с низким уровнем - уменьшилось на 34%. В контрольной группе на 9% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем, и на 9% уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем сформированности проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине.

Таблица 7

Результаты диагностики уровня проявления положительных чувств и эмоций у младших школьников по отношению к малой родине на контрольном этапе

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Уровни

Общее

число

%

Динамика,

%

Общее

число

%

Динамика,

%

Высокий

4

33

+25

2

18

+9

Средний

7

59

+9

4

36

0

Низкий

1

8

-34

5

46

-9

В таблице 8 представлены результаты методики №3 «Я патриот» (для выявления уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности). Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 11.


Таблица 8

Результаты диагностики уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности на контрольном этапе

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Уровни

Общее

число

%

Динамика,

%

Общее

число

%

Динамика,

%

Высокий

5

42

+34

2

18

+9

Средний

5

42

-8

7

64

+9

Низкий

2

16

-26

2

18

-18

Данные диагностики позволяют отметить, что высокий уровень сформированности интереса к истории малой родины и проявления устремлений к патриотической деятельности в экспериментальной группе выявлен у 42 % обучающихся, что на 24% больше, чем в контрольной группе. Результаты дают возможность сделать вывод, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем больше, чем в контрольной. Это подкреплено и более высокой положительной динамикой. Количество обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе стало меньше на 26%, а в контрольной – на 18%.

При повторной диагностике по методике «Юный краевед» на выявление умений и навыков патриотического поведения получены следующие результаты. Результаты диагностики отражены в протоколе (Приложение 12) и представлены в таблице 9.

Таблица 9

Результаты диагностики уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи на контрольном этапе

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Общее

число

%

Динамика,

%

Общее

число

%

Динамика,

%

Высокий

4

33

+26

1

9

+9

Средний

6

50

+17

5

45

-9

Низкий

2

17

-33

5

45

0