Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений (Понятие, значение и виды организационных изменений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая среда страны характеризуется высоким уровнем конкуренции, на рынке появляются новые предприятия, которые выживают и оказывают постоянное давление на своих конкурентов. Все это заставляет задумываться и постоянно пребывать в поиске новых конкурентных преимуществ своей компании и успешных моделей хозяйствования, поскольку эффективная работа фирмы напрямую зависит не только от нужного продукта хорошего качества, но и от того, насколько эффективным способом руководство организации ведет свой бизнес. В этой связи, в современных условиях залогом конкурентоспособного функционирования любой компании является внедрение изменений и нововведений, а также эффективное управление ими.

Ключевой задачей управления реализацией организационных изменений и нововведений выступает правильная оценка сути процессов, происходящих во внешней среде организации, отбор и внедрение лишь тех нововведений, которые значительно повысят эффективность компании.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что практически каждое предприятие в процессе своего функционирования сталкивается с необходимостью реализации организационных и структурных перемен, обусловленными требованиями внешней и внутренней среды.. На этой основе необходимо применение наиболее эффективного и грамотного инструмента управления данными изменениями с целью повышения эффективности компании.

Объектом исследования является инвестиционная, инновационная и производственная деятельности инновационного предприятия.

Предметом исследования является действующая система управления процессом реализации изменений и нововведений в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Исходя из вышесказанного, целью написания курсовой работы является изучение организации системы управления процессом реализации изменений и нововведений и разработка рекомендаций по управлению процессами изменений в организации (на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»).

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие, сущность системы управления процессом реализации изменений и нововведений на предприятии.
  2. Дать оценку эффективности организации управления изменениями и нововведениями на предприятии АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
  3. Разработать мероприятия по управлению процессами изменений и нововведений в организации.

Первая глава настоящей работы посвящена рассмотрению теоретических основ управления процессами изменений и нововведений на предприятии, анализу понятия, основных видов изменений в организации, моделей, а также выявлены особенности управления изменениями в современной организации.


Во второй главе проведен анализ системы управления процессами изменениями на примере на АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», представлена организационно-экономическая характеристика компании, проведен анализ финансово-экономической деятельности, выявлены сильные и слабые стороны в организации. После проведения анализа управления процессами изменений разработаны рекомендации по реализации процессов изменений в организации. В заключении сделан общий вывод по проделанной работе.

Теоретические основы управления процессом реализации изменений в организации

Понятие, значение и виды организационных изменений

Развитие экономических отношений привело не только к изменению взаимоотношений между потребителями и продавцами, но и стало основной причиной появления факторов конкурентоспособности организаций. В этой связи неотъемлемыми составляющими общественной жизни и жизни организации стали постоянное развитие и изменения. Умение эффективно управлять процессом реализации нововведений, адаптироваться к изменяющейся внешней среде и способность удержания лидирующих позиций на рынке выступает основополагающей характеристикой предприятия[1], обеспечивающей конкурентоспособность и выживание в долгосрочной перспективе.

В теории менеджмента понятие организационных изменений появилось не так давно, в связи с чем, на сегодняшний день ему нет однозначного восприятия и единого понимания о его сущности. Это связано с тем, что меняются организации, управление, и, соответственно, меняется управление организационными изменениями[2]. Ключевыми словами понятия «организационные изменения» являются слова «организация» и «изменения». Так, Иванова Т.Ю. под «организацией» понимает «открытую систему, постоянно стремящуюся сохранить баланс между внутренними возможностями и внешними силами окружающей среды (то есть самостабилизирующаяся) с целью сохранения своего устойчивого состояния». [1].

Взгляды авторов на определение сущности понятия «изменения» разнообразны. Под «изменениями» принято понимать «перемены, вызванные нестабильностью общих характеристик (внутрифирменные условия, внешние условия) исторической эволюции условий деятельности организации»[3].


Организационные изменения развития – это «количественные, качественные и структурные изменения состава и способов соединения элементов производственной системы, характера связей между ними и форм их проявления в пространстве и во времени»[4].

Кузнецовым Г.Н. были выделены две основополагающие категории изменений: развитие и самосохранение. Сами организационные изменения ими рассматривались в виде переходного неустойчивого состояния системы от одного ее устойчивого состояния к другому устойчивому.

Виноградова С.Н. изменения в организации рассматривает как формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды[5].

Горемыкин В.А. под организационными изменениями понимает замещение одного или нескольких элементов предприятия (целей, структуры, технологии, персонала) иными по содержанию компонентами под влиянием внутренних и внешних факторов[6].

Согласно Щербаковой Т.В., под организационными изменениями понимается процесс перехода организации, как системы, из одного устойчивого состояния в другое с использованием существующих идей и концепций.

Изучая точки зрения авторов, наиболее представляется трактовка Т.Е. Андреевой. Представив сравнительный анализ основных подходов к понятию «организационные изменения», она разделила ряд авторских определений понятия «изменения» на те, где под «изменениями» следует понимать содержание (то, что изменилось), и те, где понимается процесс (то, как менялось). Анализ содержания изменений позволяет выяснить, какие характеристики организации изменились за данный период, анализ процесса изменений - определить способы проведения изменений[7].

Говоря о трактовке понятия «управление», следует иметь ввиду деятельность субъекта, возникший, выделившийся и обособившийся в процессах развития совместного труда, его разделения и кооперации[8].

Резюмируя вышеизложенное, под управлением процессом реализации изменений на предприятии мы будем понимать структурированный процесс, ключевой задачей которого выступает предложение и внедрение изменений в соответствии с экономическими и техническими возможностями организации[9]. Изменение в организации означает изменение в том, как организация функционирует, кто ее члены и лидеры, какую форму она принимает и как распределяет ресурсы. Для поддержания конкурентоспособности и обеспечения должного технологического уровня организациям необходимо постоянно проводить перемены, а нередко и радикального характера[10].


Основная цель реализации нововведений заключается в наилучшем осуществлении организационной стратегии. В случае косвенного затрагивания изменений стратегии, появляются сомнения в их необходимости и полезности[11]. Нередко сложность и скорость изменений проверяют на деле способность руководителей и работников приспосабливаться к той или иной ситуации. Если у организации не получается провести необходимые изменения, то ей приходится платить за это очень высокую цену. Так, например, в 1990-е гг. из списка двадцати лучших компаний Европы в течение пяти лет исчезли пятнадцать компаний, не пожелавших заметить и принять к сведению изменения во внешней среде.

Требования к изменениям поступают как изнутри предприятия в виде потребностей и ожиданий работников, так и извне в виде усиливающейся конкуренции, технологических инноваций, нового законодательства, давления социальных факторов. Одни организации проводят их после того, как данные требования окажут на них влияние, другие же стремятся предусмотреть появление подобного давления и провести изменения в превентивном порядке[12].

Итак, мы выяснили, что в настоящее время существует множество теорий, подходов, концепций организационных изменений. В качестве отправной точки анализа рассмотрим основные виды изменений в компании[13]. Их можно классифицировать в зависимости от:

  1. источников, порождающих изменения:
  • порожденные факторами внешней среды организации;
  • порожденные факторами внутренней среды предприятия (отметим, что, в основном, предприятия управляют только внутренними изменениями);
  1. вероятности событий:
  • непредвиденные (спонтанные) изменения;
  • планомерные (целенаправленные) изменения;
  1. направленности действия изменения во времени:
  • стратегические;
  • тактические;
  • оперативные;
  • стабилизационные;
  1. подхода к управлению изменениями:
  • постепенные изменения;
  • революционные изменения (кардинальные, быстрые, предполагающие полное обновление);
  1. элементной направленности в составе организационной системы управления:
  • изменения, ориентированные на цели (обычно реализуются в управлении по целям);
  • изменения, ориентированные на задачи (управление по результатам);
  • изменения, ориентированные на организационную структуру;
  • изменения, ориентированные на поведение персонала (управление организационным поведением и командованием);
  • изменения, ориентированные на опыт;

  1. формы проведения изменений:
  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  1. направленности в составе процесса управления:
  • изменения, связанные с планированием (диагностика, моделирование, программирование, прогнозирование);
  • изменения, связанные с функцией организации процесса управления (подготовка к реализации, координирование);
  • изменения, связанные с контролем (анализ, учет, коррекция);
  • изменения, связанные с мотивацией (потребности, стимулы, удовлетворенность);
  • изменения, связанные с коммуникацией (обратная связь, передача информации, групповая и командная работа, делегирование);
  • изменения, связанные с технологией принятия решений (подготовка, принятие, отчет, контроль)[14];
  1. функциональной направленности в составе менеджмента предприятия:
  • изменения в управления финансами;
  • изменения в управлении персоналом;
  • изменения в управлении маркетингом;
  1. радикальности и глубины преобразований:
  • изменения, связанные с перестройкой организации (фундаментальные изменения организации);
  • радикальные изменения (внутри организации происходят радикальные изменения, связанные с глубоким преобразованием, предполагающим полное обновление структур организации);
  • частичные изменения;
  • умеренные изменения;
  1. по характеру организационных изменений:
  • реактивные;
  • проактивные[15].

Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что с целью определения готовности организации к эффективной реализации нововведений должны быть соблюдены следующие принципы: уровень взаимодействия внешней среды должен соответствовать уровню взаимодействия внутренней среды и потенциалу системы[16].

Таким образом, необходимость преобразований в различных сферах деятельности организации диктуется нестабильным состоянием внешней среды. Практика управления изменениями показывает, что за последние годы изменения стали более дифференцированными, а различные типы изменений, соответственно, требуют разных стратегий управления ими.

    1. Модели управления изменениями на предприятии

Управление процессом реализации изменений и нововведений представляют внедрение и осуществление трансформационных стратегий с целью продвижения бизнеса или организации к достижению желаемых стратегических результатов[17]. На сегодняшний день наблюдается большое разнообразие моделей управления изменениями и нововведениями на предприятии[18]. Однако по сей день не имеется единой методологии анализа управления изменениями. Модели управления изменениями затрагивают различные аспекты процесса внедрения инноваций[19]. Представим основные модели изменений и нововведений организации на рисунке 1.