Файл: Мотивация и ее теории (Теоретические аспекты мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что главная особенность всех теорий мотиваций заключается в том, что ни одна из них не потеряла своей актуальности до настоящего времени. Это объясняется тем, что руководство использует основные выводы совершенно разных теорий, которые возможно являются несовместимыми с их спецификой деятельности.

1.3. Методы мотивации трудовой деятельности персонала

Система мотивации представляет собой действенный инструмент управления персоналом в случае, если она разработана качественно и применяется правильно на практике. Система мотивации включает в свой состав как материальные стимулы, так и нематериальные. Материальная мотивация – это совокупность материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации [11, с.209].

В таблице 1 представлено содержание основных экономических стимулов, которые образуют выше представленную структуру материального денежного стимулирования [32, с.101].

Таблица 1

Характеристика элементов материального денежного стимулирования

Материальные стимулы

Основное содержание

Заработная плата

Оплата труда наемного работника включает в себя основную (сдельную, повременную) и дополнительную заработную плату (надбавки, премии, доплаты за условия труда, совместительство, кормящим матерям, подросткам, за работу в праздничный дни, за сверхурочную работу)

Премиальная система

Оценочная оплата труда на основании количественных показателей, характеризующих качество труда работника за определенный период .

Бонусы

Единовременная выплата из прибыли организации (вознаграждения, добавочное вознаграждение, премия). Выделяют следующие виды бонусов: за определенные заслуги, за отсутствие прогулов, экспортный, за выслугу лет.

Участие в капитале

На основе покупки акций компании и получения дивидендов производится действие: приобретение акций работником может происходить на льготной или безвозмездной основе

Источник: [32]

В целях повышения эффективности деятельности организации и роста производительности труда, важно чтобы работник полностью понимал то, что увеличение прибыли компании находится в прямой зависимости с его интересами. Это является одним из важных принципов составления мотивационной системы персонала, получивший в литературе название «баланс интересов» [21, с.401].


Далее рассмотрим содержание материальной неденежной мотивации, в состав которой входят несколько групп стимулов (таблица 2).

Таблица 2

Материальные недежные стимулы

Виды

Назначение

Состав

Дополнительные условия труда

Обеспечение средствами труда, которые не предусмотрены в нормативах оборудования рабочего места

А) оплата сотовой связи (полная или частичная)

Б) оплата расходов на транспорт (предоставление служебного транспорта)

В) оплата представительских расходов

Социальные

Высвобождение времени сотрудника для повышения эффективности использования рабочего времени

А) негосударственное пенсионное обеспечение
Б) доставка сотрудников на работу или с работы
В) компенсация стоимости отдыха детей
Г) оказание материальной помощи

Имиджевые

Повышение статуса сотрудника внутри компании и вне нее

А) предоставление служебного автомобиля для поездок на деловые встречи, командировки
Б) дополнительное медицинское страхование по расширенной программе, в т.ч., членов семьи
В) полная компенсация затрат на оплату членства в фитнес-клубе

Индивидуальные

Привлечение / удержание особо важных сотрудников

А) оплата обучения
Б) предоставление путевок;

В) обеспечение служебным жильем/компенсация стоимости аренды жилья

Источник: [32]

Если система мотивации персонала строится исключительно на действии материальных факторов и не учитывает нематериальные, то такую систему нельзя назвать в полной мере эффективной. В случае непрерывного повышения заработной платы со временем снижается отдача со стороны работника, на которую рассчитывают руководители организации. Кроме этого, существует возможность появления демотивирующего воздействия, если заработная плата имеет неоправданно высокий показатель [21, с.402].

В таблице 3 представлены основные методы морального стимулирования персонала.

Таблица 3

Характеристика основных методов морального стимулирования

Группа методов

Методы морального стимулирования

Организация корпоративных мероприятий

А) профессиональные конкурсы
Б) трудовые соревнования
В) корпоративные праздники
Г) мастер-классы
Д) событийные мероприятия;
Е) командообразующие мероприятия

Официальное признание заслуг

А) представление к государственным, профессиональным и общественным наградам
Б) награждение заслуженных работников дипломами, грамотами, ценными подарками, путевками, денежными суммами и т.п.
В) упоминание на публичных мероприятиях, совещаниях
Г) доска почета

Регулирование взаимоотношений в коллективе

А) комплектование подразделений с учетом фактора психологической совместимости
Б) научно-обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров
В) применение социально-психологических методов, которые способствуют выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия

Систематическое информирование персонала

А) собрания трудового коллектива
Б) организованный внутренний пиар; локальные корпоративные СМИ (газета, журнал, сайт, т.п.)

В) презентации успешных проектов


Источник: [21]

Основными задачами морального стимулирования являются: формирование положительной мотивации сотрудников, позитивного настроения внутри организации; создание благоприятного отношения у работников к трудовой деятельности, коллективу и т.д.

Уверенность в справедливости признания трудовых заслуг формирует активную жизненную позицию, а также возвышает саму личность работника.

В таблице 4 отображены основные методы организационного стимулирования персонала [18, с.193].

Таблица 4

Характеристика основных методов организационного стимулирования

Группа методов

Методы организационного стимулирования

Повышение качества трудовой жизни

А) интеллектуализация трудовых функций
Б) улучшение условий труда и оснащения рабочих мест
В) профессиональное развитие и обучение персонала
Г) эргономика и дизайн помещений

Вовлечение персонала в процесс управления

А) предоставление возможности группового обсуждения готовящихся решений
Б) поощрение добровольных объединений работников в группы по решению проблем организации
В) ротация рабочих мест и операций
Г) обеспечение участия в собственности
Д) использование схем вознаграждения идей

Управление карьерой

А) планирование, мотивация и контроль профессионального роста сотрудников
Б) организация обретения необходимого уровня профессиональной подготовки
В) поощрение инициативы и творчества
Г) поиск и поддержка талантов

Организация трудовых соревнований

А) смотры профессионального мастерства
Б) профессиональные конкурсы;
В) соревнования коллективов

Источник: [18]

Представленные методы направлены, в первую очередь, на изменение чувства удовлетворенности работников своим трудом в данной компании.

Наличие хорошо продуманной системы мотивации, а также своевременных управленческих решений со стороны руководства приведет к созданию оптимальной структуры управления, которая будет обеспечивать наиболее полное соответствие целей сотрудника и организации, взаимный учет потребностей с двух сторон.

В заключение стоит отметить, что мотивация персонала является одной из важных функций менеджмента, предполагающая под собой формирование условий, которые будут регулировать трудовые отношения на предприятии. Вследствие чего происходит появление потребности усердно трудиться у работника или группы работников, так как это единственный пусть достижения своего оптимума в удовлетворении собственных потребностей.


2. Анализ системы мотивации персонала в ТД «Бытовая химия»

2.1. Организационно-правовая характеристика ТД «Бытовая химия»

Объектом исследования является деятельность индивидуального предпринимателя Суходоева Владимира Николаевича, действующего на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

ИП Суходоев В.Н. не является юридическим лицом, не имеет уставного капитала и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о регистрации. Вопросы деятельности ИП Суходоев В.Н., решаются в соответствии с действующим законодательством Удмуртской Республики и Российской Федерации.

ИП Суходоев В.Н. в районной налоговой инспекции был присвоен ИНН 182900230861. Регистрация индивидуального идентификационного номера от 20.12.1996 г. ИП выдан Общероссийский Государственный Регистрационный Номер – 304183711400109.

ИП Суходоев В.Н. имеет обособленное имущество, расчетный счет в банке, круглую печать и угловой штамп со своим наименованием.

Видами деятельности Суходоева В.Н. являются:

51.44.4 - Оптовая торговля чистящими средствами

51.6 - Оптовая торговля машинами и оборудованием

70.32 - Управление недвижимым имуществом

52.45.1 - Розничная торговля бытовыми электротоварами.

Главной целью деятельности ИП Суходоев В.Н. является получение прибыли. Как экономический субъект, индивидуальный предприниматель является продавцом определенных товаров и услуг, необходимых на российском рынке, т.е. удовлетворяет платежеспособный спрос на эти товары и услуги.

Фактически на период рассмотрения деятельности организация занимается розничной торговлей бытовой химии ТД «Бытовая химия». Согласно штатному расписанию у ИП Суходоев В.Н. на 01.01.2018 г. числится 30 человек, в 2016 г. - 25 человек.

Структура управления ИП Суходоев В.Н. представлена на рисунке 3.

Источник: составлено автором

Рис.3. Управленческая структура управления ТД «Бытовая химия»

Управление ИП Суходоев В.Н. осуществляется в рамках линейно-функциональной структуры. Видимые преимущества данной организационной структуры управления:


  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  • исключение дублирования в выполнении управленческих функций;
  • не длительная процедура принятия решения.

Организация возглавляет директор, непосредственно сам индивидуальный предприниматель, который является единоличным исполнительным органом предприятия и руководит в соответствии с законодательством РФ всеми видами деятельности предприятия.

Каждое подразделение выполняет определенные для них функции на определенном уровне организационной структуры. Разница функциональных обязанностей различных уровней заключаются в том, что на более высоком уровне занимаются стратегическим управлением, созданием благоприятных внешних условий, а на более низком уровне больше внимания уделяется текущему управлению, работе с персоналом, текущей деятельности и обеспечению условий для нее.

Деятельность работников общества регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников. По каждому отделу имеется положение, где описаны цели создания отдела, стоящие перед ним задачи, его место в структуре управления, иерархические взаимоотношения.

В целом структура предприятия рациональна, позволяет руководству быстро и эффективно оценивать текущую работу подразделений, принимать оперативные решения и планировать стратегические направления деятельности предприятия; связи между подразделениями отлажены и способствуют их эффективной работе.

2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности

На сегодняшний день предметом деятельности ИП Суходоев В.Н. является розничная торговля. Динамика основных товарных групп ИП Суходоев В.Н. представлена в таблице 5.

Таблица 5

Товарная структура реализации товаров по основным группам товаров ТД «Бытовая химия» ИП Суходоев В.Н.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г.

в % к

2015 г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Средства для стирки

7187

28

8884

31

7009

30

97,5

Моющие средства общего назначения

12320

48

14043

49

11682

50

94,8

Средства дезинфекции для санузлов

2823

11

2579

9

2336

10

82,7

Моющие средства для кухни

1283

5

1146

4

935

4

72,8

Средства для очищения

1283

5

1146

4

701

3

54,6

Прочая продукция

770

3

860

3

701

3

91,0

Итого

25667

100

28659

100

23363

100

91,0