Файл: Определение рыночных возможностей предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключении SWOT-анализа укажем угрозы, которые могут помешать предприятию занимать желаемое место на рынке:

  • наличие сильных конкурентов, особенно за рубежом;

Для более удобного визуального восприятия составим обобщенную таблицу по данным SWOT-анализа.

Таблица 2.9 – SWOT-анализ ОАО «Речицадрев»

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Известность бренда

1. Текучесть кадров

2. Широкий ассортимент

2. Низкий уровень мотивации

3. Приемлемая цена

4. Скидки

5.Эффективная рекламная деятельность

6. Высокое качество

7. Высококвалифицированный персонал

8.Развитие технологий

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

1. Выход на новые рынки

1. Сильные конкуренты

2. Перспективы технического развития

3. Увеличение ассортимента

4. Участие в тендерах

5. Постоянное совершенствование

По результатам SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность предприятия высока: количество положительных сторон в деятельности предприятия значительно больше недостатков, имеется достаточно возможностей для дальнейшего развития.

Следовательно, исходя из расчетов, можно сделать вывод, что предприятие ОАО «Речицадрев» конкурентоспособно.

Предприятие имеет преимущество над своими прямыми конкурентами, развивается, выходит на новые рынки, инвестирует в новые технологии. Высококачественная продукция по приемлемым ценам составляют основу конкурентоспособности предприятия.

Изучив конкурентоспособность предприятия ОАО «Речицадрев» можно сделать следующие выводы: предприятие занимает лидирующие позиции в РБ, оно входит в пятерку лидеров по Республике. Товар соответствует всем требованиям рынка: техническим, эстетическим и экономическим. Предприятие динамично развивается, расширяет ассортимент, выходит на новые рынки, постоянно совершенствуется. Так же открывается все больше и больше фирменных магазинов по Республике, в данный момент их насчитывается уже 11. Предприятие осуществляет как розничную, так и оптовую торговлю. Постоянно участвует во всевозможных выставках за рубежом и занимает призовые места, тем самым привлекая все больше и больше зарубежных потребителей. Большое количество продукции идет на экспорт.


2.2 Разработка программы исследования

2.2.1 Характеристика исследования

Предметом исследования является исследование и анализ конкурентной среды организации ОАО «Речицадрев».

Объект исследования: ОАО «Речицадрев»

Этапы маркетингового исследования заключается в выявление проблемы на рынке, разработка целей маркетинговых исследований. Они бывают трех видом: поисковые, описательные, казуальные. В отчете о исследования использованы будут поисковые цели. Далее используем 2 вида источников информации: вторичные и первичные. Непосредственно сбор информации. Будем использовать в качестве сбора информации экспертные опросы. Так как опрос будет проводиться между сотрудниками ЗАО «Гомельский ВСЗ». Проанализируем собранную информацию, обобщим результат.

Цель маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Данное предприятие самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов.

На ЗАО «Гомельский ВСЗ» проводятся анкетирование каждый квартал с потенциальными потребителями. Так же проводят анкетирование по отдельным видам экономической деятельности. В отчете по анкетированию оценки удовлетворенности по заключенным договорам с заказчиками рассматривались следующие оценочные показатели: цена, качество, условия оплаты, условия доставки, сертификация. Отчет по анкетированию представлен в приложении Д.

2.2.2 План мероприятий исследования

Экспертный опрос – это опрос лиц, чья профессиональная деятельность, непосредственно связанна с объектом исследования.

2.3 Сбор, анализ и интерпретация информации

2.3.1 Изучение вторичной информации

Рассчитаем глубину товарных групп, широту товарного ассортимента по данным 2012 года.

Глубина товарных групп:

Для Группы новые вагоны составляет 4 позиций:

  • изготовление нового кузова вагона на базе старой рамы вагона;
  • изготовление совмещенного вагона-дефектоскопа на базе вагона модели 61-4170 производства ОАО ТВЗ;
  • изготовление новых вагонов с использованием комплектующих производства ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»;
  • изготовление нового ССПС – мотовозы МПТ-4;

Группа Ремонт вагонов составляет 5 позиций:

  • четырехосные пассажирские вагоны плацкартные, купейные, мягкие, РИЦ, межобластные, почтовые, багажные, почтово-багажные, рестораны;
  • вагоны-путеизмерители: ЦНИИ-2, ЦНИИ-4МД, КВЛ;
  • лаборатории: дефектоскопная, весоизмерительная, флюорографическая, метрологическая, автоматики и радиосвязи;
  • станции: мостоиспытательная, тоннелеобследовательная, водонасосная, радиостанция, электростанция и др.;
  • вагоны специального назначения: совмещенные вагоны-дефектоскопы, служебные, аптеки, клубы, спецбагажные, связи, дизель-электростанция, турные и др.;

Группа ремонт колесных пар:1500 позиция

Группа запчасти для ремонта подвижного состава:2000 позиций

Широта ассортимента:

Группа новые вагоны +Группа ремонт вагонов +Группа ремонт колесных пар +Группа запчасти для ремонта подвижного состава=4 группы

Построим диаграмму «По структуре товарного ассортимента»

Рисунок 2.1- Схема ассортимента продукции за 2012 год

На схеме ассортимента продукции за 2012 год видно, что ассортимент разделяется на 4 основные группы. Удельный вес групп составляет: новый вагон – 0,11%, ремонт вагонов и колесных пар - 0,14% и 43% соответственно, запчасти для ремонта подвижного состава равняется 57%.

Произведем АВС-анализ производственной программы ЗАО «Гомельского ВСЗ» по показателям дохода и/или прибыли .

Таблица 2.5 - АВС-анализ производственной программы предприятия

Исходная информация для проведения АВС-анализа

АВС-анализ

Наименование

изделия

ТП, тыс. руб.

Доля позиции в общем запасе, %

№ позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в общих запа-сах

Доля позиции в общей сумме запасов

Доля нарастающим итогом

Группа

1

2

3

4

5

6

7

1.Производство столярных изделий

260

0,06

9

74,58

74,58

А

2.Производство деревянной тары

23

0,01

8

23,54

98,12

С

3.Производство пластмассовых изделий

19

0,00

13

0,82

98,94

С

4.Литье стали

2462

0,52

4

0,52

99,46

С

5.Производство изделий из проволоки

58

0,01

10

0,16

99,62

С

6.Производство крепежных изделий

591

0,13

6

0,13

99,75

С

7.Производство прочих металлических изделий

599

0,13

7

0,13

99,88

С

8.Производство железнодорожного подвижного состава

110539

23,54

1

0,06

99,94

С

9.Ремонт и техническое обслуживание ж/д подвижного состава

350191

74,58

14

0,02

99,96

С

10.Производство мебели для офисов

759

0,16

12

0,01

99,97

С


Продолжение таблицы 2.5

11.Производство стульев и др. мебели

24

0,01

5

0,01

99,98

С

12.Производство прочей мебели

45

0,01

11

0,01

99,99

С

13.Производство тепловой энергии тепловыми электростанциями

3871

0,82

2

0,01

100

С

14.Производство машин и оборудования специального назначения

85

0,02

3

0,00

100

С

Итого

548170

100

-

-

-

-

Из АВС-анализа следует, что в группу А, которая составила 74,58% реализации, вошло производство столярных изделий. Группа С содержит все остальные наименования продукции, значит имеют низкий стоимостной объем.

По результатам проведенного анализа наглядно представлен на рисунке:

Рисунок 2.3- АВС-анализ производственной программы предприятия

2.2.4 Оценка конкурентоспособности

Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение Общества сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Предприятием ведется текущий мониторинг качества и использования приобретенных материалов и комплектующих с целью внесения предложений по повышению эффективности работы.

Для этого проводится анализ поставок по следующим направлениям:

  • цена;
  • условия оплаты;
  • сроки поставки;
  • качество;
  • условия хранения;
  • порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Произведем расчет конкурентоспособности ремонта вагонов ЗАО «Гомельского ВСЗ» и ОАО «Минский ВРЗ».Расчет представлен в таблице.

Таблица 2.6 - Расчет конкурентоспособности товара

Свойства

Удовлетворение потребности, балл

Коэффициент

Ремонт вагонов

ЗАО «Гомельский ВСЗ»

ОАО «Минский ВРЗ»

1

2

3

4

Реклама

10

8

0,5

Ассортимент

8

7

0,3

Стимулирование потребителей

6

7

0,1

Качество ремонта

7

7

0,1

Цена,млн руб

800

800

1


Сводный индекс потребительский =8/10*0,5+7/8*0,3+7/6*0,1+7/7*0,1= 0,88

Сводный индекс экономический = 800/800*1=1

Интегральный показатель = 0,88/1=0,88

Вывод: интегральный показатель ЗАО «Гомельский ВСЗ» по сравнению с ОАО «Минский ВРЗ» составил 0,88, что меньше 1.Следовательно, ЗАО «Гомельский ВСЗ» превосходит по конкурентоспособности ОАО «Минский ВРЗ». Значит, ЗАО «Гомельский ВСЗ» целесообразно выходить на рынок с ремонтом вагонов

Оценивая конкурентоспособность завода, по критерием представили в таблице. По данным расчетам можно сделать вывод о том, что ремонт вагона на предприятии ЗАО «Гомельский ВСЗ» превосходит конкуренту: так как потребительский сводный индекс 1,33 > 1, свойства ремонта вагонов предприятия «Гомельский ВСЗ» лучше, а экономический сводный индекс 1,31 > 1 – ремонт вагонов предприятия «Минский ВРЗ» дороже. Предприятию «Минскому ВРЗ» следует принять меры по снижению себестоимости продукции, для повышения ее конкурентоспособности.

На ЗАО «Гомельском ВСЗ» традиционно применяются три основных метода реализации изделий: экстенсивное, исключительное и выборочное распределение предприятием своей продукции на рынке.

Смысл экстенсивного распределения заключается в реализации изделий (гвозди строительные, метизы и др.) на любом предприятии розничной торговли, которое готово этим заниматься.

Исключительное распределение состоит в выборе торговых посредников в данном географическом регионе, которые продают продукцию предприятия. При выборочном распределении продукции на рынке предприятие-изготовитель вступает в соглашение с предприятием, которому предоставляется исключительное право реализовывать продукцию предприятия в том или ином регионе, в частности запасные части к подвижному составу в Российской Федерации, странах Балтии, Республике Казахстан, Республике Украина.

Ремонт или переоборудование вагонов, поставку запасных частей к подвижному составу заводу целесообразно реализовывать, используя методы исключительного и выборочного распределения.

Структура получения предприятием выручки от реализации продукции в разрезе основных распределительных каналов представлена в таблице.

Таблица 2.12 – Структура получения предприятием выручки от реализации продукции в разрезе основных распределительных каналов

Регион сбыта

Продукция

Выручка от реализации, млн. руб.

Прямые продажи

Оптовая торговля

Собственная ТПС

1

2

3

4

5

Беларусь

Новый вагон

15682

19258

13680

Ремонт вагонов

16298

12200

7980

Ремонт колесных пар

9025

11581

17618

Изготовление колодок

17721

8700

9725

ВСЕГО

58726

51739

49003

Российская Федерация

Новый вагон

7475

7598

9458

Ремонт вагонов

6526

15545

8234