Файл: Основные функции в системе менеджмента (Планирование как основа и первый этап менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скалярный принцип. Это относится к цепочке прямых официальных отношений руководителей и подчиненных по всей организации. В организации всегда должен быть человек с высшей властью. Чем чище линия официального общения высшего руководителя с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и общения[20].

Принцип контроля дальности.

Для каждой руководящей должности существует ограничение на количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один человек.

Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) власти (власти).

Централизация - концентрация прав на принятие решений на высшем уровне управления организацией. Децентрализация - это передача прав нижестоящим органам власти[21].

Таким образом, функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, ее рационализации.

Задачей менеджеров является выбор организационной структуры, которая наилучшим образом соответствует целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, эффективно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

1.3. Сущность и значение мотивации как функции менеджмента

Мотивация - это процесс поощрения себя и других к работе, направленной на достижение личных целей и целей организации[22].

Теории мотивации основаны на определении потребностей человека и их структуры. Необходимость - осознание отсутствия чего-либо, движущий импульс к действию.

Теории Маслоу, Макклелланда и Герцберга являются одними из таких теорий[23].

Теория А. Маслоу:

1. Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасность и защита) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).

2. Поведение человека определяется самой низкой неудовлетворенной потребностью.

3. После удовлетворения потребности мотивирующий эффект прекращается.

Теория Макклелланда[24]:

1. Три потребности, которые мотивируют человека, - это потребность во власти, успех и принадлежность.

2. В настоящее время эти потребности высшего порядка важны, потому что

Потребности более низких уровней, как правило, уже удовлетворены.

Теория Герцберга[25]:


1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.

2. Наличие гигиенических факторов просто не развивается

неудовлетворенность работой.

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям более высоких уровней Маслоу и Макклелланда, активно влияют на поведение человека.

4. Чтобы эффективно мотивировать подчиненных, менеджер должен сам вникнуть в суть проблемы.

В связи с тем, что существуют различные способы мотивации, менеджер должен[26]:

  • во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудников;
  • во-вторых, создать атмосферу, способствующую мотивации сотрудников;
  • в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, потому что для того, чтобы быть полностью мотивированным и работать с полной отдачей, он должен четко понимать, что от него ожидают[27].

Система стимулирования представляет собой набор взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения целей[28].

Стимулы делятся на материальные и нематериальные. Материальные, в свою очередь, подразделяются на наличные (заработная плата, премии, пособия, займы и льготные кредиты) и безналичные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страховка, ваучеры, питание, подарки и т. д.) И функциональных (улучшение работы организация, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов в свободное время (гибкий рабочий день, дополнительный отпуск)[29].

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

1.4. Цели и задачи контроля в организации

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В наиболее общем виде контроль можно представить как процесс измерения фактических результатов, достигнутых с запланированными[30].

Контроль является одной из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функций управления. Одним из них, контроль, является процесс обеспечения достижения организацией своих целей.


По словам Коргового М.А. контроль - это управленческая функция, которая замыкает управленческий цикл, задачей которого является количественная и качественная оценка результатов работы организации[31].

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Благодаря функции контроля выявляются проблемы, которые позволяют организации корректировать свою деятельность для предотвращения кризисной ситуации[32].

Контроль позволяет исправлять ошибки, сознательные и безответственные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути к достижению цели. В то же время контроль позволяет определить, какая деятельность на пути к достижению цели была наиболее эффективной[33].

Основными инструментами для выполнения этой функции являются наблюдение, учет и анализ.

По периодичности они различаются: стратегический контроль, тактический контроль. Объектами стратегического контроля являются долгосрочные стратегические цели организации. Объектами тактического контроля являются показатели, отражающие состояние внутренней среды организации в определенный момент времени[34].

По времени контроля относительно фактического начала работ различают предварительный, текущий, итоговый контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ, его объектами являются основные ресурсы организации: людские, материальные, технические, финансовые, информационные и т. д.

Текущий контроль осуществляется в процессе работы, на всех этапах. Объектами текущего контроля могут быть как результаты работы, так и возможные отклонения заданных параметров при выполнении плана и причины отклонений. Текущий контроль в организациях может поддерживаться на разных уровнях.

Окончательный осмотр проводится после завершения работ. Объектом итогового контроля является качество и количество товаров и услуг, производимых организацией[35]. Именно этот тип контроля позволяет сравнивать фактические результаты, полученные с данными, оценивать деятельность организации в целом, каждого отдела и сотрудника, в частности.

По функциональному признаку различают[36]:

  • финансовый контроль (объектами которого являются прибыль и ее распределение; капитальные вложения по источникам дохода; затраты на приобретение оборудования; ликвидность; резервы; затраты; денежные средства и т. д.);
  • кадровый контроль (чьи объекты - заработная плата; социальные выплаты; потеря времени и т. д.);
  • маркетинговый контроль (объектами которого являются доля организации на рынке; объем продаж; торговые расходы);
  • контроль НИОКР (контролируется количество и качество новых разработок; затраченное время на разработку; полученные патенты и т. д.).

По характеру взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль.

Под внешним контролем родительская организация является субъектом управления, а объектом является деятельность организации, ее подразделений за определенный период времени.

Под внутренним контролем субъектом контроля являются должностные лица (руководители организации), а объектом контроля являются подчиненные им работники[37].

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды является залогом успешного функционирования организации.

Таким образом, на основании рассмотренного материала первой главы мы делаем следующие выводы:

Наиболее полное содержание управления как процесса отражает основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Основными функциями управления являются: планирование, организация, мотивация, контроль.

Прогнозирование - это прогноз производительности предприятия.

Под организацией понимается процесс[38]:

  • определения рациональных форм разделения труда;
  • распределение работы между работниками, группами работников и отделами;
  • разработка структуры управления;
  • регулирование функций, подфункций, работ, операций;
  • установление прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц;
  • подбор и расстановка кадров.

Мотивация - это процесс поощрения себя и других к работе, направленной на достижение личных целей и целей организации.

Стимулы делятся на материальные и нематериальные. Контроль является одной из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функций управления. Одним из них, контроль, является процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Благодаря функции контроля организация может оценивать свои результаты в соответствии с поставленными целями.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


2.1.Характеристика системы управления в современных организациях

Предприятие должно быть управляемым. Управление может быть эффективно осуществлено, только если на предприятии задействованы работники и структурные подразделения.

Структура управления предприятием напрямую зависит от его общей организационной структуры. Наличие функциональных подразделений и подразделений на предприятиях приводит к многоуровневой системе управления[39].

Каждый уровень управления - это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координации действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархических и кооперативных отношениях.

Обычно существует три уровня управления предприятием, которые представлены в виде иерархической пирамиды управления[40].

Менеджеры более низкого уровня (операционные менеджеры) - это лица, которые управляют сотрудниками, которые непосредственно выполняют производственные функции.

Менеджеры среднего звена - это руководители крупных подразделений, отделов или служб предприятия[41].

Руководители высшего звена несут ответственность за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части.

Основные положения системы управления персоналом.

Система управления персоналом - это формирование, использование, стабилизация и управление.

Формирование (формирование) персонала организации - это особый этап, в процессе которого закладываются основы ее инновационного потенциала и перспективы дальнейшего роста[42].

Этот этап чрезвычайно важен в жизненном цикле нового предприятия. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа[43].

Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в нем как в меньшей, так и в большей степени сказывается на уровне трудового потенциала. Это означает, что как дефицит, так и избыток персонала одинаково влияют на трудовой потенциал.

Таким образом, целью формирования персонала является минимизация резерва нереализованных возможностей, что обусловлено несоответствием потенциала трудовых способностей и личностных качеств, которые потенциально могут быть сформированы в процессе обучения, и возможностями их использования при выполнении конкретных видов работа, потенциальная и фактическая занятость в количественном и качественном выражении.