Файл: Основные функции в системе менеджмента (Планирование как основа и первый этап менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В рыночной экономике всегда были повышены требования к управлению. Это связанно с высокой сложностью, как производства продукции, так и ее реализации.

На рынке выступает большое количество организаций, предприятий, фирм, которые каждый день сталкиваются с разного рода проблем. С возникшими проблема можно справится с помощью менеджмента.

Менеджмент – это современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики.

В разных дисциплинах есть свои основные функции. Так и в менеджменте есть свои основные функции. Эти функции рассматриваются не только в теории, но они еще активно применяются на практике.

С помощью основных функций менеджмента планируется, контролируется деятельность любого предприятия. В любой организации существуют свои цели, задачи, которые она разрабатывают в зависимости от своей деятельности.

Это очень важно, так как если предприятие не будет планировать организационные вопросы для своей деятельности, то соответственно сотрудники не смогут четко выполнять свои профессиональные обязанности, а это приведет в свою очередь к убыткам предприятия.

Руководство должно четко понимать, что они не одни на рынке и поэтому им необходимо расширять, продвигать, рекламировать свое предприятие и т.д.

Каждая организация осуществляет свою деятельность для получения максимальной прибыли. Каждая функция менеджмента должна применяться и совершенствовать предприятиями. От этого зависит их будущее.

Объект исследования – основные функции менеджмента.

Предмет исследования — основные функции в системе менеджмента.

Цель курсовой работы заключается в изучении основных функций в системе менеджмента.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить планирование как основу и первый этап менеджмента;

2. Рассмотреть организацию как функция менеджмента;

3. Исследовать сущность и значение мотивации как функции менеджмента;

4. Выявить цели и задачи контроля в организации;

5. Дать характеристику системы управления в современных организациях;

6. Проанализировать реализацию функций менеджмента в организациях;

7. Предложить направления по совершенствованию функций менеджмента.

Теоретическую основу исследования составили труды Бакштанского В.Л., Глухова В.В., Гуркова И. Б., Игонина, Л.Л., Мельникова В.П. и других.


Теоретические обобщения и выводы, которые приводятся в данном исследовании, направлены на дальнейшее развитие теории функций менеджмента. Теоретические положения ориентированы на развитие теоретических основ функций менеджмента и процесса реализации их в организациях.

Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций и Направления по совершенствованию функций менеджмента.

Структура данной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Планирование как основа и первый этап менеджмента

Функция - широко распространенное понятие, используемое в философии, биологии, математике и других науках.

Функция в управлении относится к особому виду управленческой деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект[1].

Процесс управления представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций управления, выполняемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-экономической системы.

Процесс управления является циклическим, непрерывным во времени и пространстве.

Функциональными элементами цикла управления, составляющими его содержание, являются единицы управленческой деятельности - функции управления[2].

Функция управления отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, набор обязанностей подсистемы управления (субъекта управления). Конечным результатом управления является развитие управленческого влияния, команды, порядка, направленных на достижение цели[3].

Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция управления - это область определенного процесса управления, а система управления для конкретного объекта или вида деятельности - это набор функций, связанных одним циклом управления.


Анри Файоль, разработчик теории административного управления в начале 20-го века, выделил 5 начальных функций административного процесса: предвидение, организация, управление, координация, контроль[4].

Отечественные исследователи предлагают различные функции управления и их различные интерпретации: «планирование, организация, мотивация, контроль и координация»[5] или «постановка целей, прогнозирование, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет»[6] и т. д.

Мы сосредоточимся на следующей классификации функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Управление - это реализация нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация сотрудников, координация и регулирование деятельности и контроля.

Следует обратить внимание на толкование понятия «планирование»:

«Планирование - это научно обоснованное планирование деятельности»[7]

Планирование - это разработка плана, который определяет, что должно быть достигнуто и с какими рычагами, в соответствии со временем и пространством[8].

С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может достичь, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, действия правительства, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, потребительские предпочтения, общественное мнение, технологии развития) 7.

В широком смысле слова планирование - это деятельность по разработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата[9].

На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшей целью которой является неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни людей, создание более благоприятных условий для всестороннего развития личности о дальнейшем повышении эффективности всего общественного производства. Для достижения этих целей выбираются методы набора взаимосвязанных действий. Ресурсы, необходимые для выполнения задач[10].


Цели и задачи, изложенные в плане, должны быть связаны с материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства - важнейшее условие его эффективности. Организация выполнения плана и контроль. Связь плановой работы с конечной целью производства, потребностями общества налажена. Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (верхний уровень) - это попытка взглянуть на долгосрочную перспективу фундаментальных компонентов организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее среде; определить, что, вероятно, будет поведение конкурентов. Основная задача планирования на этом уровне - определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише[11].

Тактическое планирование (средний уровень) - это определение промежуточных целей, направленных на достижение стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые родились в стратегическом планировании[12].

Оперативное планирование (нижний уровень) является основой основ планирования. В операционные планы, стандарты деятельности, должностные инструкции и т. д. Вписываются в такую систему, в которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и основных целей организации[13].

Эффективность планирования зависит от принципов, которыми руководствуются при разработке планов.

1. Полнота планирования - принимаются во внимание все события и ситуации, которые могут быть важны для развития организации.

2. Точность планирования - использование современных методов и средств обеспечения точности прогнозов.

3. Четкость планирования - формулировка планов должна быть доступна всем членам организации.

4. Непрерывность планирования - планирование - это не разовый акт, а непрерывный процесс.

5. Эффективность планирования - затраты на планирование должны быть соразмерны с преимуществами планирования[14].

Таким образом, мы выявили, что функция – это широко распространенное понятие, используемое в философии, биологии, математике и других науках.

Процесс управления является циклическим, непрерывным во времени и пространстве.

Управление - это реализация нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация сотрудников, координация и регулирование деятельности и контроля.


С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы.

1.2. Организация как функция менеджмента

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап управления. Организация относится к процессу[15]: •

- определение рациональных форм разделения труда;

- распределение работы между работниками, группами работников и отделами;

- разработка структуры государственных органов;

- регулирование функций, подфункций, работ, операций;

- установление прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц;

- подбор и расстановка кадров.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, ее рационализации.

Организация работы - это функция, которую должны выполнять все менеджеры - независимо от ранга[16].

Однако, хотя смысл этой концепции заключается в делегировании прав и обязанностей по разделению труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается высшим руководством[17].

В то же время задачей менеджеров является выбор организационной структуры, которая наилучшим образом соответствует целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, эффективно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как ее внешняя, так и внутренняя среда[18].

Тем не менее организация управления основана на ряде базовых принципов:

Принцип разделения труда.

Суть в том, что все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимизировать достижение поставленных целей. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и мотивации сотрудников, которые будут их выполнять[19].

Чтобы преодолеть негативные последствия узкой специализации труда, целесообразно расширить зону работы, чередовать (альтернативную) работу и привлекать работников к принятию решений, связанных с ними (стратегия участия).