Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности
1.2 Современные теории мотивации трудовой деятельности
1.3 Виды, формы и методы мотивации
ГЛАВА 2. РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИП ОЛЬШАНСКАЯ Г.А.
2.1 Характеристика деятельности ИП Ольшанская Г.А
2.2 Анализ системы мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А.
2.3 Совершенствование системы мотивации ИП Ольшанская Г.А.
2.2 Анализ системы мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А.
Для анализа существующей системы мотивации деятельности персонала в ИП Ольшанская Г.А. было проведено анкетирование, в котором приняло участие 50 сотрудников. Анкета для персонала представлена в Приложении Б.
На вопрос анкеты «Способна ли существующая система мотивации воздействовать на желание работников работать лучше?» 54% опрошенных отметили неспособность воздействия данного фактора, 46% опрашиваемых дали соответственно противоположный ответ.
На вопрос «В настоящий момент присутствует ли у вас заинтересованность в работе с полной отдачей?»: 40% рабочих и 60% руководителей ответили утвердительно, но при этом среди специалистов данный ответ не был отмечен.
Анализ ответов на вопрос «Существует ли у вас потребность повысить свое профессиональное мастерство и квалификацию?» можно отметить, что 17% руководителей, 33% специалиста и 50% рабочих ответило утвердительно.
На вопрос «Существует ли у вас в организации перспектива карьерного роста и возможность стать руководителем?» 12% руководителей и 33% специалиста, 55% рабочих ответили, что данная перспектива на сегодняшний день недостаточна, оставшаяся часть персонала довольна занимаемым им положением.
Анализ ответов на вопрос «Заботится ли руководство организации о здоровье и благополучии своих сотрудников?» показал, что все принявшие участие в анкетировании ответили утвердительно, однако некоторые опрошенные внесли ряд пожеланий, а именно организация медицинского обслуживания по мере необходимости в поликлинике, находящейся рядом с предприятием, организация посещения бассейна.
На вопрос анкеты «Готовы ли Вы трудиться с полной отдачей, не сопоставляя её с размером заработной платы?» было установлено, что для 14% опрошенных «дело» важно само по себе и не зависит от размеров оплаты. У 70% трудящихся заработная плата, являясь единственным источником доходов, имеет превалирующее значение, а остальные мотивы находятся на второстепенных позициях. Состояние ценностей труда и иных жизненно важных ценностей свойственно 12% опрашиваемых. Труд как неприятную необходимость воспринимают 4% работников.
При ответе на вопрос: «Какой смысл в организации носит Ваша работа?» 18% опрошенных ответили, что они трудятся из-за интереса к самой работе и чувства долга, 63% полагают, что работа – средство получения дохода. 19% опрошенных за счет работы стремятся реализовать творческий потенциал, то есть соединить в себе умение качественно работать и получить соответствующее, как материально, таки и моральное вознаграждение за выполненный труд.
Анализ ответов на вопрос анкеты «К какой группе работников Вы себя относите с учетом мотивации?» можно выделять три основные группы работников с разным уровнем мотивации:
1 группа – работники с высоким уровнем мотивации (41% опрошенных);
2 группа – работники со средним уровнем мотивации (35% опрошенных);
3 группа – работники с низким уровнем мотивации (24% опрошенных).
Представителями первой группы в основном являются руководители и специалисты, в возрасте 26-45 лет, с высшим образованием, готовые к любым изменениям, которые направлены на повышение эффективность всей деятельности в целом. Для данной группы следует периодически осуществлять мониторинг мотивационной среды, чтобы применяемые в определенный промежуток времени стимулы, оказывали позитивное воздействие на их производительность. Так как факторы мотивации при отсутствии условий мотивационной среды могут стать демотиваторами.
Вторую группу работников в основном составили специалисты и рабочие в возрасте от 25 до 45 лет со средне-специальным образованием. Данная группа может воспринимать и способна повышать качество трудовой деятельности, при реализации мотивирующих воздействий, не противоречащих их целям и ценностям. В случае если материальный мотиватор, не соответствует потребностям и интересам работника, то его влияние не улучшает производительность, а напротив, снижает.
Третью группу мотивации в основном составили работающие пенсионеры, среди которых большинство руководителей и специалистов. Для данной группы самым главным стимулом является спокойная обстановка и стабильность. При этом некоторые работники выразили желание делиться приобретенными знаниями и опытом с молодыми сотрудниками, что может повысить их ценность и значимость для организации. Для молодых работников с низким уровнем мотивации важно не само качество их работы, а сам тот факт быть чем-то занятым. В данном случае люди еще просто себя не нашли, поэтому не могут сами установить, что их больше всего интересует в процессе трудовой деятельности.
По результатам проведенного анкетирования можно прийти к выводу, что система мотивации персонала – удовлетворительна. В процессе функционирования системы мотивации установлены некоторые трудности, снижающие эффективность ее реализации. Данные трудности выразились в том, что руководство организации, в процессе разработки системы мотивации не учло следующие ключевые аспекты:
– ожидания и интересы сотрудников;
– поддержка системы мотивации.
Можно выделить слабые места системы мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А.:
– организация наставничества четко неопределенна, а именно не установлено что получает сам наставник, то есть отсутствует материальное вознаграждение за обучение принятого молодого специалиста;
– должное внимание не уделено «омоложению» кадров и закреплению молодых специалистов;
– не проводятся социально-культурные мероприятия, которые направленны на оздоровление персонала организации: выезды на природу, посещение оздоровительных комплексов для молодежи, бесплатное медицинское обслуживание для пенсионного и предпенсионного возраста.
Структура системы мотивации и стимулирования персонала ИП Ольшанская Г.А. представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура системы мотивации и стимулирования персонала ИП Ольшанская Г.А.
В ИП Ольшанская Г.А. действуют повременная и сдельно-премиальная система оплаты труда. Стимулирование персонала организации производится на основании специально разработанного «Положения о стимулирующей части оплаты по трудовым договорам», которое введено с целью повышения ответственности работников и для обеспечения выполнения целевых показателей компании согласно утвержденным бюджетам.
При выполнении планов, за надлежащее и своевременное исполнение приказов, протоколов, распоряжений, технических и производственных совещаний, мероприятий, графиков, за выполнение персональных заданий, сотрудникам организации начисляется до 50% от суммы оклада. Размер доплат выражается в абсолютных цифрах (процентах) к тарифной ставке или окладу.
Сверхурочные работы для каждого работника не должны превышать 4-х часов в течение двух дней и 120 часов в год. Сверхурочная работа по желанию самого работника вместо повышенной оплаты труда может компенсироваться дополнительным временем отдыха, однако не менее времени, которое отработанно сверхурочно. Работа с 22.00 до 6.00 утра (ночное время) компенсируется в размере 50% оклада (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в данное время.
Также реализуется доплата работника за вредные и тяжелые условия труда, и особо вредные, и особо тяжелые. Доплаты за вредные условия труда подлежат корректировке одновременно с повышением заработной платы.
Таким образом, можно утверждать, что мотивация персонала ИП Ольшанская Г.А. удовлетворительна. Оценка системы мотивации организации в целом свидетельствует, о том, что в работе с персоналом применяется как материальное, так и морально-психологическое, и организационное стимулирование персонала.
2.3 Совершенствование системы мотивации ИП Ольшанская Г.А.
Эффективная система мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А. должна включать комплекс мероприятий, которые стимулируют персонал не только к трудовой деятельности, которая оплачивается, но и к особой старательности и желанию работать именно в данной организации. К получению высоких результатов в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей и повышению лояльности по отношению к компании.
Общая схема предлагаемых мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации персонала представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А.
С целью повышения производительности труда, развития у персонала личной и коллективной заинтересованности, повышения качества продукции и услуг, решения ряда социальных вопросов необходимо ввести разработанные мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала, которые будет способствовать улучшению финансово-экономического и кадрового состояния организации.
Организация наставничества необходима для «омолаживания» кадрового состава организации, а также повышения у молодого специалиста при приеме на работу его заинтересованности и сопричастности. Следует реализовать закрепление наставников из числа высококвалификационных специалистов, которые имеют достаточный опыт для передачи профессионального опыта и адаптации молодого специалиста в новом коллективе. Кроме того, руководителю подразделения следует ежемесячно, по итогам выполнения персональных планов, подводить итоги фактических успехов молодого специалиста для пересмотра размера заработной платы и ее дальнейшего повышения.
Одним из эффективных мероприятий по совершенствованию системы мотивации может быть организация среди персонала профессиональных конкурсов. Например, конкурс «Лучший и эффективный молодой специалист», схема организации и проведения которого представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Организация и проведение конкурса «Лучший и эффективный молодой специалист»
Данный конкурс желательно проводить один раз в год, опираясь на достигнутые результаты специалиста конкретного отдела, путем реализации анализа руководителем данного отдела и выдвижением им того специалиста, который является, по его мнению, наиболее эффективным. Программа конкурса должна состоять из торжественного награждения в данной номинации с вручением молодому специалисту диплома и денежной премии в размере 2000 тысяч рублей. Мероприятие в целом должно быть направленно на повышение роли рабочих и специалистов, а также руководителей среднего звена, выявлении лучших работников, которые выполняют свои профессиональные обязанности и распространении их опыта.
Для совершенствования системы мотивации персонала эффективным будет и проведение мероприятия «Лучший профессионал своего дела». Схема индивидуальной мотивации сотрудников заключается в следующем: на основании результатов работы за год руководители цехов и отделов, определяют лучшего специалиста согласно показателям индивидуальных планов. В дальнейшем в каждом цехе и отделе реализуется конкурс «Лучший профессионал своего дела». Победитель награждается грамотой «Лучший профессионал своего дела» и премией в размере 2000 рублей. Преимущества данной схемы заключается в следующем: создается эффект «соревнования», что в целом способствует повышению уровня мотивации сотрудников; лучшие сотрудники поощряются в индивидуальном порядке, исходя из результатов их работы за конкретный период времени, в данном случае они понимают, за какие заслуги их поощрили, а других сотрудников – нет; работники, которые трудятся менее результативно, имеют стимул работать намного лучше, так как они понимают, что в течение каждого месяца «результаты соревнования» пересматриваются и они в дальнейшем могут еще «заработать»; отсутствует «уравниловка», то есть поощрение каждого сотрудника устанавливается непосредственно от результата работы, выполненного им лично.
В большинстве случаев, если премия выплачивается «автоматически» и регулярно, она воспринимается сотрудниками в качестве неотъемлемой части заработной платы и лишение премии равносильно ее уменьшению. Для того чтобы такая ситуация не возникла, следует пересмотреть процент премиальных с увеличением окладов персонала и результатов деятельности организации, за конкретный период, выпустив дополнительный приказ об изменении уровня премиальных. Также следует все мероприятия освещать в газете с подробностями каждого конкурса с целью информирования всех работников о его наличии и большего вовлечения в него участников.
Руководству организации следует организовать оздоровление молодых сотрудников путем посещения спортивно-оздоровительного комплекса, а также медицинское обслуживание (по мере необходимости) для сотрудников зрелого возраста в поликлинике, которая находится рядом с ИП Ольшанская Г.А.
Посещение спортивно-оздоровительного комплекса можно осуществлять с периодичностью два раза в неделю, бесплатное медицинское обслуживание один раз в месяц. Вместе с тем следует продолжать традиции, которые установлены в организации. Например, оформление доски почета и выпуск газеты. Необходимо также более торжественно отмечать праздник «День предприятия». К празднику рекомендуется приурочить вручение премий и наград, памятных подарков-символов, а также реализовать подведение итогов различных конкурсов или в целом подведение итогов деятельности организации за год: выступление с докладами, постановка будущих целей и задач, озвучивание предложения сотрудников.