Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых главных задач предприятий различных сфер деятельности и форм собственности является поиск наиболее эффективных способов управления трудом, которые обеспечивают активизацию человеческого фактора и достижение лучших производственных результатов.

В современном менеджменте и теории управлении организацией все большее значение отдается мотивационным аспектам и мотивации в целом.

Мотивация персонала сегодня выступает главным средством обеспечения действенного использования ресурсов и мобилизации кадрового потенциала организации.

Ведущая цель процесса мотивации заключается в получении максимальной отдачи от использования существующих трудовых ресурсов, что дает возможность значительно повысить общую результативность и соответственно прибыльность хозяйственной деятельности организации.

Вопрос о мотивации труда и ее роли в поведении организации был поставлен в начале XX века Ф.Тейлором. Он утверждал, что любому руководителю необходимо решать проблему повышения отдачи от своих подчинённых, которые склонны работать вполсилы и скрывают истинный уровень производительности, а также при любой возможности готовы отвлечься от работы. По Тейлору, главная задача администрации заключается в нахождении способов, которые помогут заставить работников трудится с полной отдачей и в полную силу.

Мотивация – сложное психофизиологическое состояние, характеризующееся совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к деятельности. Сложность в рассмотрении данной темы заключается в том, что любая деятельность по существу является полимотивированой. Ее возникновение определено не одним единственным мотивом, а их совокупностью и их различной взаимосвязью, которая всегда видоизменяется.

Некоторые мотивы дополняют друг друга, а некоторые конфликтуют, они могут усиливать друг друга, или вовсе искажать деятельность человека, отчего он, в итоге, затрудняется установить, почему он поступил именно так, а никак не иначе. Многие мотивы мало того вовсе не осознаются человеком.

Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что в современной экономике наблюдаются негативные тенденции, которые связаны с падением доходов компаний. В кризисных условиях важно оптимизировать систему управления персоналом. Важнейшим элементом оптимизации кадрового менеджмента является необходимость раскрытия в процессе профессиональной деятельности трудового потенциала персонала, а также в создании условий, которые поддерживают у работника желание совершенствоваться, стимулирующих работников не только к продуктивному труду, но и к личностному саморазвитию. В связи с данными обстоятельствами, для любой организации необходимо осознать тот, что эффективная система мотивации труда должна предусматривать создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, которая дает заранее заданные результаты, выступает необходимым и условием удовлетворения социально обусловленных и значимых потребностей работников. Недостаточно только изменить условия труда и отношения в производственном процессе, нужно, чтобы они адекватно воспринимались работниками, и пробуждали у них интерес к работе и содействовали развитию результативных схем мотивации персонала организации.


Проблема исследования роли мотивации в поведении организации относится к тем проблемам, которым уделяется, как правило, большое внимание, как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. По существу, проблем мотивации труда разрабатывалась всеми ведущими теоретиками и практикам менеджмента. В настоящее время, в целом, данная проблема характеризуется высоким уровнем разработанности в теоретическом аспекте.

В отечественной науке изучением проблем мотивации труда проводилось в трудах, таких ученых, как Т.Ю. Базаров, А.Я. Кибанов, П.В. Журавлев, В.А. Спивак, В.А. Слесарев.

Объектом курсовой работы является мотивация персонала.

Предметом курсовой работы выступает роль мотивации в поведении организации.

Цель курсовой работы состоит в исследовании, как и теоретическом, так и практическом определении роли мотивации в поведении организации.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделать следующие задачи:

– рассмотреть понятие и сущность мотивации трудовой деятельности;

– изучить современные теории мотивации;

– определить основные виды, формы и методы мотивации персонала;

– представить характеристику деятельности ИП Ольшанская Г.А;

– проанализировать систему мотивации персонала в ИП Ольшанская Г.А.;

– разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в ИП Ольшанская Г.А.

При работе над темой в курсовой работе были использованы общенаучные методы: синтез, анализ и сравнение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности

Под мотивацией человека к деятельности в самом общем виде понимается совокупность всех движущих сил, которые заставляют его выполнять конкретные действия. Данные силы находятся, как вне, так и внутри человека и понуждают его осознанно или не осознанно осуществлять поступки[[1]]. При этом связь между силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут по-разному реагировать на схожие воздействия со стороны одних и тех же сил.


Более того, как само поведение человека, так и осуществляемые им действия могут также воздействовать на его реакцию, в связи, с чем может меняться и степень влияния воздействия, и направленность поведения, которая вызвана данным воздействием[[2]]. Учитывая данные обстоятельства, более детализированное определение понятия «мотивация» может звучать следующим образом:

– мотивация является совокупностью внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих ее границы и формы и придающих ей направленность, которая ориентирована на достижение конкретных целей.

Воздействие мотивации на поведение каждого человека обусловлено множеством факторов, во многом оно очень индивидуально и меняется под влиянием обратной связи со стороны его деятельности[[3]].

В научной литературе представлено множество определений термина «мотивация»:

1. Мотивация – процесс побуждения, как себя, так и иных людей к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации.

2. Мотивация представляет собой процесс, с помощью которого руководитель побуждает персонал организации работать, с целью выполнения организационных задач, и одновременно удовлетворения их личных потребностей.

Различные взгляды касательно определения термина «мотивации» высказывались и учеными, так, по мнению Б.Ю. Сербинского мотивация в целом является побуждением людей к выполнению деятельности. С точки зрения М.И. Магура именно мотивация выступает тем, что активизирует необходимое трудовое поведение, а также направляет его и поддерживает[[4]].

М.Мескон под мотивацией понимал совокупность лишь тех мотивов, которые обусловлены и связаны смыслообразующим направлением деятельности, и внутренней детерминанты, которая устанавливает общую направленность поведения.

И.Б. Дуракова под мотивацией понимает процесс побуждения к деятельности, направленный на формирование мотивов трудового поведения под воздействием внутренних и внешних факторов в совокупности.

По мнению О.С. Виханский и А.И. Наумов мотивация представляет собой внешние и внутренние движущие силы, которые побуждают человека к деятельности, а также направленность, ориентированная на достижение конкретных целей. В работе А.Я. Кибанов мотивация определяется в качестве внутреннего процесса осознанного выбора человеком типа трудового поведения, который устанавливается комплексным влиянием внешних и внутренних факторов[[5]].


В.М. Цветаев под мотивацией понимает процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация), и одновременно создания стимулов (внешняя мотивация), с целью побуждения человека к результативному труду[[6]].

Э.А. Уткин определяет мотивацию труда как стремление работника получить конкретные блага или при этом удовлетворить личные потребности посредством трудовой деятельности[[7]].

В целом можно утверждать, что на сегодняшний день универсальное раскрытие термина мотивации отсутствует, однако большинство определений свидетельствует о том, что мотивация – особый управленческий процесс повышения заинтересованности сотрудников организации в достижении ее ведущих целей[[8]].

Сущность мотивации состоит в том, чтобы, опираясь на систему потребностей сотрудников, обеспечить эффективную и полную реализацию их трудового потенциала для выполнения целей организации.

Цель мотивации заключается в формировании комплекса условий, которые побуждают человека к осуществлению действий, сосредоточенных на достижении цели с наибольшим эффектом.

Мотивация в процессе трудовой деятельности дает возможность решить такие задачи:

– удовлетворение потребностей работников в конкретных благах через труд, оценка результатов их деятельности;

– установление степени удовлетворенности вознаграждением работников за осуществленную ими работу.

Функция мотивации содержится в том, что она оказывает воздействие на трудовой коллектив в форме побудительных мотивов к результативному труду, общественного воздействия, индивидуальных и коллективных поощрительных мер, данные формы влияния активизируют работу управления организации и повышают в целом эффективность системы управления[[9]].

Система мотивации выполняет ряд управленческих функций: 1) планирование мотивации, то есть выявление потребностей и установление взаимосвязи между ними и стимулами; 2) осуществление мотивации, то есть создание всех необходимых условий для удовлетворения существующих потребностей работников и вознаграждение работников по результатам работы; 3) управление мотивационным процессом, то есть контроль мотивации и корректировка ее стимулов[[10]].

Процесс мотивации базируется на свойствах (элементах) и функциях сознания и психики и включает в себя восприятие и оценивание ситуации, а также целеполагание и выработку решений, в том числе ожидание результатов действий и их корректировку. В основе мотивационного процесса лежат потребность, стимул и естественно мотив.


Мотив – это то, что порождает конкретные действия человека. Мотив имеет «персональный характер» и находится «внутри» человека. Мотив устанавливает то, что необходимо сделать и как будет осуществлено данное действие Мотив труда формируется лишь тогда, когда трудовая деятельность является единственным, или, в крайнем случае, основным условием получения блага[[11]].

Огромную роль в формировании мотивов труда имеет анализ вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий, или если благо очень трудно получить, то мотив труда в большинстве случаев не формируется[[12]].

Другим элементом мотивационного механизма является стимул, который является внешним воздействием на человека, который способствует формированию мотивов. Стимул активизирует трудовую деятельность сотрудника, способствует росту заработной платы и повышению производительности труда, дает возможность развития профессионального роста и карьеры, осознание значимости трудовой деятельности, повышение творческого потенциала сотрудников.

Потребность выражает необходимость в конкретных благах, а именно материальных и духовных, а также социальных ценностях[[13]]. Своего рода это состояние человека, «толкающее» его выполнять определенные действия, которые необходимы для его развития как личности. Одна и та же потребность может сформировать самые разнообразные ожидания сотрудника и тем самым определить тип поведения в конкретной ситуации. Чем сильнее определенная потребность для сотрудника, тем больше сил он направляет на ее удовлетворение. Потребность по существу является мотивов к действию.

Таким образом, сущность мотивации состоит в процессе, который осуществляет человеке, направленном на реализацию определенных целей и задач.

1.2 Современные теории мотивации трудовой деятельности

Процесс мотивации достаточно неоднозначен и сложен. На сегодняшний день принято немалое количество самых различных теорий мотивации, которые пытаются дать точное и полное объяснение данному явлению. Все существующие теории мотивации условно можно разделить на две группы, а именно содержательные или теории содержания и процессуальные теории или теории процесса[[14]].