Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности
1.2 Современные теории мотивации трудовой деятельности
1.3 Виды, формы и методы мотивации
ГЛАВА 2. РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИП ОЛЬШАНСКАЯ Г.А.
2.1 Характеристика деятельности ИП Ольшанская Г.А
2.2 Анализ системы мотивации персонала ИП Ольшанская Г.А.
2.3 Совершенствование системы мотивации ИП Ольшанская Г.А.
Наиболее известные содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Ф. Герцберга и теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
В рамках теории А. Маслоу потребности человека объединены в группы, которые по отношению между собой находятся в иерархической последовательности[[15]]. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые расположил в виде пирамиды. Данная форма объясняется тем, что, чем более высокое место имеют потребности в иерархии, тем для наименьшего количества людей они являются реальными мотиваторами поведения.
К первому уровню потребностей отнесены физиологические потребности, то есть потребности человека в пище, отдыхе и жилье. Удовлетворение физиологических потребностей обеспечивает элементарное выживание для человека, поэтому в данном случае требуется лишь выплата минимальной заработной платы и создание самых необходимых условий труда[[16]].
Ко второму уровню А. Маслоу причислил потребности в уверенности в будущем человека и его безопасности. Данные потребности удовлетворяются с посредство выплаты заработной платы, которая превышает минимальный уровень. При этом работникам предоставляется возможность делать взносы в пенсионный фонд и приобретать страховой полис[[17]].
К третьему уровню отнесены потребности в поддержке со стороны окружающих людей, признании заслуг человека и принадлежности к определенной общности. Для удовлетворения данных потребностей необходимо участие человека в групповой работе и коллективном творчестве, а также уважение товарищей и внимание со стороны руководителя.
Четвертый уровень согласно А. Маслоу образуют потребности в признании со стороны окружающих и самоутверждении. Они в основном удовлетворяются посредством приобретения знаний и завоевания авторитета или известности, а также получения человеком публичного признания[[18]].
На пятом уровне иерархии расположены потребности в самовыражении и реализации потенциальных возможностей, в независимости от внешнего признания. Человек для их удовлетворения должен обладать максимальной свободой творчества и иметь выбор средств решения задач, стоящих перед ним.
Д. Мак-Клелландом была разработана теория приобретенных потребностей, в которой представлены те же уровни потребностей, что и у А. Маслоу, однако без иерархичной последовательности[[19]]. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности. Потребность человека в успехе обнаруживается, как его стремление достичь поставленных целей наиболее эффективно, потребность в причастности осуществляется посредством поиска и установления хороших отношений с окружающими людьми и получении поддержки от них. Потребность во власти заключается в стремлении человека оказывать воздействие на поведение других людей и брать за их действия на себя ответственность. Но в данном случае речь идет как об административной власти, так и о власти таланта и власти авторитета[[20]].
В рамках содержательного подхода еще одной концепцией мотивации является двухфакторная модель Ф. Герцберга. Ф. Герцберг установил, что на поведение людей воздействует как удовлетворенность, так и неудовлетворенность определенных потребностей. Причем, данные состояния друг с другом не взаимосвязаны, и факторы, которые влияют на одно, не обязательно воздействуют на другое. В данной концепции потребности автором разделены на две основные группы:
– мотивационные потребности, то есть потребность в признании, творческом росте, успехе и продвижении по службе[[21]];
– «гигиенические» потребности, которые связаны с условиями труда, то есть заработная плата или состояние внутренней среды организации.
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе, по Ф. Герцбергу, представлены в Приложении А.
Ф. Герцберг установил, что в мотивационных факторах возможность удовлетворения потребностей значительно повышает результативность труда[[22]]. Однако, когда потребности полностью удовлетворены, то и их воздействие исчезает. При этом неудовлетворенность данных потребностей не растрачивается. В гигиенических факторах с потребностями наблюдается совершенно противоположная ситуация, а именно их неудовлетворенность вызывает у человека недовольство и значительно снижает стимулы к осуществлению активной деятельности. Но при этом удовлетворенность не вызывает трудовой подъем, а создает лишь предпосылки для него. То есть, гигиенические факторы не могут мотивировать работников, они только предотвращают появление чувства неудовлетворенности условиями деятельности и в целом самой трудовой деятельностью.
Процессный (психоаналитический) подход к мотивации является группой теорий, которые утверждают, что, кроме потребностей, человеком движут разного рода субъективные оценки, а именно вероятность получить вознаграждение, достичь результат и быть удовлетворенным им, в том числе цели и возможность участия в организационных делах[[23]]. Процессный (психоаналитический) подход к мотивации включает следующие основные теории: теория справедливости Д. Адамса, теория ожиданий В. Врума, теория постановки целей Д. Мак-Грегора и модель Л. Портера–Э. Лоулера.
Согласно теории ожиданий, В. Врума не только потребность выступает необходимым условием мотивации для достижения цели, однако, и выбранный человеком тип поведения. Модель мотивации по теории ожидания В. Врума представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель теории ожидания В. Врума
Источник: «Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: конспект лекций / Е.Г. Непомнящий. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 317 с.
Согласно теории справедливости, эффективность мотивации подлежит оценке работником не по какой-то конкретной группе факторов, а системно и с учетом размера вознаграждений, которые выданы другим работникам, работающим в схожем системном окружении. При этом сотрудник также учитывает и условия, в которых работает как он, так и остальные члены организации[[24]].
Д. Мак-Грегор в своей теории постановки цели установил, что руководитель может контролировать параметры, которые определяют действия исполнителя, а именно: задания подчиненных и качество их выполнения; время его получения, убеждение подчиненного в посильности задачи и в вознаграждении за эффективную работу[[25]]. На основе перечисленных факторов можно применить два разных подхода к управлению, которые Д. Мак-Грегор назвал «Теория X» и «Теория Y». «Теория X» проявляется как авторитарный стиль управления, который характеризуется централизацией власти и жестким контролем. «Теория Y» обнаруживается как демократический стиль управления и подразумевает делегирование полномочий, высокий уровень взаимоотношений между сотрудниками, учет соответствующей мотивации сотрудников и их психологических потребностей, а также обогащение содержания труда[[26]].
Модель Л. Портера – Э. Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, которая включает элементы, как теории ожиданий, так и теории справедливости. В данной концепции указаны следующие переменные, между которыми обнаруживается тесная взаимосвязь:
– усилия, затраченные работником;
– вознаграждение, которое воспринимается как справедливость и ценность вознаграждения[[27]];
– анализ вероятности связи «усилия-вознаграждения»;
– характер и способности работника, степень удовлетворения работой.
Модель мотивации Портера-Лоулера представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Модель Л. Портера – Э. Лоулера
Источник: «Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 645с.»
Л. Портер и Э. Лоулер пришли к выводу, что результативный труд всегда ведет к возникновению удовлетворения, в отличие от концепции «человеческих отношений», которая утверждает, что к высоким результатам ведет удовлетворенность.
Таким образом, в науке об управлении организацией на сегодняшний день разработано множество разных теорий мотивации, однако все они объединены в две основные группы: процессуальные и содержательные теории.
1.3 Виды, формы и методы мотивации
Мотивация классифицируется на виды по определенным признакам.
В общем случае в зависимости от источника возникновения выделяется два основных вида мотивации: внешняя и внутренняя мотивация.
Внутренняя или интринсивная мотивация – мотивация, которая определяется значимостью и самим содержанием деятельности[[28]] Если работа, которую выполняет сотрудник ему интересна и дает возможность развивать свой потенциал и природные способности, то данный факт сам по себе уже можно считать мощным мотиватором к трудовой активности[[29]]. Существенным мотивом кроме этого, можно считать и значимость работы, которая направлена на развитие отдельных качеств сотрудника, и соответствие трудовой деятельности его внутренним ценностям и убеждениям.
Внешняя или экстринсивная мотивация – мотивация, которая не связана с содержанием конкретной деятельности, но определена обстоятельствами, внешне касающимися субъекта[[30]]
Внешняя и внутренняя мотивации четко не разграничены между собой, так как в различных ситуациях мотивы могут возникать как по внешним, так и по внутренним причинам.
По признаку основной группы потребности принято различать мотивацию материальную и трудовую, а также статусную.
Материальная мотивация заключается в стремлении к достатку и более высокому уровню жизни. Данный вид мотивации зависит от уровня личного дохода и его структуры, дифференциации доходов на предприятии и в целом в обществе, а также действенности материальных стимулов, которые применяются на предприятии.
Трудовая мотивация порождается непосредственно самой работой, ее содержанием и организацией, условиями трудового процесса и режимом труда. По существу, она является внутренней мотивацией человека, совокупность всех его внутренних движущих сил поведения, которые связаны с работой как таковой. Каждый работник безусловно, испытывает потребность в интересной и содержательной, полезной работе. Он заинтересован также в определенности перспектив карьерного роста и испытывает самоуважение, в том случае, если его трудовые результаты оцениваются высоко. Трудовая мотивация в целом, с одной стороны, связана с содержательностью и полезностью труда, а с другой – с самореализацией и самовыражением работника[[31]].
Статусная мотивация представляет собой внутреннюю движущую силу поведения работника, связанной с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более ответственную и сложную работу, и работать в более социально значимых или престижных сферах организации[[32]]. Кроме того, работнику может быть присуще стремление к лидерству в коллективе или более высокому неофициальному статусу, или стремление быть признанным специалистом, который пользуется среди остальных коллег авторитетом.
В зависимости от используемого способа различают нормативную и принудительную мотивацию, и стимулирование.
Нормативная мотивация является побуждением работника к определенному поведению через идейно-психологическое воздействие: убеждение, информирование, внушение[[33]]
Принудительная мотивация базируется на применении власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника организации в случае невыполнения им соответствующих требований[[34]].
Стимулирование является воздействием не на личность как таковую, а на совокупность внешних обстоятельствах с помощью благ, то есть стимулов, которые побуждают работника к определенному поведению.
По направленности на достижение целей организации различают мотивацию положительную, которая способствует эффективному достижению целей, и отрицательную, которая препятствует этому.
Введение разнообразных методов и форм мотивации персонала организации к продуктивному труду необходимо для того, чтобы она могла осуществлять свободную конкуренцию с вновь создающимися фирмами, а также выходить на новый уровень продаж и работать как единый и нерушимый механизм, для увеличения показателей деятельности[[35]].
Система мотивации обязана гарантировать: процесс занятости всех без исключения работников трудом; предоставление одинаковых возможностей для служебного и профессионального роста работников; согласованность величины оплаты согласно результатам труда; организация безопасных условий труда; создание в коллективе предприятия благоприятного психологического климата.
Основными формами мотивации работников являются:
1. Заработная плата как объективная оценка вклада работника в результаты финансовой деятельности организации[[36]].
2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование и доплаты за стаж, страхование здоровья персонала за счет средств организации, оплата расходов на проезд на работу и обратно, льготное питание сотрудников, предоставление беспроцентных ссуд и скидок на собственную продукцию[[37]]; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за успехи работе; предоставление возможности выхода на работу в удобное для работников время; ранний выход на пенсию.