Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридический адрес ООО «Империя»: г. Нахабино, ул. Жукова, дом 118.

Основным видом деятельности ООО «Империя» в соответствии с классификацией ОКВЭД является «Производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве» (код ОКВЭД 22.23).

Помимо основного вида деятельности в Уставе компании зафиксированы дополнительные виды деятельности:

  1. Производство строительно-монтажных работ;
  2. Отделочные работы;
  3. Оптовая торговля неспециализированная;
  4. Розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  5. Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий;
  6. Деятельность в области гидрометеорологии, мониторинга окружающей среды;
  7. Деятельность в области технического регулирования, стандартизации.

Но основным видом деятельности является производственная деятельность, деятельность по производству ПВХ-профилей. Компания существует на рынке с 2005 г., то есть за 14 лет работы, компания хорошо зарекомендовала себя на рынке. Изначально компания работала только по производственному направлению, но с 2010 г. активно переключилась на установку окон и других ПВХ-профилей собственного производства в своем регионе.

Структура выручки компании по направлениям деятельности представлена на Рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Структура выручки ООО «Империя» в 2016-2018 гг., %

Как следует из данных Рисунка 2.1 в структуре выручки компании преобладают доходы, получаемые от производственной деятельности по изготовлению ПВХ-профилей. Деятельность по установке ПВХ-профилей приносит компании порядка 20% доходов и около 1% доходов приносят прочие виды деятельности (строительный консалтинг, посреднические операции и т.д.).

То есть основными функциональными зонами компании являются «Производство» и «Торговля» (в сферу торговли включается установка ПВХ-профилей собственного производства заказчикам).

Портфель заказов на ПВХ-профили сформирован в основном за счет трех групп клиентов:

  1. Строительные компании, ведущие деятельность в городе. Они обеспечивают от 10 до 20% выручки от реализации, но заказы от них нестабильны, так как крупные строительные компании имеют собственные производственные мощности и самостоятельно производят ПВХ-профили, а небольшие строительные компании, ведущие деятельность в городе заказывают ПВХ-профили на стадии близкой к внутренней отделке помещений, а так как ввод помещений в эксплуатацию может переносится, то продажи ПВХ-профилей строительным компаниям происходят неравномерно. Положительной стороной работы со строительными компаниями является объем заказа (он намного выше, чем объем заказа дистрибутора ПВХ-профилей);
  2. Компании по установке ПВХ-профилей, Данные компании обеспечивают до 70% поступлений денежных средств на предприятие. Минус работы с такими компаниями заключается в том, что при росте конкуренции на рынке производства ПВХ-профилей многие компании по установке стали требовать отсрочку платежа, что негативно сказывается на структуре денежного потока ООО «Империя»;
  3. Физические лица. На данную категорию клиентов приходится до 20% поступлений выручки. По данному направлению ООО «Империя» работает самостоятельно, то есть установщики ПВХ-профилей принимают заказы и производят установки ПВХ-профилей в домах граждан.

В Таблице 2.1 представлены данные по финансовому состоянию ООО «Империя»

Таблица 2.1 – Динамика финансового состояния ООО «Империя» в 2016-2018 гг., тыс. руб.

Показатели

Год

Абс.изм.

Отн.изм.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2017/2016

2018/2017

2017/2016

2018/2017

Выручка, тыс. руб.

65 177

66 646

69 946

1 469

3 300

2,25%

4,95%

Себестоимость, тыс. руб.

57 622

58 688

57 861

1 066

-827

1,85%

-1,41%

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

7 555

7 958

12 085

403

4 127

5,33%

51,86%

Чистая прибыль, тыс. руб.

2 665

3 461

5 861

796

2 400

29,87%

69,34%

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

63 118

63 261

65 360

143

2 099

0,23%

3,32%

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

23

24

26

1

2

4,35%

8,33%

Фондоотдача, руб.

1,033

1,054

1,070

0,021

0,017

2,02%

1,58%

Производительность труда, тыс. руб./чел./год

2 834

2 777

2 690

-57

-87

-2,01%

-3,12%

Рентабельность продаж, %

4,09%

5,19%

8,38%

1,10%

3,19%

27,01%

61,35%

Рентабельность собственного капитала, %

2,34%

2,95%

4,76%

0,61%

1,81%

26,02%

61,26%

Маржинальная рентабельность, %

11,59%

11,94%

17,28%

0,35%

5,34%

3,01%

44,70%

Таким образом, динамика финансового состояния ООО «Империя» в целом характеризуется положительно. Выручка от реализации увеличивается в 2016-2018 гг., темп роста себестоимости снижается за тот же период, что свидетельствует об эффективном управлении производственными затратами на предприятии. Эффективная политика управления производственными затратами в части себестоимости изготавливаемой ПВХ-продукции привела к тому, что прибыль от реализации в 2018 г. увеличилась на 51,86% по сравнению с предыдущим годом, а рост чистой прибыли составил 69,34%. В 2018 г. чистая прибыль предприятия составляла 5 861 тыс. руб. Рост основных средств свидетельствует об обновлении материально-производственной базы (+3,32% к стоимости предыдущего периода в 2018 г.). Рост маржинальной рентабельности происходит в основном за счет снижения себестоимости, так как рынок высококонкурентный и рост за счет увеличения цены без поисков резервов снижения себестоимости на таком рынке невозможен. Снижение производительности труда связано с тем, что темп роста новых трудовых ресурсов (работников) выше, чем темп роста выручки.


В целом на основе данных финансовых показателей можно сделать вывод, что ООО «Империя» занимает стабильное положение на рынке. Если распределение городского рынка между всеми конкурентами ООО «Империя», то картина будет выглядеть следующим образом (Рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 Доля рынка компании на городском ПВХ-рынке,%

ООО «Империя» занимает 11% городского рынка производства и продажи ПВХ-конструкций. Более 80% продаж ООО «Империи» приходится на рынок муниципального образования, спрос на продукцию ООО «Империя» в других городах и сельских поселениях зависит в основном от наличия или отсутствия материалов для производства ПВХ-профиля у других предприятий.

Ассортимент производимой продукции представлен в Таблице 2.2

Таблица 2.2 Ассортимент производимой продукции ООО «Империя»

Продукция, работа, услуга

Цена, руб.

Оконный ПВХ-профиль 1350Х1450

14200

Оконный ПВХ-профиль 2000Х1450

20000

Оконно-дверной ПВХ-профиль 1700Х2000

20500

Оконно-дверной ПВХ-профиль 1800Х2050

22000

Оконный ПВХ профиль для балконов

29800

Оконный ПВХ-профиль для лоджий

46200

Дверной ПВХ-профиль 850Х2100

21700

Дверной ПВХ-профиль 1450Х2100

32500

Работы по установке одного ПВХ-профиля

4800

Организационная структура предприятия представлена на Рисунке 2.3

Рисунок 2.3 Организационная структура ООО «Империя»

Организационная структура ООО «Империя» относится к линейно-функциональному типу. Особенность данной структуры заключается в том, что линейные элементы организационной структуры (генеральный директор, коммерческий директор, директор по производству и исполнительный директор) обеспечивают руководство предприятием, формируют стратегию деятельности, а функциональные элементы (отдел продаж, отдел закупок, юридический отдел и т.д.), находящиеся под их управлением занимаются непосредственной реализацией задач в рамках своего участка работы.

Преимущества линейно-функциональной организационной структуры заключаются в следующем:

  1. Руководители и менеджеры функциональных звеньев отличаются высокой степенью компетентности в своей области;
  2. Линейные руководители не занимаются решением функциональных вопросов, а отвечают за стратегию;
  3. Уменьшается количество ошибок в управленческих решениях;
  4. Исключено дублирование функций;
  5. В отличие от линейной структуры, в которой присутствуют специалисты широкого профиля, необходимость в работе таких специалистов отсутствует (они переведены в функциональные звенья).

Однако, подобная организационная структура не лишена и недостатков, к которым, с точки зрения управления персоналом можно отнести: высокую бюрократизацию процесса принятия решений, сложности во взаимодействии между функциональными звеньями, каждое функциональное подразделение заинтересовано в решении только своих задач и не обращает внимание на трудности в решении тех же самых задач другими функциональными подразделениями, сложность процесса контроля за деятельностью подразделений.

2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Империя»

Оценка внешних факторов конкурентоспособности строится на PEST-анализе и анализе 5 сил конкуренции М. Портера.

Цель PEST-анализа – выявление и мониторинг тенденций, возможностей, угроз, которые прямо или косвенно способны повлиять на конкурентоспособность организации.

К элементам макросреды организации, которые оказывают влияние на ее конкурентоспособность, относятся те элементы, на которые организация не может воздействовать и которыми она не управляет. Часть этих элементов влияет на фирму напрямую (налоговая система, поведение поставщиков ресурсов и т.д.), часть – косвенно (политическая, экономическая и другие сферы развития государства).

Конкурентоспособность ООО «Империя» складывается из двух факторов – внешние факторы конкурентоспособности, которые оцениваются при помощи PEST-анализа, то есть анализа внешней среды организации и внутренние факторы конкурентоспособности, для оценки которых служит анализ 5 сил М. Портера, SWOT-анализ и сравнительный анализ по основным внутренним факторам с компаниями-конкурентами.

Кроме того, ООО «Империя» является производственным предприятием, следовательно, на его конкурентоспособность воздействуют:

  1. Производственные и финансовые характеристики (на основе этих характеристик проводится сравнительный анализ с другими предприятиями-конкурентами);
  2. Характеристики выпускаемой продукции, которые также оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия в целом;
  3. Характеристики конкурентоспособности системы сбыта. В условиях нестабильной экономической ситуации характеристики конкурентоспособности системы сбыта предприятия являются одними из основных факторов конкурентоспособности. Так как ПВХ-продукция выпускается в основном по заказу строительных компаний, то управление системой сбыта актуально с точки зрения сопоставления циклов строительства объектов и текущего ремонта помещений. Система сбыта – это медианный элемент формирования конкурентоспособности производственного предприятия и развитие этой системы обеспечивает как конкурентоспособность продукции (за счет увеличения географической представленности), так и конкурентоспособность в целом предприятия (за счет роста количества отгрузок и увеличения оборотных активов).

Проведем PEST-анализ деятельности. Классический вариант проведения PEST-анализа предполагает наличие экспертов отрасли. Такими экспертами будут являться представители крупных компаний.

В число экспертов отрасли войдут эксперты по производству ПВХ-профилей:

  1. Самойлова Р.К. – заместитель коммерческого директора компании «СПБ Пластмасс» (Эксперт № 1 – в таблице будет отмечена как Э1);
  2. Шагалов М.Н. – руководитель отдела стратегического планирования компания «Дон-строй» (Э2);
  3. Вавилова А.Н. – менеджер по продажам компании «Окна и двери» (Э3);
  4. Исаев Э.Э. – коммерческий директор ООО «Окна и двери» (Э4);
  5. Ковальчук Т.К. – коммерческий директор ООО «Пластстроймонтаж» (Э5).

В Таблице 2.3 представлены матрица PEST-анализа внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность ООО «Империя».

Таблица 2.3 - PEST-анализ внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность ООО «Империя»

Политические факторы макросреды

Социальные факторы макросреды

1

Война санкций России и стран Запада привела к подорожанию сырья и материалов, необходимых для производства продукции

1

Большое количество иностранных граждан, работающих в отрасли (на производстве и установке ПВХ-профилей работает большое количество граждан стран ЕАЭС)

2

Средний уровень поддержки развития бизнеса со стороны государства

2

Рост безработицы

3

Пробелы в законодательстве мешают активному привлечению иностранных инвестиций

3

Увеличение барьеров для выхода на крупные строительные компании

4

В ближайшие 3-5 лет не предполагается изменения государственного курса

4

Уменьшение количества вновь возводимых объектов строительства в период кризиса

Экономические факторы макросреды

Технологические факторы макросреды

1

Девальвация национальной валюты

1

Рост тарифов на коммунальные расходы для предприятий

2

Уменьшение доходов населения

2

Проблемы с закупкой нового оборудования и модернизацией действующих производственных линий

3

Ужесточение правил по кредитованию в России

3

Рост логистических затрат на доставку продукции

4

Предполагается, что активное развитие предпринимательства в сфере производства ПВХ-профилей начнется через 3 года

4

Появление специального оборудования, которое защищает продукцию от подделок