Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования анализа конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности в современных условиях обусловлена, прежде всего, современными тенденциями в российской экономике, которые выступают катализатором изменений, происходящих как внутри предприятий, а также между производственными и сбытовыми предпринимательскими структурами. Проблемы со сбытом продукции российские предприятия начали ощущать сразу после девальвации рубля в 2014 г. До настоящего времени нестабильность и крайняя волатильность являются основными проблемами не только рынка сбыта, но и всей российской экономики. В условиях нестабильного рынка сбыта производственным предприятиям всех отраслей промышленности крайне сложно планировать объемы производства и проводить оптимизацию финансовых ресурсов. Девальвация рубля привела к тому, что себестоимость производимой продукции на предприятиях резко увеличилась, так как в материалах и сырье присутствовали импортные компоненты, однако, с падением курса рубля упал и платежеспособный спрос, что привело к падению объемов продаж и сокращению производственных программ, в то же время кредитная нагрузка на предприятия не уменьшилась. Таким образом, все факторы внешнего и внутреннего порядка негативно воздействовали на производственную и сбытовую деятельность российских предприятий в посткризисный период, результатом чего стало банкротство отдельных субъектов хозяйствования, а конкурентоспособность других предприятий значительно снизилась в связи с отсутствием стратегии по управлению ценовыми и неценовыми характеристиками конкурентоспособности на нестабильном рынке.

В связи с вышеизложенным, тема изучения управления конкурентоспособностью предприятия является актуальной и своевременной, так как связана с действующими в настоящее время на российском рынке негативными тенденциями.

Объектом исследования в рамках данной работы являются экономические отношения, обуславливающие управление конкурентоспособностью предприятий в России.

Предметом исследования являются анализ конкурентов и управление собственной конкурентоспособностью ООО «Империя». Юридический адрес предприятия и фактический адрес завода: 399000 Московская область, г. Нахабино, дом 118. Исследование конкурентоспособности ООО «Империя» представляет особый интерес с тех позиций, что большинство российских предприятий, деятельность которых касается строительной отрасли вошли в состав транснациональных производственных групп, а небольшие предприятия, как ООО «Империя» до сих пор сохраняет свою независимость, создает программы по управлению конкурентоспособностью с целью удержания доли рынка на региональном уровне, и даже выходит за пределы своего города.


Основная цель исследования – анализ конкурентов на рынке производства ПВХ-конструкций и определение собственной конкурентоспособности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть конкурентоспособность как экономическую категорию;
  2. Проанализировать основные характеристики и условия формирования конкурентоспособности компании;
  3. Определить принципы управления конкурентоспособностью компании в современных условиях;
  4. Дать краткую характеристику финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
  5. Провести оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия;
  6. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия и оценить их экономическую эффективность.

Информационной базой исследования послужила бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Империя» за 2016-2018 гг., а также информация, предоставленная отделом маркетинга ООО «Империя».

Теоретические основы исследования заключались в анализе научных трудов по управлению конкурентоспособностью предприятий, таких авторов как В.И. Бархатов, О.Н. Бочарова, Е.Н. Бушуева, А.И. Васильев, М.Ю. Гаврилов, В.Ш. Каганов, Т. Коно, Д. Кревенс, В.Н. Круглов, М.В. Якунина, А.А. Крушинский, Г.В. Куликов, Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина, Р.Е. Мансуров, М. Портер, Ю.В. Тарануха, А.А. Томпсон-младший, А.Дж. Стрикленд, Н.С. Яшин и других.

Методика исследования состояла в сборе первичной информации, ее обработке и анализе с целью выявления имеющихся недостатков, а также внесении рекомендаций по их устранению.

Основными методами исследования стали метод группировки, метод сравнения и расчетно-аналитический метод.

1. Теоретические основы проведения анализа конкурентов на рынке и определения конкурентоспособности компании

1.1 Конкурентоспособность как экономическая категория


Конкурентоспособность относится к числу многогранных категорий, определить которую пытались ученые, занятые в таких областях как: маркетинг, менеджмент, государственное управление, экономическая теория, институциональная экономика и др.

В целом же конкурентоспособность как явление не изменяется от того, в каком аспекте ей пытаются найти определение, но определение данное в каком-либо одном научном аспекте подчеркивает и раскрывает определенную характеристику или сторону конкурентоспособности.

Многоуровневый характер конкурентоспособности одним из первых заметил М.И. Гельвановский, который предложил рассматривать ее на макро-, мезо- и микроуровнях (Рисунок 1.1).

Микро-уровень товары

Мезоуровень – предприятия, фирмы

Макроуровень –

национальная экономика, страна

Рисунок 1.1 Вертикальная структура понятия конкурентоспособность[1]

С точки зрения М.И. Гельвановского, для различных уровней хозяйственной системы конкурентоспособность будет характеризоваться по-разному, следовательно, и определение категории конкурентоспособности должно быть разное.

Определение конкурентоспособности используется применительно:

  1. К микроуровню – на уроне товара, услуги или выполняемой работы, то есть на уровне предприятия как хозяйствующего субъекта;
  2. К мезоуровню – на уровне отрасли, холдинга, кооперации хозяйствующих субъектов;
  3. К макроуровню – на уровне национальной экономики или отрасли.

Многообразие подходов к определению конкурентоспособности связано со следующими факторами:

  1. Особенности постановки задач для исследования такого явления как конкурентоспособность, в связи с чем у исследователя возникает необходимость обращать внимание на ту или иную сторону конкурентоспособности;
  2. Особенности предмета и объекта конкуренции и масштаба деятельности. Предметом может быть продукт, услуга или выполняемая работа. Масштабы деятельности могут определяться отдельным рынком; регионом, в котором ведет деятельность предприятие или межрегиональным рынком. Объектом исследования конкурентных процессов может выступать спрос, предложение, сам рынок или определенные факторы производства.

Конкуренция происходит не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне стран, поэтому конкурентные возможности не ограничиваются только региональными условиями хозяйствования предприятий, а выходят за рамки национальной экономики. Однако, категория «конкурентоспособность предприятия» является базовой категорией для оценки конкурентоспособности страны, поэтому возникли подходы к изучению конкурентоспособности, опирающиеся на отдельные стороны деятельности предприятий:


  1. Определение конкурентоспособности на основе внутренней и внешней деятельности компании (Т. Коно[2], Э.Б. Фигурнов[3], Н.С. Яшин[4]);
  2. Определение конкурентоспособности на основе товарной составляющей («European management forum»);
  3. Комплексное определение конкурентоспособности на основе сочетания товарной, производственной и финансовой составляющей деятельности компании (В.Н. Круглов, М.В. Якунина[5], М.О. Ермолов[6]);
  4. Комплексное определение конкурентоспособности на основе товарных элементов, а также внутренних и внешних сторон деятельности компании (Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина[7], Р.Е. Мансуров[8]).

Сравнительный анализ подходов к определению конкурентоспособности как экономической категории и определению конкурентоспособности на уровне предприятия позволяет сделать определенные выводы:

  1. Только в некоторых определениях конкурентоспособности говорится о том, что конкурентоспособность предприятия может быть связана только с одним или несколькими рынками, то есть в любом случае конкурентоспособность как экономическая характеристика деятельности предприятия относится только к тем сферам деятельности, в которых предприятие работает и не относится к тем рынкам и сферам деятельности, на которых компания не развивается и не считает нужным развиваться. Соответственно, если вести речь о предприятиях и конкурентоспособности как экономической категории, то нужно учитывать, что если объектом исследования является агентство недвижимости, специализирующееся на аренде и продаже складов, то его конкурентоспособность может быть оценена только относительно другого агентства недвижимости, специализирующегося на аренде и продаже складов, так как все эти агентства недвижимости работают в одной экономической сфере – сфере аренды и продажи складов и говорить о конкурентоспособности этих предприятий относительно сферы производства соков или аренды и продажи квартир нет никакого смысла;
  2. Не во всех определениях сказано, что конкурентоспособность является сравнимой категорией, то есть это категория существует только при сравнительном анализе с компаниями-конкурентами;
  3. Определения конкурентоспособности в основном исходят из ее управленческой трактовки (основаны на маркетинге и менеджменте), которые связывают ее с текущим состоянием, а никак не с перспективами развития и инновациями, которые необходимо провести для увеличения конкурентоспособности предприятий;
  4. Только один из современных исследователей (Р.Е. Мансуров[9]) проводит взаимосвязи между конкурентоспособностью предприятия и его деятельностью на рынке капитала, хотя в настоящее время усиливается борьба за внешние и внутренние инвестиции и понятие конкурентоспособности рассматривается уже не просто как экономическая категория, а финансово-экономическая категория;
  5. Большинство определений конкурентоспособности не учитывают человеческий фактор, хотя именно люди (трудовые ресурсы) с точки зрения современной экономики и управления человеческими ресурсами, являются самым ценным активом компании и являются фактором формирования конкурентоспособности как экономической категории;
  6. Конкурентоспособность как экономическая категория должна по-разному оцениваться в краткосрочном и долгосрочном периодах[10];
  7. Абсолютное большинство авторов не рассматривает конкурентоспособность всесторонне, а использует теоретические основания для рассмотрения конкурентоспособности в качестве перехода непосредственно к объекту исследования (предприятию, отрасли или национальной экономике) для того, чтобы изучить конкурентоспособность на конкретном примере.[11]

С учетом сделанных выводов относительно предыдущих исследований по конкурентоспособности, можно сформулировать определение конкурентоспособности как экономической категории следующим образом: конкурентоспособность является относительной характеристикой, которая отражает динамику финансово-экономических показателей предприятий и возможности его адаптации к условиям конкуренции на конкретном рынке и конкретных экономических условиях, которая на уровне операционной деятельности предприятия может быть достигнута за счет производства товаров, которые по ценовым и качественным характеристикам превосходят имеющиеся на рынке; на уровне управленческой деятельности – за счет принятия более эффективных управленческих решений по сравнению с конкурентами; на уровне стратегии – за счет аккумуляции положительных изменений в операционной и управленческой деятельности предприятии и увеличения за счет них инвестиционной привлекательности бизнеса, что ведет к достижению стратегических целей.

Несмотря на сложность вышеприведенного определения, можно более просто рассматривать конкурентоспособность как экономическую категорию с трех позиций (при этом предполагая, что все три позиции или три стороны конкурентоспособности должны присутствовать при определении конкурентоспособности как экономической категории):

  1. Операционный (текущий) уровень деятельности компании. На этом уровне определяется конкурентоспособность товаров, способность компании увеличивать долю рынка, способность компании выпускать товары, которые не уступали бы по качеству и цене товарам-аналогам;
  2. Управленческий уровень. Способность компании быть более эффективной по сравнению с другими компаниями, способность эффективно управлять человеческими ресурсами, способность руководства принимать эффективные управленческие решения, и способность подразделений компаний вести деятельность в рамках своих компетенций;
  3. Стратегический уровень. Способность компании повышать свою инвестиционную привлекательность за счет использования преимуществ, полученных на операционном и управленческом уровне.

Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием конкуренции, особенно это явно проявляется при определении конкурентоспособности как экономической категории, а не с точки зрения управленческой науки.

В экономике под конкуренцией понимается борьба между хозяйствующими субъектами за сферу влияние и за максимально эффективное использование факторов производства. Факторы производства – это те ресурсы, которые необходимы для производства хозяйствующим субъектом товаров, услуг, проведения работ.