Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребёнка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ди?агностическая ме?тодика «П?ьедестал» С.С. Ка?лаевой

Це?ль да?нной ме?тодики оп?ределить вз?аимоотношения уч?ащихся в коллективе, их пр?ивязанность др?уг к другу, оп?ределить нр?авственную ст?орону взаимоотношений.

Уч?ащимся кл?асса пр?едлагается по?строить пь?едестал дл?я награждения, на ко?торый он?и им?еют пр?аво по?ставить св?оих одноклассников. Дл?я эт?ого ре?бята до?лжны са?ми определить, за чт?о он?и ст?авят св?оих од?ноклассников на ст?упеньки пьедестала. Вс?ех ст?упенек – 5. У уч?ащихся ес?ть во?зможность ср?еди эт?их 5-?и ст?упенек од?ну оп?ределить дл?я себя, ес?ли уч?еник сч?итает ну?жным эт?о сделать. Вр?емя пр?оведения 5 – 10 минут. (П?риложение 1) Мо?жно ра?зыграть си?туацию: «В?ам пр?едстоит уч?аствовать в сп?ортивных соревнованиях. Ко?го вы хо?тели бы ви?деть победителем?» На пь?едестал во?зводят те?х ребят, кто, по их мнению, яв?ляется зн?ачимой фи?гурой в жи?зни класса.

По?лученные ре?зультаты да?дут пр?едставление о гл?авных св?ойствах ли?чности ребёнка, ко?торые вы?ражаются в от?ношении к ко?ллективу и от?дельным ег?о личностям, а та?к же са?мооценка са?мого ре?бенка и от?ношения к не?му в коллективе.

Об?работка да?нных: ан?ализ рисунков, бе?седа с детьми.

В ре?зультате пр?оведенного эк?спериментального ис?следования и бе?седы с детьми, мы по?лучили сл?едующие результаты. Вс?е уч?еники в кл?ассе в то?й ил?и ин?ой ме?ре вз?аимодействуют др?уг с другом, общаются, не?посредственно об?менивается информацией. В то же вр?емя в кл?ассе ес?ть учащиеся, за?нимающие ли?дирующее положение.

Ме?тодика «П?сихологическая ат?мосфера в ко?ллективе» Л.Г. Жедуновой.

Це?ль ме?тодики: из?учить пс?ихологическую ат?мосферу в коллективе.

Ка?ждому уч?енику пр?едлагается оц?енить со?стояние пс?ихологической ат?мосферы в ко?ллективе по де?вятибалльной системе. Оц?ениваются по?лярные качества. ( Пр?иложение 2)

Об?работка да?нных: Че?м вы?ше балл, те?м вы?ше оц?енка пс?ихологического климата, и наоборот. Ан?ализ ре?зультатов пр?едполагает су?бъективные оц?енки со?стояния пс?ихологического кл?имата и их ср?авнение ме?жду собой, а та?кже вы?числение ср?едней дл?я ко?ллектива оц?енки атмосферы.

В ре?зультате пр?оведенного эк?спериментального ис?следования мы выяснили, чт?о в кл?ассе пр?еобладает ат?мосфера дружелюбия, согласия, уд?овлетворенности и увлеченности, та?к ка?к бо?льшинство де?тей оц?енили да?нные по?нятия вы?соким баллом. Не?которые ре?бята по?ставили ср?едний балл, та?ким по?нятиям ка?к: те?плота взаимоотношений, сотрудничество, вз?аимная по?ддержка и успешность. И то?лько не?сколько че?ловек оц?енили вы?соким ба?ллом та?кие понятия, ка?к не успешность, не согласие, ск?ука и недоброжелательность. С эт?ими де?тьми ко?ррекционную ра?боту пр?оведет пс?ихолог школы, во?зможно де?ло не в коллективе, а в от?ношении де?тей к коллективу.


Ме?тодика «А?укцион» С.Е. Виноградововой.

Це?ль: из?учить от?ношение к коллективу, уз?нать об?становку в сл?ожившемся коллективе.

Уч?ащимся кл?асса ра?здаются ли?сты бумаги, на ко?торых на?писаны гр?уппы слов. Из эт?их сл?ов ре?бята до?лжный вы?брать те слова, ко?торые лу?чше вс?его ха?рактеризуют их класс. Сл?ова мо?гут бы?ть та?кие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, от?ветственный и безответственный, ак?тивный и не ак?тивный (П?риложение 3). Ес?ли ре?бята кл?асса не до ко?нца по?нимают зн?ачение ка?ждого слова, уч?итель мо?жет об?ъяснить им зн?ачение ка?ждого прилагательного. Оп?ыт подсказывает, чт?о ре?бята вп?олне по?нимают ка?ждое сл?ово и ад?екватно их пр?именяют в св?оих ответах.

Об?работка да?нных: По?дсчет вы?бранных слов, ес?ли уч?ащиеся вы?бирают дл?я ха?рактеристики кл?асса слова, ха?рактеризующие кл?асс с от?рицательной ст?ороны и та?ких мн?ений большинство, то эт?о го?ворит о том, чт?о кл?ассному ру?ководителю ес?ть на?д че?м ра?ботать с де?тским коллективом. Эт?о зн?ачит в де?тском ко?ллективе ес?ть пр?облемы взаимоотношений.

В ре?зультате пр?оведенного эк?спериментального ис?следования мы выяснили, чт?о бо?льшее ко?личество де?тей из кл?асса чу?вствуют се?бя в ко?ллективе комфортно, эт?и де?ти ча?ще ха?рактеризовали ко?ллектив дружным, хорошим, веселым, от?ветственным и т.д. Не?многочисленное ко?личество уч?еников вы?бирали та?кие слова, как, грустный, неактивный, но в то же вр?емя у эт?их де?тей бы?ли вы?браны и та?кие слова, ка?к хо?роший и дружный. Ес?ли су?дить по от?ветам детей, им не хв?атает уч?астия в ак?тивной жи?зни ко?ллектива и кл?ассный ру?ководитель до?лжен по?мочь де?тям в да?нной ситуации.

Ан?кетирование «М?нение о кл?ассе» Д.В Бобровицкой.

Це?ль: из?учить ин?дивидуально-психологических ос?обенностей уч?еника и со?циально-психологические ха?рактеристики де?тского коллектива.

Уч?ащимся ра?здаются анкеты. По тр?и ан?кеты на ка?ждого уч?еника «М?нение о др?ужбе и пр?иемлемости в классе», «М?нение о вз?аимопомощи в классе», «М?нение о вз?аимной от?ветственности в классе». В ка?ждой из тр?ех пр?едлагаемых ан?кет об?ведите кр?ужком но?мер то?го утверждения, ко?торое в на?ибольшей ст?епени со?ответствует ва?шему мн?ению о кл?ассе (П?риложение 4).

Об?работка да?нных: Об?работка ан?кет заключается, во-первых, в на?хождении ср?едне-группового мн?ения по ка?ждой анкете. Дл?я эт?ого ну?жно су?ммировать вы?бранные уч?ащимися но?мера ут?верждений (б?аллы) по ка?ждой ан?кете в от?дельности и по?делить на со?ответствующее ко?личество та?ких номеров.


Во-вторых, в со?поставлении ин?дивидуальных мн?ений по средне-групповым.

В целом, данные, по?лученные с по?мощью вс?ех тр?ех анкет, пр?и их со?поставлении по?зволяют кл?ассному ру?ководителю сд?елать вы?вод о пс?ихологическом кл?имате в кл?ассе и мо?гут по?служить ос?новой дл?я ра?зработки ко?нкретных ме?р по ег?о улучшению.

В ре?зультате пр?оведенного эк?спериментального ис?следования мы выяснили, чт?о бо?льшинство де?тей сч?итают св?ой кл?асс дружным, в кл?ассе из?редка бы?вают ссоры, но ко?нфликтным ег?о на?звать нельзя, а та?к же в кл?ассе пр?инято по?могать др?уг др?угу бе?з напоминания, а не?удачи и пл?охие по?ступки бе?спокоят хо?тя и не всех, но бо?льшинство ребят. По да?нному ре?зультату мо?жно сказать, чт?о об?становка в кл?ассе хорошая. Де?ти др?ужны ме?жду со?бой и ст?араются по?могать др?уг другу. Не?большое ко?личество уч?ащихся сч?итают кл?асс дружным, но говорят, чт?о по?мощь в кл?ассе ок?азывается то?лько св?оим друзьям, а на на?рушителей ди?сциплины и ло?дырей он?и ст?араемся не об?ращать вн?имания за св?ои по?ступки он?и от?вечают то?лько пе?ред учителем.

Та?ким образом, мо?жно сд?елать вывод, чт?о та?ких уч?ащихся не?обходимо вз?ять по?д ос?обый ко?нтроль и по?пытаться в хо?де ин?дивидуальной бе?седы (н?о бе?седа не до?лжна со?стоять из «л?обовых» во?просов) ус?тановить пр?ичины ра?схождения их мн?ений о вз?аимоотношениях в кл?ассе с мн?ением кл?асса в целом. И эт?о не?обходимо сд?елать ка?к мо?жно оперативнее, та?к ка?к ра?схождение ин?дивидуального мн?ения с гр?упповым пр?едставляет со?бой ве?сьма ве?роятную «т?очку ро?ста» ме?жличностного ко?нфликта в классе.

Ре?комендации пе?дагогам по ра?звитию де?тского ко?ллектива

Де?тский ко?ллектив пр?оходит не?сколько эт?апов в св?оем ст?ановлении и развитии. Во?зникнув в ра?мках за?данной ор?ганизационной структуры, он не?прерывно на?ходится в динамике, по?скольку из?меняются са?ми дети, ме?няются ме?жличностные связи, отношения, пс?ихологическая атмосфера. А.С. Ма?каренко подчеркивал, чт?о дв?ижение – фо?рма жи?зни коллектива, ос?тановка – фо?рма ег?о смерти. 

Дл?я пе?дагога оч?ень ва?жно определить, на ка?ком эт?апе ра?звития на?ходится де?тский коллектив, та?к ка?к от эт?ого за?висит и по?зиция пе?дагога по от?ношению к детям, и задачи, ко?торые он решает. 

В пе?дагогике вы?деляют тр?и ос?новные эт?апа ра?звития де?тского коллектива. 


Пе?рвый эт?ап - ст?ановления и пе?рвоначального сплочения.  В эт?от период, ко?гда ре?бята то?лько на?чинают зн?акомиться ме?жду собой, ощ?ущается об?щее эм?оциональное напряжение, вызванное, гл?авным образом, не?хваткой ин?формации о нормах, тр?ебованиях группы, о ее членах, об их во?зможном по?ложении в группе.  Ка?ждый ре?бенок пр?иходит в та?кой ко?ллектив со св?оими целями, пр?итязаниями на оп?ределенное ме?сто в группе, св?оими пр?едставлениями и це?нностными ориентациями.

Ре?бятам хо?чется пр?едстать пе?ред но?выми то?варищами в лу?чшем виде, от?сюда не вс?егда об?основанно за?вышенная са?мооценка и го?товность к фу?нкционированию в са?мых гл?авных ро?лях ор?ганизаторской деятельности, не?адекватно вы?сокий ур?овень притязаний. Ме?жличностные от?ношения то?лько на?чинают складываться, ид?ет пр?оцесс уз?навания «к?то ес?ть кто». Сн?ачала он?и но?сят сл?учайный ха?рактер (р?ебята си?дят за од?ной партой, жи?вут в од?ном дв?оре и т.д.), по?степенно он?и пр?иобретают из?бирательный характер, т.е. по?являются об?щие интересы, увлечения, об?разуются ма?лые группы. Пе?дагог на эт?ом эт?апе до?лжен за?нять та?к на?зываемую от?крытую пе?дагогическую позицию, т.е. ег?о за?дача за?ключается в том, чт?обы сн?ять эм?оциональное напряжение, чу?вство тр?евожности у ребят, а эт?о мо?жно сделать, ра?зъяснив це?ли со?здания группы, пр?едъявив оп?ределенные тр?ебования ко вс?ем чл?енам группы, об?ъяснив но?рмы и пр?авила поведения, пр?инятые в школе.

Пе?дагог до?лжен знать, чт?о в эт?о вр?емя в св?оей де?ятельности ре?бята об?ращены на него, ст?араются по?лучить ег?о по?зитивную оц?енку и им?енно ру?ководитель яв?ляется но?сителем норм, ценностей, за?конов группы. Ор?ганизуя ра?боту в классе, педагог, пр?ежде всего, до?лжен со?здать бл?агоприятную ат?мосферу дл?я ус?тановления ме?жличностных отношений, а та?кже оп?ираться на ак?туальные по?требности чл?енов группы. Пе?дагог ор?ганизует ра?боту на ос?нове бл?ижней пе?рспективы (З?акон А.С. Ма?каренко об ис?пользовании пр?инципа пе?рспективных ли?ний в ра?звитии коллектива).

Оч?ень важно, чт?обы со?вместная де?ятельность бы?ла интересной, на?правленной на ор?ганизацию успеха.

Со?вместно пе?режитая ра?дость со?здает бл?агоприятную пс?ихологическую атмосферу, со?здает эм?оциональный на?строй на да?льнейшее сплочение. В на?чальных кл?ассах пр?оводят кл?ассные ча?сы – по?священные лю?бви к животным, пр?ироде и на те?му ра?зличных праздников. Эт?о мо?жет бы?ть и «О?сенний бал», и поход, и ве?чер «Д?авайте познакомимся!» и мн?огое другое.


Де?тей не?обходимо с пе?рвой ми?нуты не?обходимо вк?лючать в ин?тересную дл?я ни?х де?ятельность – эт?о мо?жет бы?ть по?дготовка к пе?рвому кл?ассному ча?су «Д?авайте познакомимся!» и т.д. Пе?дагог до?лжен вн?имательно на?блюдать за пр?оцессом ор?ганизации ма?лых групп, ко?торые на эт?ом эт?апе ст?ремятся к самоопределению. Ид?ет ди?фференциация гр?упп – не?редко ме?жду ни?ми во?зникают противоречия, яв?ляющиеся сл?едствием не?согласованных притязаний, ра?зных це?нностных установок, норм, мо?тивов поведения. К ко?нцу пе?рвого эт?апа об?язательно вы?являются лидеры.

Мо?жно вы?делить сл?едующие ти?пы ли?деров: эм?оциональные (т?е ребята, ко?торые со?здают в гр?уппе настроение, бе?з ко?торых скучно), де?ловые (и?ли лидеры-организаторы), ли?деры-интеллектуалы (ребята, ко?торые зн?ают бо?льше всех, хо?рошо уч?атся) и аб?солютные ли?деры (ребята, со?вмещающие ка?чества вс?ех ти?пов лидера). Пе?дагогу на пе?рвом эт?апе не?обходимо ре?шить сл?едующие пр?облемы: 

  1. Вы?явить ур?овень во?спитанности детей. 
  2. Вы?явить ур?овень их ин?теллектуального развития. 
  3. Вы?явить на?правленность ли?чности ка?ждого ребенка, ег?о со?циальных ориентаций. 
  4. Из?учить ос?обенности самооценки, ур?овня притязаний, эм?оционально-волевых черт, ха?рактера коллектива. 
  5. Из?учить ск?ладывающиеся от?ношения в фо?рмирующемся коллективе. 

Вт?орой эт?ап в ра?звитии де?тского ко?ллектива мо?жет бы?ть сложным, та?к ка?к в на?чале эт?ого эт?апа мо?гут во?зникать пр?отиворечия и конфликты. 

Пр?оисходит эт?о потому, чт?о в ме?жличностных от?ношениях ид?ет пр?оцесс ст?абилизация не?формальных групп. Ка?ждая из ни?х пы?тается ут?вердить се?бя и ут?вердить им?енно св?ои со?циальные (и?ли ас?оциальные) ценности. У ка?ждой гр?уппы су?ществуют св?ои притязания, установки, нормы, мо?тивы поведения. Ид?ет бо?рьба за ли?дерство и влияние. Де?ти вс?е ра?зные и с ра?зным до?статком в семье, ча?сто де?ти из не?благополучных семей, ст?ремятся ус?тановить вл?асть на?д др?угими с по?мощью фи?зической силы, а на се?годняшний де?нь эт?о де?ти из оч?ень об?еспеченных семей, по?дчиняющие се?бе др?угих с по?мощью денег. Он?и пр?енебрежительно от?носятся и к учебе, и к об?щественной работе. В ра?боте с не?благополучными де?тьми гл?авное вы?яснить пр?ичину их не?гативного поведения. Ре?дко бы?вает так, чт?о ре?бенок де?йствительно пр?инципиально не хо?чет по?дчиняться тр?ебованиям школы. Ча?ще вс?его эт?о де?лается дл?я того, чт?обы та?ким об?разом выделиться, об?ратить на се?бя внимание, самоутвердиться. Ра?ньше пе?дагоги ил?и во?спитатели не за?мечали их ор?ганизаторских способностей, сч?итали непослушными, не?удобными и т.д. У ре?бенка из?-за эт?ого на?копился от?рицательный оп?ыт об?щения с педагогами, он?и пр?ивыкли к тому, чт?о вз?рослые их не понимают, и эт?о оп?ределяет за?ранее их по?зицию по от?ношению ко вс?ем педагогам. По?этому с са?мого начала, уз?нав что, ин?тересует эт?их ре?бят бо?лее всего, в че?м он?и сильны, це?лесообразно вк?лючить их в по?зитивные ви?ды деятельности, по?лезные дл?я вс?его кл?асса и со?здать та?кие условия, чт?обы он?и до?стигли ус?пеха и бы?ли оц?енены ребятами. Пе?дагог до?лжен от?мечать и по?ддерживать ка?ждый ус?пешный ша?г та?кого подростка, по?пытаться сб?лизиться с ни?м и сд?елать ег?о св?оим сторонником. Ребятам, ко?торые ст?араются ут?вердить св?ое ли?дерство с по?мощью денег, не?обходимо по?стоянно показывать, чт?о це?нности лю?дей не св?одятся то?лько к деньгам, и ва?жно об?ладать оп?ределенными ка?чествами личности, чт?обы за?служить ув?ажение ребят.