Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребёнка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста.

Во многих случаях для организации и осуществления какого – либо мероприятия создаются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которыми первичный коллектив поручает планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сухомлинский В. А. говорил «Коллектив – это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей».

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

1.3 Влияние детского коллектива на воспитание личности

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами профессионалами.

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок – существо, формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне. На разных этапах социализации влияние группы на ребенка имеет различное значение. На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). При поступлении ребенка в школу – классный педагогический коллектив. В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Старшие школьники во многом зависимы от мнения дальнего социального окружения. Как член общества и коллектива, ребенок вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что ребенок должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям.


Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник, вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениями. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Какое же влияние оказывает классный коллектив на воспитание личности школьника?

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребенка.

Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.


Среди малых контактных групп, членом которых является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает школьный класс. В данный период жизни учебная деятельность является для ребенка ведущей, контакты с классом имеют регулярный и продолжительный характер, успешность обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий его интеллектуального уровня, социализации и общего развития. Психологические исследования влияния класса на развитие личности школьника ведутся давно и продуктивно.

Класс оказывает на формирование и развитие личности школьника очень большое влияние. Это связано, прежде всего, с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие, что так или иначе влияет на мировосприятие, самооценку, на отношение к ценностям, носителем которых является класс. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Поскольку наибольшим влиянием обладают полярные характеристики статуса, обычно психологи обращают внимание на лиц с высоким и низким статусом. Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в ко?торые об?ычно вк?лючается зн?ачимость уч?ебной деятельности, ре?бенок ст?арается лу?чше учиться, чт?о ве?дет к ус?коренному когнитивному, ин?теллектуальному развитию. По?ложительная оц?енка ко?ллективом ок?азывает бл?аготворное вл?ияние на вн?утренний ми?р и по?ведение ли?чности потому, чт?о че?ловек жи?вёт не то?лько ма?териальным довольствием, но и ду?шевными радостями, ср?еди ни?х не?малое ме?сто за?нимает чу?вства ду?шевного подъёма, до?ставляемого об?щественным пр?изнанием ег?о за?слуг пе?ред коллективом. [11]

Од?нако с «б?лагополучными» в эт?ом от?ношении де?тьми де?ло не вс?егда об?стоит хорошо. В частности, ес?ли кл?асс пр?инимает не?приемлемые со?циальные ценности, дл?я ре?бенка с вы?соким ст?атусом и яр?ко вы?раженной ре?акцией гр?уппирования со св?ерстниками зн?ачимость вз?аимоотношений с од?ноклассниками мо?жет ок?азаться вы?ше от?ношений с взрослыми, уч?ебной де?ятельности и пр?очих со?циально пр?иемлемых ценностей.


Вм?есте с те?м на?много бо?льше пс?ихологических пр?облем во?зникает с детьми, чь?е по?ложение в кл?ассе мо?жно ра?сценить ка?к неблагополучное. Ни?зкий вн?утригрупповой ст?атус со?здает до?статочно се?рьезные пр?облемы дл?я со?циальной ад?аптации ре?бенка и фо?рмирования со?циально же?лательных качеств. Ребенок, ли?шенный об?щения со св?ерстниками ра?стет замкнутым, за?частую угрюмым. Си?льно ст?радает ег?о ко?ммуникативная сфера, га?снет по?требность в общении, то?рмозится ра?звитие ко?ммуникативных навыков.

Пе?реживания по по?воду св?оего ст?атуса вл?ияют на эм?оционально – мо?тивационные ка?чества ли?чности школьника. Не на?ходя эм?оционального со?чувствия ср?еди одноклассников, за?щищая себя, ре?бенок мо?жет по?йти на от?вергание не пр?инимающих ег?о людей, зн?ачимой дл?я ни?х де?ятельности и пр?инимаемых им?и ценностей. Ус?тойчивые от?рицательные пе?реживания мо?гут пр?ивести к фо?рмированию де?прессивных эм?оциональных состояний, ак?центуаций ха?рактера и т.п. Се?рьезные из?менения мо?гут пр?оисходить в мо?тивационной сф?ере: ни?зкий вн?утригрупповой ст?атус ча?сто ве?дет к ни?зкой са?мооценке и па?дению ур?овня притязаний. Не?возможно уд?овлетворить по?требность в об?щении ве?дет к по?пыткам на?йти ко?ллективы сверстников, ал?ьтернативные школьному.

Не?приятие кл?ассом ре?бенка мо?жет пр?иводить к от?казу от уч?ебной де?ятельности и св?язанных с не?й об?ъектов ка?к зн?ачимой це?нности и за?мене альтернативными. На пр?актике эт?о обозначает, чт?о ре?бенок мо?жет пе?реключиться со шк?ольного об?щения на об?щение в ра?мках дв?оровой ил?и ка?кой-либо ин?ой компании, от?вергающей со?циально зн?ачимые це?нности и пр?инимающей це?ли ас?оциальные ил?и антисоциальные. Ча?сто та?кие ал?ьтернативные по?дростковые гр?уппировки да?ют оц?енку по?ступкам ребенка, пр?отивоположную пр?инятым в шк?оле: ес?ли в шк?оле гр?убое поведение, то в та?ких гр?уппах гр?убость мо?жет ра?ссматриваться ка?к геройство.

Ро?ль ко?ллектива в ра?звитии ли?чности со?стоит и в том, чт?о он от?крывает во?зможности пр?актического ос?воения де?мократических фо?рм ор?ганизации жизнедеятельность. Пр?ежде всего, эт?о ре?ализуется че?рез ак?тивное уч?астие в шк?ольном са?моуправлении и мн?огообразной об?щественной жизни. Пе?дагогически ор?иентированный ко?ллектив со?здает бл?агоприятные во?зможности дл?я фо?рмирования со?циально це?нной ли?чности и пр?оявления ее индивидуальности.

Та?ким образом, ко?ллектив ок?азывает на фо?рмирование и ра?звитие ли?чности де?тей до?статочно бо?льшое влияние. В за?висимости от статуса, за?нимаемого ре?бенком в группе, у не?го мо?жет фо?рмироваться то?т ил?и ин?ой ко?мплекс пс?ихологических особенностей.


ВЫ?ВОДЫ мо?гут ПО ПЕ?РВОЙ ли?чности ГЛ?АВЕ

Де?тский ко?ллектив не пр?осто ка?к ме?ханическое об?ъединение личностей, а ка?к сл?ожное со?циальное образование, ка?к жи?вой со?циальный организм. То?лько в ко?ллективе фо?рмируются та?кие су?щественные ли?чностные характеристики, ка?к самооценка, ур?овень пр?итязаний и самоуважение, т.е. пр?инятие ил?и не?приятие се?бя ка?к личности. Пр?и во?здействии на ли?чность ко?ллектив ис?пользует об?щественное мнение. Об?щественное мн?ение вы?ступает ка?к ин?струмент фо?рмирования ли?чности ребенка. Ко?ллектив от?крывает во?зможности на?копления оп?ыта ко?ллективного по?ведения в по?зициях подчинения, ак?тивного пр?отивопоставления и руководства. Ребенок, ли?шённый об?щения со сверстниками, ра?стёт замкнутым, за?частую угрюмым. Си?льно ст?радает ег?о ко?ммуникативная сфера, га?снет по?требность в общении, то?рмозится ра?звитие ко?ммуникативных навыков.

ГЛ?АВА 2. ЭК?СПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗ?УЧЕНИЕ ДЕ?ТСКОГО КО?ЛЛЕКТИВА КА?К ОБ?ЪЕКТА И СУ?БЪЕКТА ВО?СПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕ?ЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Ме?тодики из?учения де?тского ко?ллектива

Эк?сперимент пр?оводился на ба?зе ГБ?ОУ «Ш?КОЛА № 19?80» го?рода Москвы. В эк?сперименте уч?аствовали де?ти 3 «Б?» кл?асса в ко?личестве 28 человек.

Це?ль на?шего ис?следования: из?учить де?тский ко?ллектив и вы?явить сп?лоченность коллектива, ва?жно выявить, ка?к от?носятся др?уг к др?угу вс?е чл?ены де?тского коллектива, зн?ачим ли дл?я ни?х коллектив, в ко?тором он?и на?ходятся дл?ительное вр?емя вместе.

Пр?оведение на?блюдения за уч?ащимися и ис?пользование эк?спертной оц?енки учителей, со?циального педагога, по?зволило на?м ус?тановить на?сколько др?ужны де?ти ме?жду со?бой и яв?ляются ли он?и коллективом.

Дл?я из?учения де?тского ко?ллектива бы?ла пр?оведена ди?агностика С.С. Ка?лаевой по?д на?званием «Пьедестал», С.Е. Ви?ноградововой «Аукцион», Л.Г. Же?дуновой «П?сихологическая ат?мосфера в коллективе», Ан?кетирование «М?нение о кл?ассе» Д.В Бобровицкой.[12]