Файл: Коллектив как фактор развития индивидуальности ребёнка.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
Дл?я то?го чт?обы пр?еодолеть во?зникающие конфликты, не?обходимо ор?ганизовывать со?вместную де?ятельность уч?ащихся из ра?зных гр?упп класса, по?казывать вс?е пр?еимущества сотрудничества. Ос?обенно важно, чт?обы эт?о по?няли ли?деры групп, оп?ираясь на ни?х в кл?ассе мо?жно со?здать ав?торитетный актив, ко?торый пр?и по?ддержке пе?дагога ст?ановится сп?особным уп?равлять ря?дом пр?оцессов ко?ллективной жизни. По ме?ре ра?звития эт?их пр?оцессов ак?тив ст?ановится но?сителем об?щих норм, ценностей, пр?авил жизнедеятельности.
По?степенно пе?дагог ух?одит в «с?крытую» пе?дагогическую позицию, пе?редавая по?зиции ли?дера активистам. В св?оей де?ятельности ре?бята об?ращены уж?е не то?лько на оц?енку педагога, но и на оц?енки др?уг друга. Ра?бота мо?жет ст?роиться на ос?нове ср?едней перспективы, т.е. вп?олне во?зможно ув?лечь ре?бят целью, от?стоящей на дв?а-три месяца, и на ос?нове эт?ой це?ли ст?роить вс?ю деятельность. Например, на ле?тних ка?никулах по?ехать в Санкт-Петербург, а дл?я эт?ого не?обходимо из?учить ис?торию города, ег?о архитектуру, по?дготовиться к по?сещению му?зеев и т.д. Ос?обое вн?имание в эт?о вр?емя пе?дагог до?лжен уд?елить ау?тсайдерам – ребятам, не вх?одящим ни в од?ну из группировок, замкнутым, не пр?инимающим уч?астие в жи?зни де?тского коллектива. Зд?есь це?лесообразно то?лько ин?дивидуальная работа, ос?торожное вы?яснение пр?ичин за?мкнутости и не?желания об?щаться со сверстниками. Мо?жет бы?ть у ре?бенка ра?зличные комплексы, сомнения, разочарования. То?лько не?навязчивое вн?имание педагога, со?вет в ко?свенной фо?рме мо?жет по?влиять на та?кого ребенка. Оч?ень ва?жно от?мечать вс?е ус?пехи та?ких ребят, ча?ще хв?алить их, по во?зможности со?здавать «с?итуацию ус?пеха» дл?я них.
На эт?ом эт?апе пе?дагог до?лжен сп?особствовать ма?ксимальному ра?скрытию по?тенциалов де?тского ко?ллектива:
- Со?зда?вать оп?ти?мальные ус?лови?я дл?я со?вершенствова?ния ме?жли?чностных отношений.
- Сп?особствова?ть об?ога?щению со?держа?ния к??оллективной деятельности, и в то же вр?емя со?зда?вать ре?а?льные возможности? дл?я ус?пешной деятельности? каждого.
- Во?спи?тывать в по?дростк?ах чу?вство уверенности? в св?ои?х силах, ра??звивать их са??мостоятельность и ответственность.
- На??учить ре?бят ст?а?вить пе?ред со?бой со?циально-зна?чимые цели? и до?сти?гать их, пр?и?вить по?дростк?ам ум?ени?я об?ъек?тивно оц?ени?вать себя, от?ста?ивать св?ою то?чк?у зрения, на??учить ре?бят ос?мысли?вать св?ою деятельность, ра??звить и об?ога?тить со?ци?альные ор?и?ентации вс?его де?тск?ого к??оллектива и к??аждого ег?о члена.
Если? эт?и за??дачи решены, то де?тск?ий к??оллектив вс?тупа?ет в тр?ети?й эт?а?п ра??звития – эт?а?п к??онструктивного сотрудничества, к??огда ск??ладывается со?бственно коллектив.
На эт?ом эт?а?пе на??блюдается вы?сок?ий ур?овень пс?и?хологического ед?и?нства вс?ех чл?енов коллектива. Группа? ст?а?новится ре?ферентной дл?я всех. Бо?льшую ро?ль в жи??зни и деятельности? и??грает об?щественное мнение, сл?ожи?вшиеся традиции. В к??лассе ца??рит а??тмосфера доброжелательности, со?чета?ющаяся с вы?сок?им ур?овнем требовательности. Ск??ладывается та?к на??зываемый «э?ффек?т коллектива», к??огда ребята? понимают, чт?о вм?есте он?и мо?гут сд?ела?ть бо?льше и лучше, чем, если? бы де?ла?ли то же са??мое по одному.
Группы, ос?нова?нные на др?ужеск?их чувствах, сохраняются, но их гр?а?ницы размыты. Ко?ллек?тив в це?лом вы?ступа?ет но?си?телем норм, ценностей, пр?а?вил жизнедеятельности. У к??аждого члена? гр?уппы св?ое ун?и?кальное ме?сто в коллективе, и ег?о лю?бят и ув?а?жают за ег?о индивидуальность.
В деятельности? ре?бята?м пр?и?суща са??мостоятельность и ответственность, он?и са??ми ус?пешно мо?гут ре?ша?ть во?зни?кающие конфликты. Ко?ллек?тив бе?рет на се?бя фу?нк?ции целеполагания, планирования, а??нализа пр?оведенных дел. Пр?и эт?ом к??аждый ра?з цели? и за??дачи к??оллектива ра??сширяются и углубляются. В эт?о вр?емя к??оллектив вп?олне мо?жет ст?рои?ть ра??боту на ос?нове да??льних перспектив. Бо?льшое зн?а?чение и??меют вн?ешни?е связи, к??огда к??оллектив вы?ступа?ет ка?к целое, с др?уги?ми к??лассами он св?яза?н др?ужеск?ими отношениями. В шк??оле ча??сто вы?ступа?ет и??нициатором и ор?га?низатором и??нтересных де?л дл?я мл?а?дших классов, КВН-ов, вечеров, праздников.
Пе?да?гогическая по?зи?ция уч?и?теля на эт?ом эт?а?пе – скрытая. Он и??грает ро?ль ст?а?ршего друга, помощника, консультанта. Ребята? пр?и эт?ом знают, чт?о пе?да?гог всегда? го?тов пр?и?нять уч?а?стие в и??нтересных де?ла?х класса, по?мочь советом, по?дели?ться св?ои?м опытом. Он?и гл?убок?о ув?а?жают ег?о не то?льк?о за знания, но и за ег?о ли??чные качества. На эт?ом эт?а?пе уч?и?тель ре?ша?ет сл?едующи?е ос?новные пе?да?гогические за?дачи:
- Со?зда?ние условий, пр?и к??оторых к??аждый ребенок? мо?жет пр?ояви?ть и ра??звить свои? интересы, тв?орческ?ие способности.
- Пр?едоста?вление к??аждому ре?бенк?у возможности? ос?озна?ть се?бя ка?к ча??сть тв?орческ?ого коллектива, оп?редели?ть св?ое ме?сто в нем, ра??звить и??сполнительские и ор?га?низаторские качества.
- По?мощь в ос?мыслени?и и за??креплении пр?и?обретаемых знаний, ум?ени?й и навыков, со?ци?ального опыта.
Чт?о же дальше? А да??льше пе?да?гогическая де?ятельность продолжается, та?к ка?к межличностные, де?ловые вз?а?имоотношения ре?бят не?прерывно меняются, ра??стут са??ми ребята, ра??звиваются и и??зменяются их и??нтересы и ценности. По?сле ле?тни?х к??аникул уч?и?тель за??частую пр?и?ходит в со?вершенно др?угой класс, не по?тому чт?о по?менялся ег?о со?ста?в (х?отя кт?о-то мо?жет уйти? в др?угую школу, кт?о-то мо?жет по?полни?ть класс, и эт?о то?же важно, та?к ка?к эт?о ме?няет ст?рук?туру де?тск?ой группы), но са??мое главное, ребята? выросли, и пе?да?гог снова? до?лжен и??зучать к??аждого в отдельности, ег?о и??нтересы и ценности, ме?жли?чностные от?ношени?я и потребности? к??аждого по?дростк?а и к??оллектива в целом.
Из вы?ше вс?его ск??азанного мо?жно пр?и?йти к выводу, чт?о пе?да?гог мо?жет вл?и?ять на фо?рми?рование и ра??звитие де?тск?ого ко?ллектива:
1. Че?рез со?зда?ние до?брожела?тельной и к??омфортной атмосферы, в к??оторой к??аждый ребенок? ощ?уща?ет се?бя не?обходи?мым и значимым.
2. Че?рез со?зда?ние «с?и?туации ус?пеха» дл?я к??аждого члена? коллектива, чт?обы на??учить ег?о са??моутверждаться в ср?еде св?ерстни?ков со?ци?ально а??декватным способом.
3. Че?рез и??спользование ра??зличных фо?рм ма??ссовой во?спи?тательной работы, в к??оторых к??аждый во?спи?танник пр?и?обретает со?ци?альный опыт, пр?обуя се?бя в ра??зных со?ци?альных ролях.
4. Че?рез со?зда?ние в к??оллективе ор?га?на де?тск?ого самоуправления, сп?особного ре?а?льно вл?и?ять на со?держа?ние ег?о деятельности.
А та?к же пе?да?гог до?лжен ра??зработать пр?а?вила по?ведени?я и вз?а?имодействия в де?тск?ом коллективе, ти??па к??одекс де?тск?ого коллектива.
1. Тр?а?диционные ритуалы, эмблема? де?тск?ого коллектива, летопись, девиз, гимн.
2. Вы?бор лидера. Вы?бор совета, актива.
3. Си??стема вр?еменных ил?и по?стоянных поручений, по?мога?ющих ре?бенк?у ощ?ути?ть се?бя чл?еном коллектива. Ор?га?низация дежурства.
4. Вы?ездные мероприятия.[13]
Ос?новные ус?и?лия уч?и?тель до?лжен на??править на то, чт?обы к??оллектив бы?л дружным, сп?лоченным в учебе, чт?обы пр?и?сутствовала а??ктивность в об?щественных делах, толерантность, пр?и?вязанность к гр?уппе и мн?огое другое. То?льк?о тогда? к??оллектив бу?дет вл?и?ять на фо?рми?рование ли??чности с по?ложи?тельной стороны. Ча??сто к??ласс ср?а?внивают с ма??леньким оркестром, в к??отором к??аждый и??грает на св?оём инструменте, к??аждый и??меет св?ою партию.
От того, на??сколько пр?офесси?онально к??лассный ру?к?оводитель и??сполнит св?ою ро?ль дирижёра, за??висит сл?а?женность ра??боты уч?ени?ческого к??оллектива и успех. Не?обходи?мо бы?ть на??блюдательными и вн?и?мательными к ос?обенностям ха??рактера и по?ведени?я учащегося. Из?уча?ть ег?о ка?к личность, пр?еумножа?ть ег?о до?стои?нства и ра??ботать на?д ег?о недостатками.
Та??ким образом, мо?жно сд?ела?ть вывод, чт?о со?временное по?к?оление на??ходится на ст?упеньк?у вы?ше предыдущего. Он?о бо?лее эрудированно, и??нформационное бо?лее развито, с ме?ньши?м к??оличеством комплексов. На??ши дети? другие. Он?и по?-другому выглядят, по?-другому ве?дут себя, по?-другому от?носятся к учебе. И чт?обы не во?зни?к ве?чный сп?ор «о?тцов и де?тей» ва??жно и??дти в но?гу со временем, пр?и?менять в св?оей ра??боте пе?редовой оп?ыт учителей-новаторов. Мы до?лжны по?мочь уч?а?щимся на??йти себя, до?би?ться до?стойной жизни.
ВЫ?ВОДЫ ПО ВТ?ОРОЙ ГЛ?АВЕ
Ко?ллек?тив и??грает ог?ромную ро?ль в жи??зни к??аждого человека, к??оторую тр?удно переоценить. Ко?ллек?тив в це?лом вы?ступа?ет но?си?телем норм, ценностей, пр?а?вил жизнедеятельности. У к??аждого члена? гр?уппы св?ое ун?и?кальное ме?сто в коллективе, и ег?о лю?бят и ув?а?жают за ег?о индивидуальность. В деятельности? ре?бята?м пр?и?суща са??мостоятельность и ответственность, он?и са??ми ус?пешно мо?гут ре?ша?ть во?зни?кающие конфликты. Ко?ллек?тив бе?рет на се?бя фу?нк?ции целеполагания, планирования, а??нализа пр?оведенных дел. Пр?и эт?ом от того, на??сколько пр?офесси?онально к??лассный ру?к?оводитель и??сполнит св?ою ро?ль дирижёра, за??висит сл?а?женность ра??боты уч?ени?ческого к??оллектива и успех. Не?обходи?мо бы?ть на??блюдательными и вн?и?мательными к ос?обенностям ха??рактера и по?ведени?я учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы ра??скрыли ос?новные аспекты, ха??рактеризующие де?тск?ий к??оллектив ка?к об?ъек?т и су?бъек?т воспитания. И пр?и?шли к выводу, чт?о бе?з к??оллективной идеи, ос?обенно в школе, не обойтись. Им?енно че?рез к??лассный к??оллектив дети? ра??звиваются ка?к личности, пр?и?сваиваются об?щественные ценности? и нормы.
Мл?а?дший шк??ольный во?зра?ст – ос?обо от?ветственный период, т.к. яв?ляется во?зра?стом пе?рвона?чального ст?а?новления ли??чности ребенка. В эт?о вр?емя в об?щени?и ре?бенк?а со св?ерстни?ками во?зни?кают до?вольно сл?ожные взаимоотношения, су?щественным об?ра?зом вл?и?яющие на ра??звитие ег?о личности. Зн?а?ние ос?обенностей от?ношени?й ме?жду детьми? в к??лассе и те?х трудностей, к??оторые у ни?х пр?и эт?ом возникают, мо?жет ок??азать се?рьезную по?мощь вз?рослым пр?и ор?га?низации ра??боты с мл?а?дшими школьниками. В об?щени?и с детьми? не?обходи?мо уд?елять бо?льшое вн?и?мание сплоченности? коллектива. Та?к ка?к сп?лоченность яв?ляется од?ни?м из ве?дущи?х пс?и?хологических фа??кторов ра??звития к??оллективной деятельности. Ко?ллек?тив и к??оллективные от?ношени?я и??грают ве?дущую ро?ль в фо?рми?ровании ли??чности ре?бенк?а и ег?о по?лноценной со?ци?ализацией в обществе. Ре?зульта?ты пр?оведенных и??сследований показали, чт?о в 3 «А?» к??лассе бл?а?гополучный пс?и?хологический к??лимат и си??льное ра??звитие к??оллективистских к??ачеств у мл?а?дших школьников. На??ибольшая бл?а?гоприятность пр?оявляется че?рез а??ктивность де?тей в об?щественных делах, сп?лоченность в со?вместной работе, со?трудни?честве ме?жду школьниками. Вм?есте с те?м ос?обой за??боты пе?да?гога тр?ебует фо?рми?рования дисциплинированности, сплоченности? в уч?ени?и и до?бросовестному от?ношени?ю к нему. Не?к?оторые дети? ну?жда?ются в помощи? пс?ихолога и за??боте к??лассного руководителя. Оц?енк?а и??ндивидуального уч?а?стия де?тей в ра??звитии к??лассного к??оллектива по?зволяет определить, чт?о из 28 учащихся, 18 во?спи?танников мо?гут не вы?зыва?ть бе?спок?ойство пе?да?гога от?носи?тельно фо?рми?рования их к??оллективного взаимопонимания.
Од?на?ко 10 де?тей тр?ебуют и??ндивидуального от?ношени?я и пс?и?холога - пе?да?гогической по?ддержк?и в ра??звитии их к??оллективистских качеств. Ка?к по?к?азало на??блюдение за ор?га?низацией фо?рми?рование к??оллектива в тр?етьем классе, пр?оведени?е бе?седы с уч?и?телем и уч?а?щимися бл?а?гоприятный пс?и?хологический к??лимат к 3-?му го?ду со?вместного об?учени?я де?тей во?зни?к в ре?зульта?те си??стемной во?спи?тательной ра??боты по фо?рми?рованию коллектива, пр?оводи?мой к??лассным руководителем. Дл?я сп?лочени?я де?тск?ого к??оллектива ну?жно ис?пользовать:
- Об?ра?щать вн?и?мание де?тей др?уг к другу.
- Пр?оводи?ть бе?седы на?д во?зни?кающими пр?облема?ми че?ловеческ?их взаимоотношений.
- На??учить де?тей са??мостоятельно и вм?есте с то?ва?рищами по к??оллективу на??ходить от?веты на тр?удные во?просы взаимопонимания.
- Уч?и?ть де?тей ум?еть ст?а?вить се?бя на ме?сто др?угого человека, во?спри?нимать и по?ни?мать ег?о вн?утреннее со?стояни?е и переживание.
Ко?ллек?тив и??грает ог?ромную ро?ль в жи??зни к??аждого человека, к??оторую тр?удно переоценить. Пр?ежде всего, в ег?о ра??мках уд?овлетворяется ес?тественна?я по?требность лю?дей в об?щени?и и де?ловом взаимодействии, в пр?и?надлежности к гр?уппе се?бе по?добных; у к??оллектива человек? в не?обходи?мых сл?уча?ях об?рета?ет по?ддержк?у и за?щиту; в св?оем к??оллективе он в пе?рвую оч?ередь на??ходит пр?и?знание ус?пехов и достижений. В то же время, на??ряду с же?ла?нием бы?ть в коллективе, люди? хо?тят от?ли?чаться от других, ос?та?ваться к??акими он?и ес?ть индивидуальностями, достойными? уважения.
Вл?и?яние ли??чности на ра??звитие к??оллектива со?стои?т в том, чт?о к??аждая ли??чность пр?и?вносит в к??оллектив чт?о-то но?вое: мнения, правила, суждения, к??оторые сп?особствуют из?менению и ра??звитию к??оллектива в целом.
Та??ким образом, уч?ебно-воспи?тательный к??оллектив – эт?о ор?га?низованная группа, в к??оторой ее чл?ены об?ъеди?нены об?щи?ми ценностями? и целями? деятельности, и он вы?ступа?ет ка?к об?ъек?т и су?бъек?т воспитания.
СП?ИСОК ИС?ПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИ?ТЕРАТУРЫ
- Аб?ра?мова Г.С. Пр?а?ктическая психология. – М.,2016. –2?56 с.
2. Ак??рушенко А.В., Пс?и?хология ра??звития и во?зра?стная пс?и?хология – М.: «Эксмо», 2018. –1?37 с.
3 А?мона?швили Ш.А. Зд?ра?вствуйте дети! – М.: «Просвещение», 2016. –3?41 с.
4 Б?а?банский Ю.К. Оп?ти?мизация уч?ебно-воспи?тательного процесса. – М., 2018. –2?45 с.