Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и основные элементы корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 3
Среди основных проблем продвижения ООО «М5» выделим следующие:
- недостатком маркетинговых коммуникаций, используемых для продвижения ООО «М5» на рынке является ориентация на частных клиентов;
- маленький охват рекламной деятельностью по территориальному признаку: локальная реклама (максимальный масштаб охвата – город и область) и глобальная;
- не достаточное количество рекламных акций, пассивная рекламная кампания в сети Интернет.
Диагностика и построение профиля корпоративной культуры рекламного агентства
При анализе эффективности построения корпоративной культуры рекламного агентства и ее разработки огромное значение имеет система управления персоналом компании.
В целях диагностирования корпоративной культуры сотрудников ООО «М5» был использован опросник на определение склонности к типу корпоративной культуры Т.Ю. Базарова. В качестве базового определения корпоративной культуры будем использовать определение Т.Ю. Базарова: организационная культура – это «интегральная характеристика организации (ее ценностей, образов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определенной типологии». Форма для оценки корпоративной культуры организации представлена в Приложении 2.
После ответов на вопросы необходимо отметить доминирующий тип корпоративной культуры. Т.Ю. Базаров выделяет четыре типа корпоративной культуры:
- ООК – органическая организационная культура;
- ПрОК – предпринимательская организационная культура;
- БОК – бюрократическая организационная культура;
- ПОК – партиципативная организационная культура.
Для анализа групповой сплоченности на предприятии был использован тест Сишора. Тест представляет собой методику, состоящую из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый[39]. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). Были опрошены 25 человек в возрасте 20-50 лет. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 6. В скобках указаны проценты от количества сотрудников, выбравших данный вариант ответа.
Таблица 6
Диагностика особенностей корпоративной культуры работников ООО «М5» по Т. Ю. Базарову[40]
Опрос работников |
ООК |
ПрОК |
БОК |
ПОК |
1 вопрос |
D (55) |
C (5) |
A (30) |
B (10) |
2 вопрос |
B (25) |
A (30) |
D (30) |
C (15) |
3 вопрос |
A (60) |
D (10) |
C (15) |
B (15) |
4 вопрос |
C (50) |
B (20) |
D (20) |
A (10) |
5 вопрос |
A (30) |
D (35) |
B (10) |
С (25) |
6 вопрос |
B (70) |
C (10) |
A (10) |
D (10) |
7 вопрос |
B (55) |
A (15) |
D (20) |
C (15) |
8 вопрос |
A (25) |
D (30) |
B (35) |
C (150 |
9 вопрос |
B (40) |
C (25) |
D (10) |
A (25) |
10 вопрос |
B (60) |
A (20) |
D (15) |
C (5) |
11 вопрос |
D (45) |
A (5) |
C (25) |
B (25) |
12 вопрос |
A (55) |
B (10) |
C (10) |
D (25) |
В результате проведенного исследования было выявлено, что организационная культура предприятия характеризуется как соединение элементов органической корпоративной культуры и Адхократической корпоративной культуры. Для первой характерно то, что сотрудники разделяют коллективные ценности, ориентированные на неформальный авторитет – авторитет личности, как правило, нуждается в личностной оценке – поддержке со стороны руководителя[41]. При сокращении, проводимом в такой организации, главным механизмом принятия решений должно стать понимание каждым своего места в измененной организации.
Лидер-руководитель, мнение которого важно для каждого работника предприятия, должен сформулировать свое видение изменений на предприятии, а каждый должен представить, где, в какой позиции он будет работать[42].
Адхократическая организационная культура характеризуется тем, что сотрудники, как правило, технологически дисциплинированы, работают по заранее определенным правилам, ориентируются на мнение руководства.
Используя методику групповой сплоченности Сишора определим сплоченность в ООО «М5», для этого распределим ответы респондентов согласно номерам вопросов. Полученные данные представим в Приложении 3.
В целом следует констатировать, что данная группа характеризуется высоким уровнем сплоченности, хотя ответы одного сотрудника позволяют говорить о том, что его не устраивает отношение коллектива к работе, но в то же время, это сотрудник скептически относится к тому, что в другом коллективе ему будет лучше. Также следует отметить, что большинство опрошенных вполне довольны теми отношениями, которые сформировались в коллективе и не стремятся к их изменению. Среди положительных черт корпоративной культуры рекламного агентства можно выделить:
1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;
2. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, коллективные выезды на природу.
В целом следует констатировать, что отношения внутри коллектива рассматриваемого предприятия положительные, большинство сотрудников ориентированы на позитивное взаимодействие. Уровень групповой сплоченности высокий. Также с целью изучения корпоративной культуры рассматриваемого предприятия была проведена диагностика с использованием методике Камерона и Куинна для определения ее типа. При этом культурный тип выявлен по двум срезам (реальный и предпочитаемый). Как показали результаты исследования, на предприятии в целом превалирует иерархический тип корпоративной культуры. Достаточно весомо в организации представлены и рыночные характеристики. Два оставшихся типа культуры (адхократический и клановый) менее представительны. Данные по предпочитаемой культуре говорят о желании сотрудников видеть в ней, прежде всего, свойства клановости (таблиц 7).
Таблица 7
Представительность различных типов культуры, процент от числа опрошенных[43]
Тип корпоративной культуры |
Существующий |
Предпочтительный |
А. Клановая |
17 |
32 |
В. Адхократическая |
16 |
24 |
С. Рыночная |
27 |
23 |
Д.Иерархическая |
40 |
21 |
Для получения более наглядного отражения данного вопроса, графически отразим полученные результаты на рисунке 7.
Социологический опрос работников ООО «М5» по проблемам корпоративной культуры, кроме определения фактического и желаемого культурных типов, выявил много интересных фактов и проблем, связанных с условиями труда, взаимоотношениями в коллективе, ценностными ориентациями сотрудников, формами проявления культуры, отношением к предприятию. Так, в ходе оценки важности различных условий труда для работников ООО «М5» к наиболее значимым сотрудники отнесли справедливую оценку труда каждого работника; интересную, творческую работу, доставляющую удовольствие. Наименее же важными оказались система аттестации персонала, возможность участия в принятии решений и эффективный контроль за работой сотрудников.
Рисунок 7 – Существующий и предпочитаемый тип корпоративной культуры ООО «М5» [44]
На основе анализа данных сотрудниками в ходе опроса характеристик организационную культуру компании «М5» можно отнести к следующим типам, представленным в таблице 8 в порядке убывания степени выраженности характеристик каждого типа от наибольшей степени присутствия к наименьшей.
Корпоративная культура ООО «М5» [45]
1. Клановая культура |
Организация ООО «М5» является схожей с компаниями «семейного типа»: высокая сплоченность внутри функциональных подразделений, соучастие и самоотверженность сотрудников; наличие понятия корпоративного долга, отсутствие жесткого контроля со стороны функциональных руководителей, относительная автономия команд внутри подразделений, высокое внимание уделяется моральному климату. Высоко распространено коллективное принятие решений внутри подразделений и участие сотрудников. Для еще большего укрепления климата проводятся совместные выезды на тренинги, экскурсии, способствующие повышению приверженности компании, повышающие взаимодействие сотрудников. |
Продолжение таблицы 8
2. Рыночная культура |
Для компании «М5» характерной является ориентация на результат, продиктованная со генерального директора. Цели компании определяются заданными экономическими показателями и требуют строгого соблюдения. Увольнение сотрудников чаще всего происходит в результате невыполнения требований, поставленных руководством в достижении конкретного результата. |
3.Иерархическая культура |
Для ООО «М5» в небольшой степени характерна структурированность и формализация организации работ. Сотрудники действуют в соответствии с должностными инструкциями. |
4.Адхократическая культура |
Приверженность компании существующим ценностям весьма высока и склонность к изменениям является низкой. Однако, руководство предпринимает попытки развития организации для предотвращения застоя, отправляя сотрудников на оплачиваемые тренинги, а также приняв решение о смене подхода к управлению. |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания в большей степени к стабильности и поддержанию внутренних ценностей внутри подразделений. Соответствие должностным инструкциям обеспечивало выполнение всех необходимых функций, а высокая вовлеченность и командный характер работы внутри подразделений позволяли избежать излишней формализации. Однако подобная приверженность существующему порядку, несмотря на исходящее от высшего руководства стремление к развитию и достижению конкурентного преимущества внутри самих подразделений, могло встречать сопротивление. В организации существовала проблема низкой гибкости и кооперации между подразделениями при наличии высокого уровня коллективизма внутри организационных единиц, и высокого уровня приверженности организации в целом. Это создавало диссонанс и зачастую негативно сказывалось на скорости и качестве выполнения работ.
Выводы по второй главе
«Рекламное агентство М5» предлагает Вам комплекс рекламных услуг, направленный на увеличении числа продаж и повышение прибыли Вашего бизнеса. ООО «М5» - это рекламное агентство, создающее эффективные маркетинговые коммуникации между брендами и их потребителями.
Обобщив результаты, полученные в ходе анализа корпоративной культуры, можно выделить основные черты компании «М5»: высокая сплоченность коллектива внутри подразделений; коллективное принятие решений и относительная автономность персонала, отсутствие жесткого контроля; ориентация на результат, оценка сотрудников на основе точности выполнения задачи; высокая трудность внедрения изменений; недостаточный уровень кооперации между функциональными подразделениями.
Проведенное исследование позволило выявить следующие проблемы: отсутствие общепринятых норм и ценностей, низкая система мотивации, низкий уровень корпоративной культуры, эмоционально- психологический климат неустойчив, присутствуют скрытые конфликты и неудовлетворённость сотрудников перспективами своего профессионального роста и развития
В результате можно заключить, что основным препятствием на пути совершенствования корпоративной культуры в деятельности рекламного агентства ООО «М5» для компании является приверженность персонала своим функциональным командам, и существующим ценностям. Оно может обернуться неприятием нового и нежеланием работать на стыке межфункциональных дисциплин, что увеличивает значимость обучения персонала и вызывает необходимость пересмотра ценностей для достижения большей гибкости.
Подводя итоги по главе, необходимо констатировать, что корпоративная культура рассматриваемого предприятия определяется большинством опрошенных сотрудников как иерархический, хотя и имеющая отдельные элементы рыночной экономики и демократичных отношений. Был диагностирован высокий уровень сплоченности работников ООО «М5», хотя в результате опроса были отмечены определенные проблемы в установлении взаимоотношений внутри коллектива, недовольство сотрудниками предприятия отдельными аспектами его деятельности. Представляется целесообразным разработать рекомендации для ООО «М5» по совершенствованию корпоративной культуры.
Совершенствование корпоративной культуры в деятельности рекламного агентства ООО «М5»
Пути развития корпоративной культуры ООО «М5»
Поскольку корпоративная культура рекламного агентства ООО «М5» не соответствует задачам компании, несовершенна и не оказывает положительного влияния на реструктуризацию предприятия, к рассмотрению предлагаются следующие рекомендации по ее совершенствованию:
В настоящий момент большинство рекламных компаний пришли к пониманию необходимости вкрапления в структуру своего управления Центра адаптации.