Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и основные элементы корпоративной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что длительное время основой благополучного функционирования организации считалось рациональное управление и маркетинговое изучение рынка. В XXI в. – веке информационно-технологической революции – глобальная конкуренция диктует новые требования к стремительному росту инноваций, стратегического потенциала организации, а также новейших технологий в области качества продукции и услуг, предоставляемого предприятиями. В этих условиях корпоративная культура как интегральный фактор повышения эффективности деятельности и развития организации приобретает особую роль.

Значимость корпоративной культуры в системе управления организации определяется, прежде всего, тем, что ее носителями выступают трудовые коллективы разного рода предприятий (производственных, торговых, финансовых, административных и т.д.). Она проявляется в сознании, поведении и деятельности людей на работе и в связи с работой, позволяет построить деятельность организации и ее звеньев в едином направлении, достигая конечной стратегической цели предприятия, а также значительно повысить конкурентоспособность организации.

К сожалению, на сегодняшний день немногие российские предприниматели отличаются глубоким пониманием корпоративной культуры. Большинство из них заботятся о том, как правильно выбрать логотип, оформить офис или провести рекламную кампанию, то есть обращают внимание на внешние составляющие корпоративной культуры. Несомненно, что они важны, но для долгосрочного, эффективного функционирования и развития этого недостаточно. Необходимо учитывать и то, что происходит внутри организации: мотивация персонала, принципы трудовой деятельности, взаимоотношения с коллегами, руководителями, клиентами, деловыми партнерами. Поэтому так важно для современных менеджеров изучать основные признаки, функции, элементы, принципы формирования и методы поддержания корпоративной культуры, и применять эти знания в практической деятельности для достижения целей в своей организации (предприятии). Исходя из этого, можно сделать вывод об актуальности проблематики корпоративной культуры, поскольку она способна внести позитивный вклад в достижение экономической и социальной эффективности предприятий.

Степень разработанности проблемы. Некоторые авторы разграничивают понятия корпоративной и организационной культуры, основываясь на таких критериях, как размер организации (С. Г. Демченко, Г. А. Абулханова, Н. Н. Митина, М.В. Хачатурян), соотношение данных понятий как некоего теоретического конструкта и уникальной для каждого предприятия модели (Т.Ю. Базаров), сопоставление в соответствии с активными началами данных видов культуры – личности и субъекта В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, О. А. Антонова и др.). Ряд исследователей рассматривают корпоративную и организационную культуру как общее и частное понятия. Согласно В. К. Крутикова, М. В. Якуниной, понятие «организационная культура» шире понятия «корпоративная культура», и более адекватным для управленческих целей является именно первый термин, так как не каждое предприятие представляет собой корпорацию. Однако большинство авторов придерживается мнения, что корпоративная и организационная культура представляет собой тождественные понятия, отражающие различные аспекты культуры организации (Е.В. Демидова, М. В. Комаров, Н. С. Банных, Н. Р. Мальков, Н. Н. Митина, Тагибова А.А).


Цель курсовой работы – на основе теоретического и практического анализа оценить состояние корпоративной культуры в деятельности организации и разработать рекомендации по её развитию.

Для достижения обозначенной в работе цели необходимо последовательно решить следующие задачи исследования:

  • рассмотреть теоретические подходы к изучению особенностей корпоративной культуры в организации;
  • провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «М5»
  • представить диагностику и построение профиля корпоративной культуры рекламного агентства
  • предложить пути развития корпоративной культуры ООО «М5»;
  • определить социально-экономическую эффективность изменения корпоративной культуры ООО «М5»

Объектом исследования выступает система управления персоналом организации.

Предмет исследования – структурные компоненты корпоративной культуры и механизм ее развития в современной организации.

Эмпирический объект исследования – рекламное агентство ООО «М5».

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования корпоративной культуры, а также по вопросам менеджмента и управления персоналом.

Информационную базу исследования составили нормативные, методические материалы, касающиеся рассматриваемых вопросов, научные разработки отечественных и зарубежных ученых, публикации периодической печати, Интернет-ресурсы.

Практическая значимость заключается в разработке и обосновании рекомендаций по развитию корпоративной культуры рекламного агентства ООО «М5». Результаты исследования могут применяться сотрудниками кадровых служб и руководителями организаций в целях формирования и развития

Исследование сформировано согласно поставленной в ней цели и задачам. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, включающие восемь параграфов, заключения, библиографического списка и шести приложений.

Теоретические подходы к изучению особенностей корпоративной культуры в организации

Понятие и основные элементы корпоративной культуры

Организация – это открытая, динамичная, целенаправленная социальная система сотрудничества, предназначенная для активизации индивидуальных усилий, направленных на достижение цели; состоит из человеческого элемента, физического элемента, рабочего элемента и координационного элемента; превращает ресурсы в выходные данные для пользователей.


Впервые понятие культуры возникло в 160 г. до н. е. в сельскохозяйственном тракте Катона Старшего, писателя, историка и государственного деятеля Древнего Рима. Различают культуру религиозную и связанную с субъективными качествами человека[1]. Термин был истолкован в соответствии со многими существующими научными и философскими определениями. В Большой Советской Энциклопедии культура объясняется как уровень развития человека и общества, существующий на определенном историческом этапе, проявляющийся в видах деятельности людей и организации их жизни, а также в духовных ценностях, создаваемых человечество.

В современной интерпретации ценностной культуры различают совокупность результатов человеческой деятельности, которые признаются ценными в рамках конкретных социальных систем[2]. Их совокупность является характерной чертой социальной группы и ее духовной основы. Как и большинство социологических концепций, культура – это слово, имеющее как обыденное, так и социологическое значение. Человек – это социальное животное, и в то же время он и культурное животное. Культура – одно из важнейших достижений человека. Быть человеком – значит иметь культуру. Именно культура делает жизнь человека значимой. Человек рождается и воспитывается в культурной среде. Это культура, которая отличает человека от животного. Человека называют культурным животным. Следовательно, понимание человеческого общества требует понимания культуры. Потому что каждое общество обладает культурой, а человечество развивается только в культурной среде. Социологи разработали две концепции, то есть культуру и общество, чтобы объяснить и понять закономерности человеческой деятельности и сущность общественной жизни. Кроме того, понимание значения культуры очень важно для понимания природы общества.

Но в строгом социологическом смысле культура означает совокупность всего того, чему люди учатся как члены общества. По мнению Э.Б. Тайлор, «Культура – это то сложное целое, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, мораль, закон, обычаи и любые другие способности, приобретенные человеком как членом общества».[3] По словам А.А. Рычковой, «культура – это дело рук человека и средство, с помощью которого он достигает своих целей».[4]

Таким образом, мы приходим к выводу, что культура создана человеком. Это организованная система норм и ценностей, которую придерживаются люди общества. Культура – это все, что социально изучено и разделено членами общества. Человек получает культуру как часть социального наследия и, в свою очередь, меняет культуру и вносит изменения, которые затем становятся частью наследия будущих поколений. Это ответ на человеческие потребности, инструментальная реальность и аппарат для удовлетворения биологически обусловленных потребностей.


Корпоративная же культура – это также культура, но уже внутри конкретной организации. Один из классиков менеджмента М.Х. Мескон[5] считает, что культура в организации – это климат или же сама атмосфера в компании, которая отражает ее обычаи и нравы.

По большому счету основными элементами корпоративной культуры являются человеческий коллектив внутри организации, преданность каждого сотрудника, система норм/обычаем внутри этой организации[6].

В различных трудах можно увидеть такие понятия, как корпоративная и организационная культура. Проведены научные исследования, целью которых является изучение жизни организаций, манипулирование понятиями «корпоративная культура» и «организационная культура», практически используя их в качестве синонимов. К такому мнению приходят отечественные исследователи В. А. Спивак, М.В. Хачатурян и другие.[7]

Между организационной и корпоративной культурой все еще существуют различия. М. В. Комаров [8] считает, что организационную культуру следует понимать, как общую характеристику организации, которая включает в себя ее ценности, оценку эффективности, поведение, восприятие целей организации, принципы поведения и варианты реагирования. Он также объясняет корпоративную культуру как необоснованные предположения, собранные в сложный комплекс, который принимается всеми членами организации и устанавливает основу для поведения большинства организаций. Таким образом, концепция корпоративной культуры включает в себя уникальный набор ценностей и поведенческих моделей, индивидуальных для каждой конкретной организации. А.А. Максименко пытается провести грань между организационной и корпоративной культурой по размеру организации, но не уточняет, каким должно быть количество сотрудников в любом случае.

Но в то же время понятие организационной культуры носит более общий характер по отношению к «корпоративному», поскольку не каждая организация может быть корпорацией. Если термин «корпоративный» относится к профессиональной культуре, то он будет включать в себя ценности и нормы работников, занятых в конкретной области. Пытаясь разделить эти два термина, можно прийти к выводу, что понятие культуры, в том числе организационное, является более широким и призвано отразить деятельность коллектива (организации) предприятия, формирование «команды», развитие единой системы. стиль работы для всех сотрудников.


Корпоративная культура складывается в соответствии с ее сущностью из определенных организационных атрибутов, при условии, что они воспринимаются большинством членов компании и оказывают влияние на поведение этих членов. Поэтому при формировании и развитии корпоративной культуры наряду с основными принципами необходимо принимать во внимание ряд ее определенных признаков (рисунок 1).

Корпоративная культура

Влияние поведения сотрудников компании

Регулирование поведения членов коллектива

Принятие всеми сотрудниками компании культуры организации

Традиционность

Познаваемость

Способность изменяться

Зависимость от применяемого метода

Постоянное развитие

Рисунок 1 –Основные признаки формирования корпоративной культуры[9]

Функции корпоративной культуры вытекают из ее определения. Так, в качестве основополагающих функций выделены следующие: имиджевая, ориентационная, интегрирующая, коммуникационная, социализирующая, мотивационная, регулирующая[10].

Для более полного понимания данного организационного явления, необходимо выделить его основные составляющие и характеризующие компоненты формирования. Предлагаем рассмотреть модель формирования корпоративной культуры, которую предложила И.Н. Каменская (рисунок 2).

Диагностический этап: выявление исходного состояния корпоративной культуры

Основной этап: формирование корпоративной культуры

Материальный компонент: материальная культура и материально-техническая основа организации

Организационная структура сотрудников: культурные ценности, психологический климат

Развивающий компонент: развитие корпоративного и индивидуального имиджа сотрудников

Этап рефлексии: оценка эффективности проведенных мероприятий

Конечный результат

Рисунок 2 – Формирование корпоративной культуры педагогов по И.Н. Каменской[11]

Таким образом, имея общие схожие ожидания и представления, персонал компании общается на особой всем понятной системе языка. Персонал действует в соответствии с одобряемыми и адекватно воспринимаемыми нормами, негласными и гласными правилами. Такой тип отношений вырабатывается в процессе долгой совместной деятельности сотрудников компании, которые вместе решают возникающие проблемы и взаимодействуют друг с другом, адаптируясь не только к внешним условиям и факторам, но и к внутренней среде организации. В современных условиях корпоративная культура приобретает большое значение, поскольку оказывает влияние на уровень мотивации персонала, имидж компании и ее репутацию. Корпоративная культура более тесно охватывает работу команды и состоит из философии, системы ценностей, норм поведения, поведенческих ритуалов, которые формируются в организации.