ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 968

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1Условия возникновения финансов и их признаки

Необходимыми условиями для возникновения финансов являются:

1) существование государства;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) появление налогов в денежной форме.

Признаки:
1 денежный характер фин.операций, т.к. финансы возникают на основе движения реальных денег
2 распределительный характер отношений – движение реальных денег независимо от движения стоим-ти в товарной форме
3 однонаправленный характер движения средств
4 создание централизованных и децентрализованных денежных средств

2. Финансы, как историческая категория

Финансы как историческая категория появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Финансы, как историческая категория имеют два основных этапа развития:

1) этап возникновения: докапиталистическая формация (рабовладельческий, феодальный строй) – возникновение государства, появление денежных отношений – возникают государственные финансы;

2) этап развития: капиталистическая формация – товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, расширяется сфера распределительных отношений – развиваются финансы предприятий, а потом и домохозяйств.

  1. Финансы как особая форма стоимостных отношений

Финансы - это особая форма эк-их отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

4.Сущность финансов. Функции финансов

Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера.
1)Распределительная функция финансов заключается в том, что через распределение созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

2)Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

3)Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

4)Стимулирующая функция финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

5)Фискальная ф-я фин связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные отрасли хоз-ва.


5. Характерными черты современных финансов: денежная, распределительная, фондовая

Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма;

2) распределительный характер отношений;

3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо нефондовой формах.





6 Финансы и воспроизводственный процесс

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены уже в функциях этой категории: - распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельный его хозяйствующих субъектов;- контрольная функция отражает через движение финансовый ресурсов течение экономических процессов в обществе.
 Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным.
Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их. Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственный фондов, способствуют созданию новой стоимости. В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена.  В сфере потребления финансы влияют на объём и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальный гарантий и решение социальных задач.

7. Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями

В процессе стоимостного распределения участвуют разные экономические категории. Каждая из них выполняет определенную роль. Наряду с финансами, в стоимостном распределении участвуют цена, кредит, зарплата.

1) Цена и финансы функционируют в тесной взаимосвязи. При этом цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, являются инструментом, который реализует эти пропорции.
2) Хотя финансы и
зарплата имеют одинаковую экономическую основу, зарплата удовлетворяет личные потребности, а финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.


3)Финансы и кредит взаимосвязанные категории, у них однородная экономическая природа. Однако кредит функционирует на возвратной основе. Кредиты возвращаются в срок с уплатой процентов, а финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости.

8. Финансы России в условиях глобализации

Глобализация экономики – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, знаний. Финансы, как инструмент хозяйствования, используются для осуществления интеграции стран в мировую экономику.
Функционируя в международной среде, финансы влияют на экономические интересы участников, выступая стимулом развития мировой экономической интеграции.











9. Финансовая система и ее звенья

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.

Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

2. Государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики
3. Децентрализованные финансы:

1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

10. Экономическая сущность и необходимость кредита
Сущностью кредита являются такие эк-ие отношения кредитора и заемщика, в которых на договорных условиях возвратности и платности передаются от кредитора заемщику деньги или их эквивалент в виде ценных бумаг, товаров, услуг и иных ценностей, и активов.
Необходимость кредита определяется его функциями и ролью в экономике. Кредит является необходимым источником финансирования экономических агентов, выполняющим важнейшие функции, перечисленные ниже. Другим альтернативным источником финансирования экономики является рынок ценных бумаг.


Кредит совместно с деньгами является важнейшим элементом кругооборота доходов, товаров, услуг и ресурсов.

Кредит является необходимым элементом роста экономики (ВВП), т.к. предоставляет возможность предприятию расширять производство или организовать новое производство товаров и услуг.

Кредит выполняет важнейшую функцию инвестирования экономики, а также обеспечивает переток средств в наиболее прибыльные и перспективные отрасли и предприятия.

11. Роль кредита в рыночной экономике

В рыночной экономике роль кредита исключительно высока. Благодаря кредиту предприятия располагают в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для нормальной работы.

Особенно важна роль кредита для пополнения оборотных средств, потребности в которых у любого предприятия нестабильны: то увеличиваются, то уменьшаются.

Велика роль кредита и в процессе воспроизводства основных фондов. Использование заёмных средств позволяет совершенствовать технологию производства, быстро переходить к выпуску новых видов продукции. Сочетание собственных ресурсов предприятия с заёмными средствами даёт возможность им эффективно эксплуатировать основные фонды, наращивать объёмы производства конкурентно способной продукции.


12.Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.
Экономисты разделяют финансовую политику на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: 1. рост государственных расходов; 2. снижение налогового бремени.

При политике стабилизации правительство пытается удержать объем выпуска продукции на определенном для страны уровне и поддержать стабильность цен. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Политика ограничения деловой активности, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.


Политика ограничения деловой активности(сдерживающая политика) подразумевает: 1. уменьшение правительственных расходов; 2. увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

13. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.

Управляющая система (финансовый аппарат) - это совокупность финансовых институтов. Процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности самих субъектов управления.

Субъекты управления

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

- Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

- Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);

- Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.

Основными задачами Министерства финансов РФ является:

1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

- бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;

- Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;

- департамент налоговых реформ;

- департамент ценных бумаг и финансового рынка;

- департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

- отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);