ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 991
Скачиваний: 2
1Условия возникновения финансов и их признаки
Необходимыми условиями для возникновения финансов являются:
1) существование государства;
2) развитие товарно-денежных отношений;
3) появление налогов в денежной форме.
Признаки:
1
денежный характер фин.операций, т.к.
финансы возникают на основе движения
реальных денег
2 распределительный
характер отношений – движение реальных
денег независимо от движения стоим-ти
в товарной форме
3 однонаправленный
характер движения средств
4 создание
централизованных и децентрализованных
денежных средств
2. Финансы, как историческая категория
Финансы как историческая категория появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Финансы, как историческая категория имеют два основных этапа развития:
1) этап возникновения: докапиталистическая формация (рабовладельческий, феодальный строй) – возникновение государства, появление денежных отношений – возникают государственные финансы;
2) этап развития: капиталистическая формация – товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, расширяется сфера распределительных отношений – развиваются финансы предприятий, а потом и домохозяйств.
-
Финансы как особая форма стоимостных отношений
Финансы - это особая форма эк-их отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
4.Сущность финансов. Функции финансов
Сущность
финансов – стоимостная форма движения
товара порождает соответствующий
денежный оборот и экономические отношения
распределительного характера.
1)Распределительная функция финансов
заключается в том, что через распределение
созданной стоимости обеспечиваются
общегосударственные потребности,
формируются источники финансирования
общественного сектора экономики,
достигается сбалансированность бюджетов
и внебюджетных фондов в рамках единой
бюджетной системы РФ;
2)Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям: контроль за
правильным и своевременным перечислением
средств в централизованные фонды;
контроль за соблюдением заданных
параметров централизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;
контроль за целенаправленным
и эффективным использованием финансовых
ресурсов.
3)Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
4)Стимулирующая функция финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
5)Фискальная ф-я фин связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные отрасли хоз-ва.
5. Характерными черты современных финансов: денежная, распределительная, фондовая
Характерными чертами современных финансов являются следующие:
1) денежная форма;
2) распределительный характер отношений;
3)распределение валового внутреннего продукта (в денежном выражении) через финансовые ресурсы, которые функционируют в фондовой либо нефондовой формах.
6 Финансы и воспроизводственный процесс
Объективные
предпосылки влияния финансов на
воспроизводственный процесс заложены
уже в функциях этой категории: -
распределительная функция позволяет
формировать финансовые ресурсы и целевые
денежные фонды в соответствии с
потребностями развития общественного
воспроизводства в целом и отдельный
его хозяйствующих субъектов;- контрольная
функция отражает через движение
финансовый ресурсов течение экономических
процессов в обществе.
Влияние
финансов на экономику может быть
количественным и качественным.
Количественное
влияние характеризуется пропорциями
мобилизуемых, распределяемых и
используемых финансовых ресурсов. Качественное
влияние характеризуется воздействием
на материальные интересы участников
воспроизводственного процесса.
Возможности
влияния финансов на общественное
воспроизводство связаны с двумя
обстоятельствами.
Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их. Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственный фондов, способствуют созданию новой стоимости. В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. В сфере потребления финансы влияют на объём и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальный гарантий и решение социальных задач.
7. Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями
В процессе стоимостного распределения участвуют разные экономические категории. Каждая из них выполняет определенную роль. Наряду с финансами, в стоимостном распределении участвуют цена, кредит, зарплата.
1)
Цена
и финансы функционируют в тесной
взаимосвязи. При этом цены являются
основой финансового метода распределения
стоимости, а финансы, основываясь на
пропорциях распределения, сложившихся
под влиянием цен, являются инструментом,
который реализует эти пропорции.
2)
Хотя финансы и зарплата
имеют одинаковую экономическую основу,
зарплата удовлетворяет личные потребности,
а финансовые ресурсы как материальные
носители финансовых отношений.
3)Финансы и кредит взаимосвязанные категории, у них однородная экономическая природа. Однако кредит функционирует на возвратной основе. Кредиты возвращаются в срок с уплатой процентов, а финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости.
8. Финансы России в условиях глобализации
Глобализация
экономики – процесс превращения мирового
хозяйства в единый рынок товаров и
услуг, рабочей силы, капиталов, знаний.
Финансы, как инструмент хозяйствования,
используются для осуществления интеграции
стран в мировую экономику.
Функционируя
в международной среде, финансы влияют
на экономические интересы участников,
выступая стимулом развития мировой
экономической интеграции.
9. Финансовая система и ее звенья
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.
Звенья финансовой системы.
1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.
2.
Государственный кредит обслуживает
формирование централизованных денежных
фондов. Как финансовая категория
государственный кредит выполняет
распределительную и контрольную функции.
Проводя ту или иную финансовую политику,
государство использует государственный
кредит как инструмент регулирования
экономики
3. Децентрализованные
финансы:
1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;
2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.
4. Фонды страхования.
Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.
Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.
10.
Экономическая сущность и необходимость
кредита
Сущностью
кредита являются такие эк-ие отношения
кредитора и заемщика, в которых на
договорных условиях возвратности и
платности передаются от кредитора
заемщику деньги или их эквивалент в
виде ценных бумаг, товаров, услуг и иных
ценностей, и активов.
Необходимость
кредита определяется его функциями и
ролью в экономике. Кредит является
необходимым источником финансирования
экономических агентов, выполняющим
важнейшие функции, перечисленные ниже.
Другим альтернативным источником
финансирования экономики является
рынок ценных бумаг.
Кредит совместно с деньгами является важнейшим элементом кругооборота доходов, товаров, услуг и ресурсов.
Кредит является необходимым элементом роста экономики (ВВП), т.к. предоставляет возможность предприятию расширять производство или организовать новое производство товаров и услуг.
Кредит выполняет важнейшую функцию инвестирования экономики, а также обеспечивает переток средств в наиболее прибыльные и перспективные отрасли и предприятия.
11. Роль кредита в рыночной экономике
В рыночной экономике роль кредита исключительно высока. Благодаря кредиту предприятия располагают в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для нормальной работы.
Особенно важна роль кредита для пополнения оборотных средств, потребности в которых у любого предприятия нестабильны: то увеличиваются, то уменьшаются.
Велика роль кредита и в процессе воспроизводства основных фондов. Использование заёмных средств позволяет совершенствовать технологию производства, быстро переходить к выпуску новых видов продукции. Сочетание собственных ресурсов предприятия с заёмными средствами даёт возможность им эффективно эксплуатировать основные фонды, наращивать объёмы производства конкурентно способной продукции.
12.Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации
Под
финансовой политикой понимают комплекс
мероприятий государства по использованию
финансовых отношений, мобилизации
финансовых ресурсов, их распределению
и использованию на основе финансового
законодательства для осуществления
государством своих функций.
Экономисты
разделяют финансовую политику на три
вида: политика экономического роста
(стимулирующая), политика стабилизации
и политика ограничения деловой активности
(сдерживающая).
Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: 1. рост государственных расходов; 2. снижение налогового бремени.
При политике стабилизации правительство пытается удержать объем выпуска продукции на определенном для страны уровне и поддержать стабильность цен. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Политика ограничения деловой активности, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Политика ограничения деловой активности(сдерживающая политика) подразумевает: 1. уменьшение правительственных расходов; 2. увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
13. Субъекты и структура органов управления государственными финансами
Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.
Управляющая система (финансовый аппарат) - это совокупность финансовых институтов. Процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности самих субъектов управления.
Субъекты управления
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
- Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
- Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);
- Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.
Основными задачами Министерства финансов РФ является:
1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.
2. Составление проекта и исполнение федерального бюджета.
Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:
- бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;
- Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;
- департамент налоговых реформ;
- департамент ценных бумаг и финансового рынка;
- департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
- отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);