ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 995
Скачиваний: 2
- департамент валютно-экономического регулирования.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.
14. Происхождение и функции денег
Концепции происхождения денег:
1) рационалистическая (Аристотель) – объясняет происхождение денег соглашениями м/у людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимости в меновом обороте необходимы специальные инструменты;
2) эволюционная концепция (К. Маркс) – доказывает происхождение денег помимо воли людей в результате длительного развития обмена, когда из огромного товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег.
Функции платежных средств. Стоимость товаров выражают деньги. Задачи платежных средств сводятся к следующим пунктам:
Мера стоимости. Основная функция, подтверждающая значение денег в качестве всемирного стоимостного эквивалента, что выражается в цене товаров.
Средство обращения. Отвечает за процесс движения продуктов на рынке согласно схеме: товар-деньги-товар.
Средство
платежа.
Деньги представляют собой посредника
в случае обмена товаров, поскольку в
результате сделки расчет не всегда
производится наличными.
Средство
накоплений, инвестиций и сбережений.
Мировые
деньги служат
в качестве международного платежного
средства и выражения общественного
богатства.
№15
Финансовое планирование и прогнозирование
социально-экономических процессов.
Финансовое
планирование
представляет собой совокупность
мероприятий, проводимых органами
государственной власти и местного
самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями по
планомерному формированию и использованию
денежных доходов, накоплений, поступлений
в соответствии с целями и задачами,
поставленными в прогнозах
социально-экономического развития,
бизнес-планах, документах, определяющих
финансовую политику.
Прогнозирование
– разработка прогноза, т. е. специальное
научное исследование перспектив (прошлых
тенденций) развития каких-либо явлений
(технических, социально-экономических).
Чаще всего прогнозирование связано со временем. Виды прогнозирования во времени: 1) краткосрочное – до 1 года; 2) среднесрочное – 2-5 лет; 3) долгосрочное – 5-10 лет; 4) сверхдолгосрочное – более 10 лет. Время на которое делается прогноз называют шагом прогнозирования. Шаг прогнозирования – постоянный/переменный.
Цели прогнозирования:– по виду объекта; (технические, экологические, социальные, биологические и др.)– по масштабу объекта; (мега, макро, микро, локальные, глобальные) - по затратам ресурсов;– по времени; (short-term и т.д.)– по числу факторов; (однофакторные, многофакторные)– по применяемым методам;
Особенностью
прогнозирования является тот факт, что
статистические данные (доступные к
моменту времени t) об изучаемых явлениях
или процессах используются для
предварительного анализа и выдвижения
гипотез о характере применяемых методов
прогнозирования.
№16
Государственные финансы и их роль в
российской государственной системе
Государственные финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.
Задачи
государственных финансов:
-
распределение и перераспределение
национального дохода между секторами
экономики;
-
организация и осуществление контроля
при таком распределении;
-
финансирование выполнения функций,
возложенных на государство.
Государственные
финансы призваны обеспечивать полноценное
финансирование всех программ, связанных
с выполнением многочисленных
государственных функций. Естественно,
это сложная задача, и государственные
финансы используются только там, где
в этом существует особая необходимость.
Государственные финансы являются тем
звеном, которое соединяет в себе доходы
и расходы всех субъектов экономики и в
то же время обеспечивает финансирование
программ, важных для развития и
нормального существования субъектов.
Финансы государства являются денежными
отношениями, поскольку призваны
финансировать государственные
расходы.
Таким образом, государственные
финансы представляют собой сложный,
но необходимый элемент в финансовой
цепочке и экономике в целом.
В структуру
федеральных финансов включены следующие
звенья: Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных социальных
фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); Государственный
кредит; Финансы государственных унитарных
предприятий и государственных
корпораций.
17.Государственный
бюджет: сущность, функции и роль в
макроэкономическом регулировании
Государственный
бюджет - денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу распределения и
перераспределения НД в связи с образованием
и использованием бюджетного фонда,
предназначенного для финансирования
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, нужд обороны, государственного
управления.
Функции
бюджета:
-
распределительная (распределении и
перераспределении ВВП)
-
контрольная
- регулирующая (с помощью
налогов)
- стимулирующая (предоставление
льгот, снижение налоговых ставок и
др.)
- фискальная (мобилизация доходов
бюджета)
- обеспечивающая (обеспечение
финансирования задач и функций
государства)
- воспроизводственная
(нацелена на расширенное воспроизводства)
-
образование бюджетного фонда (доходы
бюджета: налоги с доходов хозяйствующих
субъектов, займы, доходы от государственной
собственности и др.)
- распределительная
функция ( перераспределение финансовых
ресурсов)
- контрольная функция
(бюджет показывает, какие отрасли
народного хозяйства прибыльны, а какие
убыточны) Роль в макроэкономическом
регулировании - через гос. финансы, в
том числе через гос. бюджет перераспределяется
до 50% ВВП стран.
18.Бюджетная система РФ
Бюджетная
система РФ - совокупность бюджетов всех
уровней и государственных внебюджетных
фондов, основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая нормами права.
Она
состоит из бюджетов трех уровней:
I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов
III
уровень - местные бюджеты.
Бюджетная
система РФ построена на основе следующих
принципов:
Принцип
единства бюджетной системы (обеспечивается
единством бюджетного законодательства,
денежной системы и т.п.)
Принцип
разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы
РФ.
Самостоятельность
бюджетов всех уровней (наличие у каждого
бюджета своих источников доходов и
расходов)
Принцип сбалансированности
бюджета (объем
расходов должен быть равен объему
доходов)
Принцип
эффективного и экономного использования
бюджетных средств
Принцип
достоверности бюджета (надежность
показателей бюджетов, их адекватность)
Принцип
полноты отражения доходов и расходов
Принцип
гласности (публикации законов о бюджетах
и отчетов об их исполнении)
Принцип
адресности и целевого характера бюджетных
средств (бюджетные средства выделяются
в адрес конкретных получателей с
обозначением цели их использования)
Принцип
единства кассы (деньги зачисляются на
единый счет и расходуются с единого
счета).
19
Доходы и расходы гос. Бюджета
Формирование
доходов бюджетов осуществляется в
соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской
Федерации.
Доходы
бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов. Кроме того,
в доходы бюджета текущего года зачисляется
остаток средств на конец предыдущего
года.
Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы составляют:
-
доходы от использования государственной или муниципальной собственности;
-
доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;
-
доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;
-
штрафы, компенсации;
-
доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.
Капитальные
расходы —
это расходы на инновационную и
инвестиционную деятельность. Они
включают расходы на: инвестиции в
соответствии с утвержденной инвестиционной
программой; средства, предоставляемые
в качестве бюджетных кредитов юридическим
лицам; расходы на проведение капитального
ремонта объектов государственной
собственности; расходы, связанные с
расширенным воспроизводством.
Капитальные
расходы составляют так называемый
бюджет развития. Порядок его формирования
определяется федеральным законом.
Текущие
расходы бюджетов
— расходы, обеспечивающие функционирование
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и бюджетных
учреждений.
Государственные
доходы — это часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его
распределения через различные виды
денежных поступлений в собственность
и распоряжение государства с целью
создания финансовой базы для выполнения
его задач по осуществлению
социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности
страны.
20.Бюджетный дефицит и его сущность. Причины и источники финансирования
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП.
В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования бюджетного дефицита
Внутреннее финансирование:
- выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней
- использование средств центрального банка
Внешнее финансирование:
- продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке
- кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций
- кредиты иностранных правительств
Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:
- реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
- реструктуризация государственного внешнего долга;
- усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
- сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
- упорядочение действующей системы социальных льгот.
21.
Распределение доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы
Принципы
распределения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы
РФ.
1)Распределение
и закрепление расходов бюджетов по
определенным уровням бюджетной системы
РФ.
2)Разграничение
регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы РФ.
3)Равенство
бюджетных прав субъектов РФ, равенства
бюджетных прав муниципальных
образований.
4)Выравнивание
уровней минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов РФ.
5)Равенство
всех бюджетов РФ по взаимоотношениям
с федеральным бюджетом, равенство
местных бюджетов во взаимоотношениях
с бюджетами субъектов РФ.
Бюджетным
Кодексом установлено, что при распределении
налоговых доходов по уровням бюджетной
системы налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не менее
50% от суммы доходов консолидированного
бюджета.
22.
Федеральный бюджет РФ текущего
года.
Федеральный
бюджет России —
ведущий финансовый документ, основное
звено бюджетной системы РФ, в котором
объединены основные финансовые категории.
Федеральный бюджет является основным
финансовым планом государства на
финансовый год, имеющий силу закона
после его утверждения Федеральным
Собранием в
виде федерального закона.
По
экономическому содержанию федеральный
бюджет представляет собой форму
образования и использования
централизованного фонда денежных
средств Российской Федерации. Именно
федеральный бюджет является главным
средством перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта,
через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны,
реализации социальной политики на
территории всей России, укрепления
обороноспособности государства. На
долю федерального бюджета приходится
значительная часть распределительного
процесса, которая заключается в
распределении денежных средств между
отраслями народного хозяйства,
производственной и не производственной
сферами, регионами страны.
Основные
статьи расходов федерального бюджета:
Общегосударственные
вопросы; Национальная оборона; Национальная
безопасность и правоохранительная
деятельность; Национальная экономика;
ЖКХ; Охрана окружающей среды; Образование;
Культура, кинематография; Здравоохранение;
Социальная политика; Физическая культура
и спорт; СМИ; Обслуживание гос. и мун.
долга.
23.Государственный
кредит. Классификация займов РФ, займы
территории
Государственный финансовый кредит –это форма бюджетного кредита, при которой РФ представляет денежные средства иностранному заёмщику в объёме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и Правительством иностранного государства.
Государственный экспортный кредит – это форма бюджетного кредита, при которой за счёт бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заёмщика, а он является импортёром.
Классификация займов РФ:
1. по субъектам, то есть кем возмещаются займы: центральные; территориальные.
2. по месту размещения (где?): внешние; внутренние.
3. по обращению на рынке: рыночные; нерыночные.
4. в зависимости от срока размещения средств: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
5. по обеспеченности долговых обязательств: закладные; беззакладные.
6. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном.
7. по методу определения дохода: с твёрдым доходом; плавающий.
8. В зависимости от сроков погашения займов: с правом и без права досрочного погашения; единовременно или частями.
В соответствии с Законом, принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:
-
инвестиционные; - социальные;-
бюджетные.
24.Гос
внешний долг, состав, назначение и
принципы формирования
внешний
государственный долг —
это долговые обязательства страны как
заемщика или гаранта погашения займов
другими заемщиками перед физическими
и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными финансовыми
организациями, выраженные в иностранной
валюте.
Внешний
долг делится на государственный и
частный Государственный внешний долг
состоит из внешних обязательств
государственных органов, а также
гарантированных государством внешних
обязательств частного сектора. Частный
долг образуется из внешних обязательств
фирм и банков.
Возникновение
просроченной задолженности вынуждает
государство вести переговоры с
иностранными кредиторами по урегулированию
внешнего долга. Урегулирование внешнего
долга — это принятие заемщиком мер по
ликвидации просроченной внешней
задолженности со снижением выплат
процентов и основного долга.
Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
25. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Источники доходов и направления расходов