Файл: Характеристика метода целевых затрат (target costing).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Актуальной для отечественных промышленных предприятий, получивших возможность выхода со своей продукцией на внешние рынки, или предприятий с участием иностранного капитала является задача установления цены на экспортную продукцию, причем зачастую такую цену нужно устанавливать как можно ниже, с тем чтобы внедриться на рынок [19, с.33].
Рассмотрим пример 1. ООО «Стандарт-Пласт» продает на внутреннем рынке пластмассовые изделия в объеме 10 000 шт. Данные о затратах на весь объем и на единицу продукции приведены в таблице 2.2.1. ООО «Стандарт-Пласт» имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать ее на внешнем рынке. Необходимо установить цену на экспортируемую продукцию.
Изделия, которые продаются на внутреннем рынке по цене 90 руб. за единицу, имеют рентабельность 20%. Из таблицы 2.2.1 видно, что переменные затраты, т.е. расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства, составляют 50 руб. на единицу. Известно, что 10 000 шт. изделий уже продаются на внутреннем рынке, и предполагается, что можно продать на внешнем рынке какое-то количество продукции данного вида [21].
В этом случае можно использовать себестоимость в части переменных затрат в качестве базы для определения экспортной цены, так как:
- во-первых, постоянные накладные расходы в размере 250 000 руб. не изменятся и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 25 руб. не нужно возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспорт;
- во-вторых, предприятие в данном случае может ограничиться прибылью меньшей, чем 15 руб. Иными словами, предприятие получит прибыль от экспорта данного изделия, если экспортная цена будет выше величины переменных затрат на изделие, то есть 50 руб. Если предприятие захочет продавать изделие с той же рентабельностью, что и на внутреннем рынке, то при учете только переменных затрат получится экспортная цена, равная 50,0 · 1,20 = 60руб.
Таблица 2.1
Исходные данные о затратах ООО «Стандарт-Пласт» [21]
На объем продукции 10 000 шт., руб. |
На единицу продукции, руб. |
|
Переменные затраты |
500 000 |
50,0 |
Постоянные накладные расходы |
250 000 |
25,0 |
Полная себестоимость |
750 000 |
75,0 |
Цена реализации |
900 000 |
90,0 |
Прибыль |
150 000 |
15,0 |
Применять такой подход к ценообразованию целесообразно в тех случаях, когда постоянные накладные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяются на базе переменных затрат только для дополнительного количества изделий.
Следующий сравнительный расчет показывает варианты принятия решений о снижении цен при увеличении объемов при учете полной себестоимости в системе таргет-костинга.
Рассмотрим пример 2. Предприятие производит и реализует в течение отчетного периода 10 000 шт. изделий одного вида. Полная себестоимость равна 450 000 руб. Продажная цена за единицу составляла до настоящего времени 70 руб. Исследования рынка показали, что если снизить цену на 6 руб. за штуку, то объем реализации вырастет на 20% и составит 12 000 шт. Так как производственные мощности позволяют увеличить объем производства в таком размере, необходимо просчитать варианты и принять решение о том, стоит ли снижать цену. Информацию для расчетов возьмем из системы учета полной себестоимости и системы таргет-костинга. Для расчетов по системе таргет-костинга из 450 000 руб. (суммы полной себестоимости) вычтем 270 000 руб. (постоянные затраты). Сравнительные расчеты прибыли, получаемой при расчетах по обоим вариантам, представлены в таблице 2.2 [21].
Если проводить альтернативный анализ на основе учета полной себестоимости (таблица 2.2), то получается, что предприятию невыгодно снижать цену на данное изделие, даже если это приведет к росту объема продаж, так как общая прибыль снизится на 22 000 руб.
Если делать расчеты прибыли по системе таргет-костинга, выбрав второй вариант, то прибыль увеличивается на 32 000 руб. (282 000 – 250 000), что совпадает с ростом маржинального дохода (552 000 – 520 000).
В случае расчета прибыли на основе полной себестоимости искусственно занижается прибыль на единицу продукции при втором варианте (объем 12 000 шт.), поскольку не учитывается снижение доли постоянных расходов на единицу продукции при росте объема производства с 10 000 до 12 000 шт. При альтернативных расчетах по полной себестоимости ее величина остается неизменной и равняется 45 руб., фактически же с увеличением объема производства полная себестоимость единицы изделия снижается за счет экономии на постоянных расходах, что ведет к росту прибыли на единицу. Этот факт учтен при анализе вариантов по системе таргет-костинга, ибо в расчет принимается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при изменениях объема производства. Расчеты проводятся на основе сравнения общего маржинального дохода и разности его величины и суммы постоянных затрат.
Этот вариант расчетов более правильно отражает прибыль предприятия, которую оно сможет получить, приняв тот или иной вариант.
Таблица 2.2
Сравнительные расчеты прибыли ООО «Стандарт-Пласт» [21]
Расчет прибыли при организации учета полной себестоимости |
||
Вариант 1 (10 000шт.) |
Вариант 2 (12 000 шт.) |
|
Продажная цена, руб. |
70 |
64 |
Полная себестоимость ед., руб. |
45 |
45 |
Прибыль на ед., руб. |
25 |
19 |
Общая прибыль, руб. |
10 000 * 25 = 250 000 |
12000 * 19 = 228 000 |
Расчет прибыли при организации учета по системе таргет-костинга |
||
Продажная цена, руб. |
70 |
64 |
Переменные затраты на ед., руб |
18 |
18 |
Маржинальный доход на ед., руб. |
52 |
46 |
Общий маржинальный доход, руб. |
10 000 * 52 = 520 000 |
12 000 * 46 = 552 000 |
Выручка от реализации, руб. |
10 000 * 70= 700 000 |
12 000 * 64 = 768 000 |
Переменные затраты, руб. |
10 000 * 18 = 180 000 |
12 000 * 18 = 360 000 |
Маржинальный доход, руб. |
520 000 |
552 000 |
Постоянные затраты, руб. |
270 000 |
270 000 |
Общая прибыль, руб. |
250 000 |
282 000 |
Безусловно, можно сделать правильный расчет прибыли и при учете полной себестоимости, если иметь информацию о переменных и постоянных расходах. Из приведенного упрощенного примера видно, как может быть принято неправильное решение, если игнорировать факт разного поведения затрат при изменении объема. Тем более, что такого рода решения приходится зачастую принимать оперативно и для этого требуется соответствующая простая первичная информация, не нуждающаяся в какой-либо специальной обработке [21].
На делении расходов на постоянные и переменные основана концепция так называемых дополнительных затрат, широко применяемая в аналитической практике зарубежных предприятий для принятия управленческих решений. Сущность концепции состоит в том, что, принимая решения о дополнительных заказах или выпуске дополнительной продукции, выручку от ее реализации сравнивают не с полной себестоимостью, а с себестоимостью только в части переменных затрат, непосредственно связанных с выполнением данного заказа или изготовлением продукции. Такой подход целесообразен в том случае, когда накладные постоянные расходы возмещаются в ценах каких-то других базовых изделий [18, с.201].
В процессе принятия решений о цене на реализуемые изделия и услуги необходимо иметь в виду, что в рыночных условиях цена во многом зависит от соотношения спроса и предложения, наличия конкурентов и условий конкуренции. При ценовой конкуренции всегда важно знать нижний предел цены, позволяющей предприятию продавать свою продукцию без убытка.
Принято считать, что нижняя граница цены – уровень переменных затрат на единицу товара. Однако это слишком общий, ориентировочный критерий. Его величина зависит от вида сделки (является ли она продажей изделий и услуг традиционного ассортимента или поставкой по специальному контракту) и уровня загрузки производственных мощностей. В общем виде возможные варианты принятия решений о нижней границе цены представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Критерии принятия решений о нижней границе цены [6, с.311]
№ п/п |
Вид сделки |
Загрузка мощностей |
Критерии и алгоритм принятия решения |
1. |
Традиционный плановый ассортимент |
При любом уровне загрузки |
Переменные затраты и плановая ставка покрытия pj ≥ rj |
2. |
Дополнительный контракт |
Недогрузка без узких мест |
Переменные затраты, дополнительные переменные и постоянные затраты продукции pz = rpz + ∆ rpz + |
3. |
Дополнительный контракт |
Полная загрузка с одним узким местом |
Затраты с учетом упущенной выгоды pz = rpz + ∆ rpz + + * tEj |
4. |
Дополнительный контракт |
Полная загрузка с множеством узких мест. |
Релевантные издержки с учетом упущенной выгоды Задача линейного программирования: МД = → max Tj = i = (1, …, n) XHj ≥ Xj j = (1, …, m)
|
Условные обозначения:
рj – цена на продукцию j-го вида;
rpj – норматив переменных затрат на производство продукции j-го вида;
Rfix – постоянные затраты;
pz – нижняя граница цены дополнительного контракта;
rрz – переменные затраты на производство единицы продукции;
∆rpz – прирост переменных затрат, вызванный выполнением контракта;
∆rFz – дополнительные постоянные затраты, вызванные выполнением дополнительного контракта (в месяц);
Тz – количество месяцев, в которых имеют место дополнительные постоянные затраты;
хi – объем контракта;
pj – цена на продукцию j-гo вида, исключенного из производственной программы с целью выполнения дополнительного контракта;
rpj – переменная себестоимость продукции j-го вида;
tEj – потребление узкого места на единицу исключенного продукта j-го вида;
tEz – потребление узкого места на единицу дополнительного контракта; МД – общая маржинальная прибыль (сумма по всем видам продукции);
xj – запланированный объем реализации продукции вида j;
Tj – имеющийся объем j-го узкого места;
tij – потребность в узком месте типа i для производства продукции типа j;
xнj – объем спроса на продукцию типа j.
Следует иметь в виду, что алгоритм принятия ценовых решений формализует лишь общий принцип их исчисления. Его реакция требует учета многих других факторов, и прежде всего соотношения спроса и предложения.
Цена продукции также подвержена частым изменениям. Для ООО «Стандарт-Пласт», работая в неодинаковых условиях с другими конкурентами, такой важный ограничивающий фактор, как цена продукции, сложно бывает определить. В связи с этим возможны разные альтернативы [21].
- в расчетах используется средняя по отрасли рыночная цена, которая может совпадать и не совпадать с договорной;
- ООО «Стандарт-Пласт» знает цену на момент планирования, однако продажа наступает через 10-12 месяцев после планирования. На этот момент цена может измениться, кроме того, она меняется в процессе торгов с заказчиками. Тогда все результаты предыдущего планирования меняются, ведь меняется общая сумма целевых затрат. Именно поэтому так важна автоматизация учетных работ в данном случае;
Также при внедрении данной концепции могут возникнуть трудности с несоответствием регистрам, уже существующим на предприятии ООО «Стандарт-Пласт». Это означает, что таргет-костинг требует создания системы регистров или же модификации уже существующих регистров бухгалтерского учета.
В равной мере, возникают сложности с распределением косвенных затрат. Если распределение прямых производственных затрат структурой производства, когда каждое подразделение занимается производством определенных деталей беспроблемно, то косвенные затраты сложнее распределить.
Таким же образом необходимо определить степень детализации целевых затрат. Чем глубже детализация, тем точнее направленность действий. Однако такое дробление затрат усложняет процесс планирования и учета. Степень детализации в ООО «Стандарт-Пласт» должна определяться заранее, и соответственно ей следует строить регистры [21].