Файл: Характеристика метода целевых затрат (target costing).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стремление научиться управлять финансами в условиях рыночной нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции и при этом обеспечивать эффективное развитие организации, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.

Несмотря на то что существует достаточно большое количество подходов к управлению затратами, в современной экономической науке имеется ряд проблем, с которыми организация очень часто сталкивается. Отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами. В связи с этим становится совершенно очевидно, что необходим поиск решения методологических и методических задач, возникающих при формировании качественно нового механизма - стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. Также необходимо акцентировать внимание на создании системы стратегического управления затратами, которое обеспечивает предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.

В большинстве случаев предприятия начинают бороться за сокращение затрат лишь тогда, когда продукт передан в производство, и только в этот момент приходит понимание того, что себестоимость продукта оказалась слишком высокой, чтобы стать прибыльным. Так возможно ли заранее предвидеть подобные ошибки и своевременно их избежать.

Положительный ответ на данный вопрос дали японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету, предложив несложную и результативную концепцию управления целевой себестоимостью – систему таргет-костинг.

Применение системы таргет-костинг служит одним из наиболее перспективных путей решения данной задачи. Концепция целевых затрат зарекомендовала себя только с положительной стороны: применение в сотнях известных компаний разных стран мира, авторитетное мнение ведущих специалистов в области маркетинга, производственного менеджмента и управленческого учета.


Актуальность выбранной темы ставит перед нами основную цель написания данной курсовой работы – изучить характеристику метода целевых затрат (таргет-костинг).

В ходе написания работы ставятся к решению следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие таргет-коста и его экономическое содержание;

- изучить использование данных таргет-коста для управления предприятием;

- рассмотреть управленческий учёт и анализ целевых затрат организации.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает предприятие ООО «Стандарт-Пласт».

Предметом исследования выступает характеристика метода целевых затрат (таргет-костинг).

Структура работы представлена введением, тремя основными главами, заключением, списком использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ТАРГЕТ-КОСТ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Термин «таргет–костинг» (targetcosting), используемый сейчас, впервые употребил ТошироХиромото, опубликовавший в 1988 году статью, посвященную достижениям японского управленческого учета. Ранее термин «таргет-костинг» в англоязычных деловых и профессиональных изданиях не употреблялся [18, с.154].

Несмотря на продолжающиеся до сих пор споры о сущности таргет–костинга, существует признанное его определение в виде концепции управления, поддерживающей стратегию снижения затрат и реализующую функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [13, с.122].

В организациях, работающих на международных рынках в условиях жесткой конкуренции, и прежде всего в инновационных отраслях, таких как: автомобилестроение, производство электроники, наибольшее распространение получила система таргет-костинг. Она также находит свое применение на предприятиях в сфере обслуживания и в неприбыльных организациях.

Рассматривая причины возникновения системы таргет-костинг, следует обратить внимание на заметно изменившийся в последние десятилетия облик бизнеса. Сегодня одним из главных факторов успеха и конкурентоспособности предприятия являются инновационные продукты, и производители во многих отраслях уже не могут продавать огромные партии стандартных изделий, полагаясь только на относительно стабильные рынки и технологии. Еще десять лет назад о компьютере в каждом доме можно было только мечтать, сейчас же любая семья в состоянии выбрать компьютер по карману. Никто и не предполагал о доступности и широком распространении мобильной связи, и можно было лишь мечтать о возможности совмещения в одном устройстве фотоаппарата, компьютера и телефона [19, с.31].


Современные рынки изменчивы, а технологии прогрессируют очень быстро, поэтому менеджеры вынуждены использовать более новые подходы к управлению, ориентируясь на поведение потребителей, и разрабатывать соответствующие инструменты планирования, измерения, учета и контроля затрат, которые объединяются в систему управления затратами (costmanagement) [3, с.84].

Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует о том что, предприятия, получающие информацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и денежных средств на процесс создания продукции. Механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции, и если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала [5, с.109].

Многие специалисты считают, что пора пересмотреть традиционные методы управления и учета затрат, так как привычные подходы не соответствуют требованиям современной конкурентной среды. На сегодняшний день одной из главных задач является модификация методологии учета затрат и калькулирования себестоимости новых (инновационных) продуктов, и применение системы таргет-костинг является одним из наиболее перспективных путей решения данной задачи. "За спиной" этой концепции с английским названием и японскими корнями стоит многолетний опыт применения в сотнях известных компаниях и авторитетное мнение ведущих специалистов в области маркетинга, производственного менеджмента и управленческого учета [10, с.136].

Таргет–костинг (целевые затраты) – сравнительно новый метод стратегического управления затратами, позволяющий вносить изменения в структуру существующего объекта (изделия, услуги, работы) и создавать его по заданным стоимостным рекомендациям, который основывается на допустимом уровне затрат и информации о полезности свойств конечного продукта для потребителя [13, с.151].

При реализации инновационных проектов рекомендуется применять метод целевых затрат, а полученные при этом данные будут служить базой для анализа и планирования издержек по создаваемой продукции и основой для контроля и анализа отклонений. Необходимо отметить, что данный метод используется как для инновационных проектов, так и для инноваций в процессы, в которых в качестве исходного пункта вместо целевой цены изделия будет рассматриваться допустимая цена процесса.


Итак, как уже отмечалось, метод таргет-костинг представляет собой целостную концепцию управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [8, с.198].

Идея данной концепции заключается в определении себестоимости будущей продукции с установления цены на нее, так как для успешного бизнеса, изделие нужно продавать по цене, которая не превышает рыночную стоимость. Для начала определяется рыночная цена на данный вид продукции, а затем устанавливается желаемый размер прибыли, и только потом рассчитывается максимально допустимый размер себестоимости [17, с.155].

Система таргет-костинга всецело ориентирует предприятие на рыночные условия и дает возможность руководству компании принимать управленческие решения о производственной программе уже на ранних стадиях жизненного цикла продукта (на стадии его разработки). Именно на данной стадии, во-первых, определяется необходимый с позиции покупателя дизайн продукта, во-вторых, маркетинговые исследования позволяют определить ожидаемую в будущем цену продукта, называемую целевой (прогнозной) ценой. При этом определяется такая себестоимость продукции, которая при цене, жестко заданной рынком, позволит организации получить желаемую прибыль. Одновременно разрабатываемые продукты должны соответствовать требованиям рынка по всем качественным характеристикам.

Схематично процесс целевого калькулирования представлен на рисунке 1.1.

Определение возможной цены реализации

Разработка концепции продукта

Планирование и маркетинговый анализ

Цена

Прибыль

Себестоимость

Достижение целевой себестоимости

Проектирование и инжиниринг продукта

Анализ альтернативных способов производства

Рис.1.1. Процесс стратегического управления затратами по таргет-костинг [21, с.146]

Традиционная формула ценообразования, основанная на затратном принципе, была трансформирована в функцию себестоимости. Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент превентивного контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования[12, с.167].

Цена = Себестоимость + Прибыль

Себестоимость = Цена - Прибыль

Рис.1.2. Превращение формулы ценообразования из функции цены в функцию себестоимости [20, с.181]


Таким образом, для определения целевой себестоимости продукции из ожидаемой рыночной цены вычитается величина прибыли, которую хочет получить фирма. Это – ключевой показатель таргет-костинга, являющийся отправной точкой производственного планирования.

Перечислим основные принципы системы таргет-костинг [16, с.73]:

- первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, которые позволяют достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

- учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;

- использование концепции жизненного цикла продукта.

Процесс таргет-костинг обладает следующими свойствами [14, с.96]:

- применяется на стадиях разработки и проектирования продукции, чем отличается от традиционной системы контроля нормативных затрат, используемой на стадии производства;

- хотя процесс и направлен на снижение затрат, он не относится к менеджменту, нацеленному на управление затратами в традиционном смысле;

- для его использования требуется сотрудничество многих подразделений;

- таргет-костинг лучше работает при широкой номенклатуре выпускаемой продукции и мелкосерийном производстве, чем при массовом производстве узкой номенклатуры изделий.

Процесс внедрения таргет-костинга можно разделить на пять этапов[21, с.122]:

1) корпоративное планирование;

2) разработка проекта создания нового продукта;

3) определение исходного плана;

4) проектирование продукта;

5)разработка плана подготовки производства.

Рассмотрим представленные этапы более подробно на примере производства автомобилей.

На этапе корпоративного планирования разрабатывается план (долгосрочный и среднесрочный) по прибыли всей организации, и определяется общая целевая прибыль в каждом периоде для каждого вида продукта. В трехлетнем плане по прибыли рассчитываются средние значения маржинального дохода (цена продажи изделия минус переменные затраты), маржинальной прибыли (маржинальный доход минус прослеживаемые постоянные издержки) и производственной прибыли (маржинальная прибыль минус распределяемые постоянные затраты) для серии разрабатываемых моделей автомобилей. Далее на основе полученных средних значений планируется каждый из этих трех видов прибыли для нескольких представителей каждой модели [2, с.174].