Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте
1.1 Содержательный анализ социально-экономических концепций мотивации персонала
Глава 2 Характеристика системы мотивации персонала на примере ООО «ЛАДИНК»
2.1 Характеристика кадровой политики компании: материальная и нематериальная составляющие
Формы прямой экономической мотивации:
- основная оплата труда (денежный измеритель стоимости рабочей силы);
- дополнительная оплата труда (с учетом сложности и квалификации труда, совмещения профессий, сверхнормативной работы, социальных гарантий предприятия);
- вознаграждение (определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды);
- премия (связывает результаты труда каждого структурного подразделения организации и работника с главным критерием успешной деятельности предприятия - прибылью);
- различные виды выплат (например, оплата проезда к месту работы и по городу; прогрессивные выплаты за выслугу лет; выплаты нескольких должностных окладов при выходе работника на пенсию и т.д.).
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится существенная роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода полезно для достижения кратковременного роста производительности труда. В конечном итоге, происходит определенное наложение или привыкание к такому воздействию. Одностороннее воздействие на персонал только денежными методами никогда не приведет к долгосрочному росту производительности труда.
Косвенная экономическая мотивация может включать:
- предоставление в пользование служебного автомобиля;
- пользование социальными учреждениями организации;
- пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями (для детей сотрудников) по льготным путевкам;
- предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях; приобретение продукции, производимой организацией, по ценам ниже отпускной и т.д. [17, с. 597].
Социально-психологические методы управления применяются для создания и поддержания такого социально-психологического климата в организации, чтобы работник:
- с одной стороны, выполнял все необходимое для достижения целей организации;
- с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении.
В качестве социально-психологических методов мотивации можно выделить: развитие социальной инфраструктуры предприятия, социальные исследования, соревнование, преодоление и использование конфликтов, методы создания команд, методы гуманизации труда, методы морального поощрения и порицания, психологическое влияние, убеждение.
На сегодняшний день следует отметить следующие изменения в сфере социальной поддержки сотрудников организаций:
- рост популярности «гибкого социального пакета»;
- рост популярности различных систем негосударственного пенсионного обеспечения;
- дальнейшая диверсификация и усложнение социального пакета.
Наиболее важными признаны следующие социальные льготы:
- обучение;
- медицинское страхование и страхование жизни;
- дотации на питание;
- спортивные программы;
- режим гибкого времени [11, С. 753].
Значение мотивации состоит в подборке эффективного способа и метода точного воздействия на персонал для его ориентирования на деятельность, приносящую самый качественный результат, учитывая мотивационные установки работника, их личностный потенциал и профессионализм. Эффективность мотивационной системы на практике зависит от управленческого аппарата.
Использование разных форм и методов стимулирования дает возможность сформировать руководству организации действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, способствует не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия существенно зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Выводы по первой главе:
Прежде всего, необходимо отметить, что мотивация- это внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора человеком того или иного поведения с целью удовлетворения своих потребностей, который определяется совокупным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) побудительных сил.
В свою очередь, стимулирование - наиболее распространённый на предприятиях способ формирования мотивов путём расширения возможностей работника удовлетворить свои потребности.Стимулирование является частью системы мотивирования.
Обращает на себя внимание, что к настоящему времени сформировалось несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.
При этом современные теории мотивации весьма разнообразны, но все они тесно связаны не только с развивающейся практикой управления, но и с психологией поведения личности.
Глава 2 Характеристика системы мотивации персонала на примере ООО «ЛАДИНК»
2.1 Характеристика кадровой политики компании: материальная и нематериальная составляющие
ООО «Ладинк» представляет собой компанию-импортера лакокрасочных материалов декоративного назначения итальянской компании CABRO, предназначенных для работы со стеклянными и металлическими поверхностями. Основные клиенты компании - декоративные мастерские, антикварные салоны и индивидуальные потребители, использующие краску для реставрации предметов быта.
Компания относится к малому бизнесу, поскольку его среднегодовая выручка не превышает 800 млн рублей и численность персонала не превышает 100 человек (24 человека5), микропредприятие). Малое количество штатных сотрудников связано с ординарными задачами в относительно стабильных условиях: импорт лакокрасочной продукции и ее поставки на внутренний рынок Санкт- Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области и Псковской области. Организационная структура компании относится к некоему «синтетическому» типу линейно-функциональной и линейно-штабной структур управления:
Рисунок 1. Организационная структура целевого предприятия
Для оценки актуальной системы мотивации в рамках кадровой политики организации автор видит необходимость в увязке положения персонала с объективными данными по финансовым показателям и информацией от службы персонала организации.
В таблице ниже представлены основные значения финансовых показателей по компаниям за 5-летний период работы компании 20142018 гг. (для соблюдения коммерческой тайны все данные скорректированы на поправочный коэффициент):
Таблица 3
Динамика основных финансовых показателей компании, тыс. руб.
Показатель |
2014г |
2015г |
2016г |
2017г |
2018г |
Выручка, тыс.руб |
73 804 |
74 685 |
81 658 |
79192 |
75 624 |
Общие издержки, тыс.руб |
62 374 |
63 115 |
72 112 |
67 150 |
64210 |
- в т.ч. на оплату труда персонала (вкл. комп. выплаты и надбавки), тыс.руб |
1 610 |
1 594 |
1 190 |
1 597 |
1 625 |
Прибыль до налогообл. (EBT), тыс.руб |
11 430 |
11 570 |
9 573 |
12 042 |
11 414 |
Чистая прибыль, тыс.руб |
9 144 |
9 256 |
7 658,4 |
9 634 |
9 131,2 |
Наиболее кризисным для компании за рассматриваемый период оказался 2016 год, в котором возросли валовые издержки и упала налогооблагаемая прибыль на 14,2 и 20,8% соответственно. Данную тенденцию можно объяснить общим падением спроса на лакокрасочную продукцию импортера вследствие нижеперечисленных факторов:
а) макроэкономические: резкий рост и последующие флуктуации курса иностранной валюты (импортер поставляет продукцию в евро), общеэкономическая рецессия в России, снижение покупательской способности экономических агентов;
б) факторы региональной экономики: замедление промышленного производства, капитального строительства в указанных целевых регионах, падение продаж основных клиентов компании, падение продаж товаров и услуг смежных отраслей;
в) микроэкономические: повышение конечной стоимости продукции вследствие роста импортных цен компании CABRO.
Необходимо отметить, что сам фонд оплаты труда в 2016 году был снижен в связи с сокращением объемов производства, что помогло удержать рентабельность затрат на оплату труда на прежнем уровне (хотя общая рентабельность производства не была удержана). В таблице ниже представлены расчетные значения показателей общей рентабельности производства (ROC - Return On Cost и ROCL - Return On Cost of Labor), рассчитанные исходя из экономического содержания показателей рентабельности - соотношения результата (EBT) и соответствующих статей затрат:
Таблица 4
Динамика рентабельности производства и ФОТ
Показатель |
2014г |
2015г |
2016г |
2017г |
2018г |
ROC, % |
0,183 |
0,183 |
0,132 |
0,179 |
0,177 |
ROCL, % |
5,68 |
5,8 |
6,43 |
6,03 |
7,02 |
Несмотря на валовое сокращение фонда оплаты труда в 2016 году сама рентабельность затрат на оплату труда возросла, что приводит к следующему важному выводу: прибыль компании уменьшилась непропорционально сокращенному ФОТ, то есть оплата труда персонала «упала» в более выраженном темпе, нежели сократились доходы компании. Это свидетельствует о том, что в 2016 году руководство сэкономило на персонале, чтобы не допустить существенного падения дохода единоличного собственника, то есть поставило в приоритет интересы собственника над интересами работающего персонала. Таким образом, необходимо принять во внимание шаткое положение персонала в организации: материальное стимулирование труда в кризисный период будет существенно снижено, и с высокой долей вероятности его интересы не будут учтены в первую очередь. При этом, нужно заметить, что многие сотрудники не имеют доступа к финансовой отчетности (а многие еще и недостаточно компетентны, чтобы ее проанализировать), поэтому неизвестно, снизило ли ухудшившееся материальное стимулирование общую мотивацию сотрудников, учитывая недоступность для них так называемых «скрытых свидетельств». Однако, даже если подобные действия «сошли руководству с рук», угрожающий тренд недостаточного уважения персонала уже сформировался и подтвердился.
Более того, из корпоративной информации следует, что заработная плата отдельных сотрудников (младший и средний персонал, подробнее - в параграфе 3.2.) ниже среднерыночных ставок, что априори подтверждает норму экономии на персонале для руководства. Учитывая тот факт, что уставный капитал ООО «Ладинк» принадлежит единственному собственнику, и данные по чистой прибыли компании, нетрудно вычислить, что среднемесячный доход собственника колеблется в пределах 750 тыс. рублей, тогда как у «рядового» персонала заработок едва ли превышает десятую долю этой цифры. Материальная составляющая мотивационной политики недооценивается, что необходимо руководству необходимо принять к сведению.
На настоящий момент целевая компания не располагает какими-либо нормативными документами, которые были бы посвящены именно кадровой политике организации. От сотрудников организации известно, что нематериальные механизмы стимулирования труда в жизнь практически не претворены: руководство практически не контактирует с младшим и средним персоналом, никаких «сближающих» мер не предпринимается. Единственная статья «расходов на нематериальную мотивацию» - расходы на ежегодный корпоратив в честь Нового года, куда приглашены далеко не все сотрудники предприятия, а лишь руководство и директора функциональных подразделений с семьями, что актуализирует и проблему нематериальной мотивации. Таким образом, на настоящий момент мотивационная политика целевой компании:
а) не регламентирована;
б) бессистемна;
в) не планируется.
Все это актуализирует внесение доработок в текущее положение дел.
2.2 Оценка эффективности системы мотивации персонала на основе анализа удовлетворенности актуальной кадровой политикой компании
В рамках практической части исследования автором была выдвинута следующая гипотеза: персонал организации не в полной мере удовлетворен кадровой политикой руководства, что позволяет выделить соответствующие направления развития.
Для тестирования данной гипотезы проводился опорос.