Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала в современном кадровом менеджменте
1.1 Содержательный анализ социально-экономических концепций мотивации персонала
Глава 2 Характеристика системы мотивации персонала на примере ООО «ЛАДИНК»
2.1 Характеристика кадровой политики компании: материальная и нематериальная составляющие
Выборка составила 24 сотрудника организации, что соответствует генеральной совокупности: в компании работают 24 сотрудника, и они все приняли участие в опросе. Для получения максимально достоверной информации и минимизации рисков влияния внешних эффектов для анкетного опроса были созданы следующие условия:
а) Опрос проводился в один день.
б) Опрос проводился с минимальными перерывами между сессиями.
в) Опрос проводился без предварительного предупреждения сотрудников.
г) Опрос проводился в индивидуальном порядке.
На взгляд автора, данные условия позволяют минимизировать риски несостоятельности полученных оценок из-за потенциального «эффекта группы» и «эффекта предварительной подготовки». Все анкеты обрабатывались вручную, данные обрабатывались с применением программного обеспечения Microsoft Excel. Сам анкетный опрос включил в себя 19 вопросов как открытого, так и закрытого типа.
Исследование учло оценку качества как материальной, так и нематериальной мотивации. Так, 65% сотрудников компании остались не более, чем удовлетворены своей заработной платой, выставив балл 3 из 5 возможных. 20% сотрудников расценивают уровень заработной платы как хороший (балл 4), то есть такой, который позволяет удовлетворить все потребности с несущественными исключениями, с которыми данная группа сотрудников готова смириться. 5% сотрудников уверены, что заработная плата не просто приемлема, а позволяет удовлетворить все потребности сотрудников и внести необходимый вклад в бюджет семьи (все 5% процентов приходятся на лиц, занимающих руководящие должности в функциональных подразделениях и аппарате генерального директора). 10% сотрудников обозначили уровень своей заработной платы неудовлетворительным, то есть заработная плата не позволяет удовлетворить даже базовые, житейские потребности сотрудников в полной мере.
Необходимо обратить внимание и на корреляцию оценок с занимаемыми должностями: как уже было отмечено, верхний менеджмент и большая часть среднего персонала выставили оценки в промежутке между 4 и 5 со средней арифметической в 4,24. Оставшийся средний персонал колебался в оценках между 3 и 4, средняя составила 3,45. Младший персонал колебался в оценках между 2 и 3, средняя составила 2, 92. Очевидно, что младший и часть среднего персонала не удовлетворены материальными оценками их труда, что подтверждается статистикой ответов на вопрос 15 об ощущении достаточной ценности собственного труда со стороны руководства. Так, 85% респондентов, выбравших ответ В («Руководство не ценит мой труд»), приходятся на младший персонал, а остальные 15% - на часть среднего персонала. Более того, 92% младшего персонала обозначили основным триггером их сложившихся впечатлений низкую заработную плату в целом и несоответствие условий труда его оплате.
Примечательна и обратная корреляция: сотрудники, уверенные в достаточности заработной платы, утверждают в анкетах, что руководство ценит их труд: 96% положительно оценивших собственные ощущения относительно ценности труда со стороны руководства довольны своей заработной платой.
Таким образом, нетрудно проследить вполне тривиальный тренд: младший персонал и часть среднего персонала чувствуют свой труд недооцененным со стороны руководства, в то время как большая часть среднего персонала и верхний менеджмент вполне удовлетворены оплатой их труда и уверены, что руководство их ценит. Согласно принципам делового этикета, принятого в организации, з/п сотрудников высших звеньев не разглашаются персоналу более низких уровней субординации, что позволяет исключить из возможных причин неудовлетворенности уровнем оплаты труда зависть и ориентацию на более «обеспеченных» коллег. Действительно, заработные платы младшего и части среднего персонала не достигают среднерыночных отметок: 35 тыс. руб. для грузчика, 45 тыс. руб. для водителя, 60 тыс. руб. для заведующего складом, 23 тыс. руб. для уборщицы производственных помещений, 45 тыс. руб. для бухгалтера и маркетолога. При этом, среди потребностей, которые требуется удовлетворить в первую очередь, выступают базовые житейские потребности (переустройство жилья, потребность в накоплениях, потребность в содержании детей и пр.), что позволяет сделать вывод, что недовольный персонал не рассчитывает ни на что лишнее. Еще раз необходимо подчеркнуть, что, на взгляд автора, на предприятии присутствует тенденция недоплаты младшему и отдельным частям среднего персонала, экономии на трудовых ресурсах средней или низкой квалификации. Необходимо дать отдельный комментарий относительно проблемы завышенных ожиданий, подробно описанной в своей работе американским исследователем и предпринимателем Питером Бергманом. В соответствии с этой парадигмой сотрудники, вне зависимости от имеющихся навыков и квалификаций, могут безосновательно ориентироваться на неестественно высокие ставки заработной платы, не отдавая себе отчет в реальной (справедливой) стоимости своего труда. Однако при этом, на взгляд автора, нужно еще раз акцентировать внимание на том, что ставки заработной платы целевой компании занижены в сравнении со среднерыночными показателями, по причине чего проблема завышенных ожиданий не имеет место быть в случае с недовольным персоналом целевой компании.
При этом, полностью элиминировать этот параметр при исследовании персонала компании тоже, по мнению автора, было бы некорректным: 2 процентных пункта от общего числа недовольных заработной платой (75% в сумме) приходятся на средний персонал и руководство. Выделяя потребности, на которые им «не хватает денег», эти сотрудники обозначили «достойный отдых и отпуск», развлечения и обновление своего автопарка - приобретение еще одного легкового автомобиля. При этом, необходимо заметить, что ставки заработных плат этого персонала этих сотрудников не просто достигают среднерыночные значения, а превышают их. В этом случае разумно было бы расценивать подобную «неудовлетворенность» как следствие эффекта завышенных ожиданий.
Отдельного внимания заслуживает политика премиальных начислений, а точнее, ее практически полное отсутствие. 85% респондентов отметили, что премии выплачиваются недостаточно часто (либо выплачиваются раз в год ограниченному числу сотрудников, либо не выплачиваются вовсе), в то время как оставшиеся 15% респондентов оценили частоту премиальных выплат и вовсе на неудовлетворительном уровне: за весь период своей работы они ни разу не получали никаких премиальных начислений. Здесь еще раз необходимо акцентировать внимание на недостаточность материального стимулирования труда: чистая прибыль компании относительно стабильна (как была замечено в предыдущем параграфе), однако премиальные начисления даже не закладываются в бюджет предприятия после уплаты всех обязательств: вся чистая прибыль расходуется на выплаты собственнику (аналогичные дивидендам). Более того, необходимо заметить, что все недовольные текущем уровнем окладов продемонстрировали однозначную неготовность жертвовать своим окладом ради устраивающей их психологической обстановки, что означает лишь одно: для младшего и части среднего персонала оплата труда - в приоритете.
Далее по тексту представлен анализ результатов исследования эффективности нематериальной мотивации целевой компании. В целом, персонал хорошо оценивает уровень психологического комфорта: 92% респондентов оценивают общую обстановку на «4», тем самым подразумевая, что напряженная работа бывает лишь в исключительных случаях, в то время как оставшиеся 8% респондентов указывают на «удовлетворительную» рабочую атмосферу. Необходимо заметить, что данные 8% пришлись на водителей-экспедиторов, поскольку их работа предполагает ответственность за погрузку и доставку товара, что часто сопровождается эксцессами. Из-за этого экспедиторы часто бывают оштрафованы, что доставляет немало стресса и без того низкооплачиваемым сотрудникам. Необходимо заметить, что лишь эти сотрудники отметили хотя бы какие-то факторы, которые могут напрячь рабочую обстановку, прописав в графе «иное» высокие штрафы и связанный с этим стресс на рабочем месте.
Продолжая представление результатов исследования эффективности нематериальной мотивации, необходимо отметить далеко не самый высокий уровень сплоченности коллектива, несмотря на психологически комфортную рабочую обстановку. Результаты опроса показали, что 80% респондентов отмечают превалирование профессиональных отношений над личными: последние недостаточно развиты и недостаточно отлажены, на личном уровне коммуникация осуществляется неплотно. Остальные 20% персонала не уверены даже и в том, что профессиональные контакты развиты на необходимом уровне: по их мнению, они опосредованы, взаимодействие между сотрудниками различных подразделений формализовано (сотрудники могут не знать даже имен своих коллег из соседних подразделений). Нужно заметить, что никто из сотрудников организации, за исключением руководства и, очевидно, отдела кадров, не знаком с официально утвержденным документом «Корпоративная политика», в которой прописаны стандарты межличностной коммуникации и делового этикета в том числе. Получается, что документ существует лишь номинально, не выполняя своей основной функции.
Довольно интересными являются ответы респондентов на вопросы о мероприятиях, проводимых в организации на регулярной основе. Лишь 50% сотрудников вспомнили, что компания организует новогодний корпоратив, и все 50% пришлись на средний менеджмент и руководство. Это говорит о том, что руководство даже не считает нужным организовать новогодний корпоратив с приглашением всех членов коллектива, не учитывает то, что оставшаяся половина - тоже штатный персонал организации. Подобный поход лишает младший и часть среднего персонала социальных, моральных и психологических стимулов к труду.
Отдельную ремарку необходимо сделать относительно той части среднего персонала организации (около 20%), которые выставили уровню заработной платы оценку «удовлетворительно» (входят в 65% проголосовавших за эту оценку). При этом эти сотрудники не отмечают каких-либо факторов, дестабилизирующих рабочую обстановку, не видят удовлетворенности в премиальных выплатах и усматривают лишь профессиональную сплоченность коллектива. При этом сотрудники не утверждают, что их ценят недостаточно (вопрос 15 Анкеты). На взгляд автора, это свидетельствует об одном довольно важном аспекте: средний персонал проводит разграничительную линию между недостаточно высоким уровнем заработной платы и недооцененно- стью. Сотрудники понимают, что их квалификация оплачивается справедливо («работа стоит этих денег»). Среди причин, по которым они по-прежнему остаются на своем месте, они все выделили именно отсутствие квалификации для того, чтобы занять позиции другого уровня. Таким образом, нехватке заработка не придается эмоциональный окрас, что делает этих сотрудников «благоприятной почвой» для внедрения механизмов нематериальной стимуляции.
Таким образом, исследование мнения респондентов привело автора к выводу, что для персонала нельзя применять единую мотива- ционную политику, поскольку:
а) разные группы персонала приоритезируют разные потребности;
б) разные группы персонала находятся на разных звеньях организационной структуры;
в) разные группы персонала по-разному приоритезируют материальные и нематериальные условия труда;
Перед переходом к описанию конкретных мероприятий по совершенствованию системы мотивации необходимо выделить следующие направления ее развития:
а) Материальное стимулирование труда младшего персонала и отдельных сотрудников среднего персонала;
б) Нематериальное стимулирование персонала всех уровней.
Заключение
В рамках курсовой работы было проведено обширное теоретическое и практическое исследование, результаты которого позволили сформулировать следующие важные выводы:
а) Мотивационный комплекс на любом предприятии представляет собой компромисс между материальными и нематериальными мотивационными инструментами, которые должны подбираться в зависимости от звена, в котором находятся объекты управления;
б) Усложнение организационных структур управления порождает усложнение кадровой политики, поскольку компании, сталкиваясь с новыми вызовами времени, вынуждены нанимать все более разношерстный штат сотрудников, способных выполнять широкий спектр задач;
в) В долгосрочной перспективе нематериальная мотивация персонала набирает больший вес, поскольку конечные потребности человека не сводятся к обеспечению себе средств к существованию (тем более, когда эти средства относительно стабильны во времени);
г) Целевое предприятие ООО «Ладинк» столкнулось с классической проблемой недостатка как материальных, так и нематериальных механизмов мотивации сотрудников, что обусловлено экономией на младшем персонале и отдельных позициях среднего персонала (классическая проблема недооценки значимости отдельных категорий трудовых ресурсов).
В ходе практического исследования целевой компании были даны следующие рекомендации:
а) Увеличить заработные платы младшего и среднего персонала до среднерыночных ставок.
б) Вести планирование фонда премиальных начислений для поощрения сотрудников за их добросовестный труд, а также выплачивать разовые премии.
в) Активно способствовать сближению членов коллектива не только на профессиональном, но и на личном уровне, организуя мероприятия для неформального общения.
г) Активно способствовать развитию диалога между подчиненными и руководством в неформальном ключе, оказывая индивидуальное внимание каждому сотруднику в уместную для этого дату (день рождения), а также организуя прямой диалог с сотрудниками.
д) Способствовать развитию внутренних PR-коммуникаций компании, привлекая для этого сотрудников.
Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили актуальность темы, заявленную во введении. Для достижения максимального эффекта и эффективности собственной работы компании необходимо научиться грамотно управлять человеческими ресурсами, направляя свою политику на максимизацию их профессионального и личностного потенциала.