Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е.А. Климов отмечает восемь основных факторов, оказывающих влияние на процесс выбора будущей профессии:
     1. Позиция семьи.
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, приучая его тем самым к самостоятельности, ответственности, проявлению инициативы.

Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка и предлагают  пересмотреть планы и сделать выбор в пользу  другой профессии.

Правильному профессиональному выбору часто препятсвуют установки родителей. В большинстве  случаев дети соглашаются с выбором  родителей, рассчитывая на их наставничество и финансовую поддержку.
     2. Позиция сверстников.
Дружеские отношения в юношеском возрасте довольно крепкие и способны оказывать определенное влияние на выбор будущей профессии.

Позиция  микрогруппы иногда может стать решающим фактором в выборе будущей профессии. В любом случае правильным будет решение, которое соответствует личным интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
     3. Позиция педагогического коллектива.

Каждый  учитель, наблюдая за поведением учащегося  в учебной деятельности, анализируя его интересы, склонности, мотивы и т.д., может дать свои рекомендации относительно выбора будущей профессии.
     4. Личные профессиональные и жизненные планы.
Представления о будущем играют очень важную роль в жизни человека. План на будущую самореализацию зависит от склада ума и характера, жизненных обстоятельств, семьи в которой воспитывался человек.

Жизненный план включает в себя долгосрочную цель и краткосрочные цели на будущее, пути и средства их достижения поставленных целей.
     5. Способности и их проявления.
Способности и таланты учащегося необходимо рассматривать не только с позиции учебы, но и в целом с позиции общественно ценной активности;
     6. Притязание на общественное признание.

Планируя  свой трудовой путь, очень важно не забывать о реализации своих  притязаний;
     7. Информированность о  профессиональной деятельности;

 Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы приобретаемые  сведения о той или иной профессии  были достоверными, полными и макисмально информативными.
     8. Склонности.
     Процесс выбора профессии во многом зависит от личных качеств, способностей, уровня сформированности и осознанной психической  саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной  сферы.
Рассмотрим основные классификации профессий, предложенные Е.А. Климовым.


  1. Деление профессий на 5 типов в зависимости  от объекта, на который они  направлены: 

«человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек –  знаковые системы», «человек – художественный образ».
    2. В зависимости от условий труда:
   - Труд в условиях стандартного микроклимата (маркетолог, экономист, адвокат, секретарь и т.д.);
   - Труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, агроном, сотрудник службы спасения и т.д.);
   - Труд в нестандартных условиях - под землей, под водой, на высоте, в воздухе, с  неизбежными производственными  вредностями (пилот, шахтер, космонавт, химик-биолог и т.д.)
   - Труд с повышенной моральной ответственностью (педагог, врач, специалист  по технике  безопасности, аудитор).
     3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 типа:
     - Профессии, связанные с использованием ручного труда (швея, электрик, ювелир, музыкант, врач);
     - Профессии, связанные с использованием автоматизации (водитель, машинист, оператор связи);
      - Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робото-технических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы)
     - Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (пианист, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
     4. В зависимости от цели труда  можно  выделить три класса  профессий:

- Гностические (доктор, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь)

- Преобразующие (художник, скульптор, преподаватель, специалист по ремонту, слесарь, портной)

- Изыскательские (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель)

Профессиональные интересы, как основополагающий фактор выбора профессии


По мнению  философа Р.В.Перри интерес является понятием, которое объединяет инстинкты, чувства, удовольствия, боль, эмоциии  и другие отделы моторно-аффективной  жизни. В понятие интереса вкладываются волевые и эмоциональные  проявления индивида. По мнению Р.В.Перри связь между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса – управляющая склонность, служебная часть –это знание, которое трактуется как ожидание. Управляющая склонность может проявляться в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности». Для того, чтобы проанализировать интерес необходимо найти элементы, которые бы характеризовали это понятие и позволяли четко увидеть  его основное ядро. Множественные определения интереса можно обобщить, если разделить его на основные единицы  и показать возможные разновидности, найти в них что-то общее, что позволит  считать их (разновидности) интересом.
 Интерес, по своим физиологическим основам приближен больше к рефлексу цели, чем  к исследовательскому рефлексу, так  как имеет направленность и устремленность личности. Границы интереса заканчиваются там, где начинается действие. Интерес – особое психическое  состояние, содержащее лишь предпосылки к деятельности, но не саму деятельность. Интерес поддерживает деятельность и возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и поддерживает эту деятельность.


В качестве определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным  тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней».
 Многими специалистами интерес и предрасположенность к профессии рассматриваются, как единое целое. Данная точка зрения поддерживается и рядом педагогов-психологов, подчеркивающих психофизиологическое единство сознания и трудовой деятельности, работы мозга и мышц.
 Интерес и склонность к той или иной профессии лежит  в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес и склонность выступают  одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни.

«Человек сначала работает, чтобы есть, затем ест, чтобы работать, сначала трудится, чтобы жить, затем жить ради труда – «главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л..

Интерес и предрасположенность к профессии, как динамический процесс проходит следующие основные этапы развития:ориентационный этап, этап профессионального становления, этап профессиональной адаптации и  этап активной творческой деятельности.
Основными приемами развития профессионального интереса являются:

  • Изучение возможных перспектив развития изучаемой профессии
  • Построение процесса обучения на основе проблемного метода
  • Обучение рациональным приемам учебной деятельности
  • Систематизированное включение подростков в практическую деятельность

Осознанный интерес к професии имеет место быть там, где личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие требованиям и специфике профессионального труда.Это позволяет рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику професии. Специфика професии выступает в качестве предмета профессионального интереса, что свидетельствует о том, что задача формирования интереса к професии должна решаться на этапе школьного обучения, в процессе профориентации. В качестве примера рассмотрим взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием у школьника соответсвующего типа мышления.

Интерес к техническим профессиям возникает преимущественно на основе развитого технического мышления, под которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение технических знаний, умений и навыков, а также примение их в процессе решения различных задач, проетирования и обслуживания техники и технологических процессов.


Техническое мышление и интерес к професии связаны между собой, как направленность личности на процесс определенной технической деятельности. Именно поэтому интерес к профессии развивает техническое мышление, в результате чего формируется профессиональный интерес и склонности личности.

Можно выделить три уровня развития интреса к професии:

  1. Первый уровень. Агрегативный. Интерес к професии основан на привлекательности внешних сторон труда.
  2. Второй уровень. Эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на знания о содержании труда.
  3. Третий уровень. Интерес к професии перерастает в общую профессиональную направленность личности.

Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в иследования Голомшток А.Е.:

1. Закрепление определенных познавательных интересов. Построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введение в их систему проблемных вопросов.

2. Последовательное ознакомление учащихся с рядом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности.

- Организация самостоятельного углубленного изучения профессий.

- Активизация к самопознанию.

1.4.  Взаимосвязь личностных особенностей с профессиональными интересами

На данном этапе мы рассмотрим степень влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.

В исследованиях западных ученых понятие «профессиональный интерес» рассматривается, как конкретная задача, заключающаяся в изучении личностных качеств человека. Первые практические опросники по данной тематике были ориентированы на то, возьмется ли индвид за какую-либо конкретную деятельность или предпочтет отказаться от нее. Со временем подобные тесты интересов заняли определенное место в разработке теорий личности.

В отечественной литературе исследования, связанные с проблемой профессиональных интересов, привлекали внимание многих психологов.

Так в середине 70-х годов Шавир П.А.,совместно со своими коллегами попытался соотнести наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7-10 классов.

При проведении данногоо исследования использовались методики Климова Е.А.

- Карта интересов

- Перечень видов деятельности и профессий

- Уточняющая беседа

В результате проведенных исследований удалось подтвердить взаимосвязь профессиональных намерений и выраженных интересов учащихся.

Каков же характер данной взаимосвязи?


Профессиональный интерес в большинстве случаев рассматривается, как простая разновидность выраженных интересов личности.

Внешние факторы могут побудить интерес к профессии через внутренние, психологические условия. К подобным условиям, в первую очередь относят сложившуюся к этому времени потребность в определенном характере переживания. Эта потребность проявляет себя в качестве непосредственных интересов.

Ряд исследований показывает, что осознанию учащимися своего интереса к техническим профессиям, как правило, предшествует интерес к прочтению технической литературы. Например, профессиональному интересу к биологии, ранее имелись предпосылки в виде интереса к книгам о растениях, природе и животных.Таким образом, сложившиеся «непосредственные» интересы образуют некую психологическую «почву», попадая в которую внешние воздействия могут дать свои «всходы».

Среди большого количества мотивов выбора профессии непосредственные интерес и связанный с ним профессиональный интерес занимают особое место. Они способствуют поиску жизненного призвания, играя роль ведущего мотива. Для того, чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального интереса, западные исследователи проанализровали проблемы, возникающие у учащихся в связи с вопросом профессионального самоопределения.

Анализ этих проблем позволил разделить их на три основные группы.

  1. Вопросы, направленные на поиск общественного и личностного предназначения.
  2. Вопросы, связанные с осознанием соответствия себя выбранной профессии (профессиональный интерес, состояние здоровья, способности, условия труда и тд.)
  3. Вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами (уровень материального благосостояния, осознание трудностей поступления в учебное заведение).

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор профессии осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов. Доминирующим мотивом в выборе будущей професии является профессиональный интерес. Однако подобное доминирование возможно лишь тогда, когда профессиональный интерес имеет в своей основе общий интерес к отрасли науки или деятельности. В иных случаях более значимым для человека становится специфическое содержание профессии, поскольку она более глубоко отражается в его сознании. В случае отсутствия данного условия, профессиональный интерес становится менее устойчивым, а преобладание побочных мотивов может привести к случайному выбору професии.Таким образом, результаты исследований подтвердили наличие прямой связи между личностными характеристиками и профессиональными предпочтениями личности. В следующей главе постараемся эксперементальным путем доказать данное убеждение.