Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Введение
Французский мыслитель Сен-Симон говорил: «Причиной большинства проблем в обществе становятся неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистикающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».
Данное изречение не утратило своей актуальности и в наши дни, поскольку правильный выбор профессии является основополагающими фактором с точки зрения жизненных планов человека и развития общества в целом. Именно в подростковом возрасте перед детьми встает особенно значимый вопрос профессионального самоопределения.
Большинство современных старшеклассников при выборе будущей профессии сталкиваются с рядом трудностей:
1. Недостаточное количество знаний о профессиях; особенностях той или иной профессии; требованиях, которые предъявляются к личности будущего кандидата.
2. Неспособность адекватно оценить собственные профессиональные интересы, способности, личностные качества и мотивы.
3. Влияние со стороны. Семья, педагоги, друзья и одноклассники (очень часто выбор профессии совершается под давлением со стороны родителей, желающих, чтобы ребенок получил то, или иное «престижное» образование.)
4. Материальное благосостояние семьи. В большинстве случаев обучение в высшем учебном заведении происходит на коммерческой основе, и объективно не каждая семья может обеспечить своему ребенку возможность получить платное образование.
В этот весьма сложный переходный период, важно научить будущих выпускников навыкам профессионального самоопределения и формирования образа своего профессионального будущего.
Для того чтобы выбрать будущую профессию необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, интересы, мотивы, личностные качества, способности, темперамент, состояние здоровья и т.д.
Огромным препятствием в становлении профориентации в отечественной системе образования является то, что она, рассчитана на некоторого усреднённого ученика. Отсутствует индивидуальный дифференцированный подход к личности выбирающего профессию. Используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Можно выделить ряд направлений, которые способствуют решению практических вопросов профессиональной ориентации подрастающего поколения.
- Система профориентации, обеспечивающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные ообенности (Б.А. Федоришин);
- Диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков); (Воронин Н.П., Забродин Ю.);
- Теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи (Е.А. Климов);
- Общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков);
- Особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, П.А. Шавир, Н.Н. Чистяков);
Целью написания моей курсовой работы является выявление влияния личностных качеств учащихся на формирование их профессиональных интересов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоритическией материал по выбранной теме;
2) Подобрать методики, позволяющие выделить предмет исследования;
3) Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы установить наличие (или отсутствие) данной связи.
4) Разработать рекомендации для людей, выбирающих профессию.
Объектом исследования являются юноши и девушки в возрасте 18-19 лет, являющиеся студентами РГСУ по направлению «Педагогическое образование.
Предмет исследования: влияние самооценки и личностных качеств на выбор будущей профессии у студентов второго курса РГСУ.
В ходе предварительного изучения литературы по выбранной теме была сформулирована следующая гипотеза: «Основополагающим элементом для выбора будущей професии являются личностные качества, темперамент и мотивация личности»
Для проведения исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить и систематизировать теоретический материал.
- Выявить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
- Выявить направленность личности при выборе профессии.
- Определить влияние личностных качеств на выбор будущей професии.
Методы исследования:
1) Беседа
2) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
3) Методом ранжирования
Курсовая работа состоит из двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
. Теоретические подходы к проблеме выбора профессии
Существет множество вариантов понятия "выбор профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних мотивов и ресурсов субъекта, в соотношении с требованиями к профессии.
Содержание определения показывает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект имеют огромный набор характеристик, что объясняет неоднозначность явления выбора профессии.
Одним из результатов развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору будущей профессии. Важным фактором профессионального самоопределения является осознание того, что «я сам» выбрал профессию.
Среди всех этапов профессионального становления, этап выбора профессии является наиболее значимым.
Рассмотрим психологические исследования, посвященные выбору профессии:
Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют два возможных варианта выбора профессии:
- Выбор профессии, как решение уже сформированных способностей и интересов;
- Выбор профессии, как возможность проверить свои силы, получить трудовой опыт, чтобы потом сделать более осознанный профессиональный выбор.
Подобный подход также был реализован в исследованиях В.Джайде.
Он выделяет следующие типы профессионального выбора:
- Повышенная зависимость от жизненных обстоятельств, неопределенность в собственных желаниях, непостоянство, пассивность;
- Слабые дифференцированные склонности при достаточной решительности и самостоятельности;
- Способоность сделать самостоятельный выбор профессии, который соответствовал бы развитым склонностям и способностям личности.
Типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым:
- Низкая самооценка, слабовыраженные склонности, сложности в определении профессионально значимых качеств;
- Заниженная самооценка, слаборазвитые склонности, сложности в построении профессионального плана;
- Заниженная самооценка, наличие интересов, сложности в построении профессионального плана, требовательность к себе;
- Завышенная самооценка, слабовыраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный аспект;
- Завышенная самооценка, ярковыраженные склонности, сложности в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть.
Рассмотрим некоторые направления и теории профессионального самоопределения.
- Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном.
Автор обосновывает процесс выбора профессии и профессионального поведения сценарием, который формируется еще в раннем детстве.
В данной теории основной акцент делается на то, что сравнительно малое количество людей достигает полной автономии в главных аспектах жизни (выбор профессии, брак, рождение и воспитание детей и т.д.).
В большинстве случаев люди руководствуются сценарием, своего рода жизненным планом, выработанным в детстве (до 7-ти летнего возраста) под влиянием родителей и определенных жизненных обстоятельств.
Сценарная теория делает акцент на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
- Теория профессионального развития Д.Сьюпера.
По мнению Д.Сьюпера, личностные предпочтения и типы профессий можно рассматривать, как попытки человека реализовать Я-концепцию.
Я-концепция представлена всеми утверждениями, которые личность желала бы узнатьо себе. Все утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональную Я-концепцию можно также определить путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия выбранной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом профессиональные выборы могут быть, в той или иной степени совместимы с личностными Я-концепциями.
Субъект выбирает профессию, требования к которой согласуются с его Я-концепцией.
- Типологическая теория Дж.Холланда.
Типологическая теория американского исследователя Дж.Холланда, развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, о том, что профессиональный выбор зависит от типа личности, сформировавшегося у человека.
Западная культура выделяется 6 основных типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия культурных и личностных факторов, включая семью и наследственность, социальный класс, окружение. На основании данного опыта личность учиться выбирать виды деятельности, которые приведут к формированию определенных способностей, навыков и послужат предпоссылкой к выбору определенной профессии.
- Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга.
В своей теории Гинзберг обращает отдельное внимание на тот, что профессиональное самоопределение – это поэтапно развивающийся процесс, происходящий в течении длительного периода. Данный процесс включает в себя череду «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение играет значимую роль, поскольку в дальнейшем может ограничивать свободу выбора и возможность достижения новых целей.
Ряд авторов придерживается взгляда, что выбор профессии, является частным случаем социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.
1.2. Факторы, влияющие на выбор будущей професии.
Выбирая будущую профессию, получая профессиональное образование, выполняя трудовую деятельность, повышая квалификацию, занимаясь построением карьеры или достигая профессиональных успехов, человек, как профессионал, действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы – это требования и нормы, выдвигаемые со стороны профессии к трудовой деятельности и наличию определенных качеств у работника (профессиональных знаний, умений и навыков).
Субъективные факторы – это уже имеющиеся у конкретного человека задатки и способности, личностные качества, уровень самооценки, наличие мотивации, способность к саморегуляции.
, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в сеппарации с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.
В качестве личностных возможностей можно рассматривать профессиональную пригодность к профессии. Довольно часто в процессе профессионального обучения и получения профессионального опыта человек, как бы «подстраивается» под профессиональные требования, изменяет и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований.
Значительно реже случается вариант, когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность.
Рассматривая выбор профессии, как систему субъективно-объективных отношений, необходимо обратить внимание на характеристики объекта и субъекта выбора профессии .
Традиционно схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
- Социально-экономический (история профессии, роль в системе народного хозяйства; информация о подготовке кадров, перспективах продвижения, условий труда и престижности.)
- Производственно-технический (сведения о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, особенностях рабочего места, формах организации труда)
- Санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения, санитарно-гигиенических факторах, режиме труда, медицинских противопоказаниях)
- Психофизический (информация об особенностях психических процессов и свойств личности).