Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Выводы по I главе
В психолого-педагогической литературе существует большое количество подходов к определению факторов, влияющих на профессиональное самоопределение. Ряд исследователей рассматривают профессиональное самоопределение, как процесс развития субъекта труда.
Наиболее продуктивным и популярным является подход к выбору профессии, как одному из важнейших событий в самопределении и становлении личности. Данный подход акцентирует внимание на активности и заинтересованности субъекта в процессе выбора профессии.
Каждый человек имеет большое количество личностных характеристик, однако далеко не все из них имеют большое значение при выборе профессии. Существует ряд «универсальных» профессий, которые не предъявляют каких-либо особых требований к личностым качествам человека, теоритически данный тип професиий может освоить любой человек.
Однако в большинстве случаев для освоения профессии потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, умственных, духовных или физических способностей. Именно этот фактор и является распространенной ошибкой большинства выпускников.
Подросток должен хорошо знать все особенности будущей профессии, навыки и личностные качества, которые необходимы для освоения данной профессии.
Так же следует отметить, что люди, стоящие на пороге профессионального самоопределения, обладают особым психологическим настроем. Для них характерны такие качества, как стремление к самопознанию, анализу своих возможностей и способностей; стремление оценить, какие качества и черты характера могут помочь или помешать в освоении профессии.
Однако мало, кто осознает роль самооценки в выборе будущей профессии. Большинство выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся старших классов. В основном подростки склонны либо к переоценке, либо к недооценке своих возможностей.
При переоценке уровень притязаний выше имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.
Глава II. Экспериментальное изучение влияния самооценки, как личностной характеристики, на выбор профессии
2.1 Портрет испытуемых и методики исследования
В моем эксперименте принимали участие 20 человек: 12 юношей и 8 девушек в возрасте от 18 до 19 лет. Все испытуемые получают образование в РГСУ по специальности «Педагогическое образование», обучаются на 2-ом курсе.
Для того, чтобы выводы по нашему эксперименту были максимально достоверными необходимо использовать несколько методов исследования.
В нашем случае мы будем применяем 3 метода: беседа, опрос, тестирование.
1) Беседа – это метод получения информации о человеке в процессее общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь субъективно оценивает ответы.
2) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
Использовав данный опросник, мы можем выявить какой вид деятельности в большей степени подходит испытуемым.
3) В нашем исследовании мы экспериментально изучим самооценку, использовав «Методом ранжирования». Он заключается в следующем: испытуемому предлагается 50 качеств личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, мы предлагаем ему 20 качеств. Далее необходимо составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого. Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.
Затем по формуле высчитать самооценку (более подробно в приложении).
На основании проведенных исследований мы сможем влияние личностных качеств и самооценки на выбор будущей професии.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Все испытуемые выбрали профессию педагога, т.е. профессию типа «человек-человек». К профессиям такого типа предъявляются определенные психологические требования: хорошие коммуникативные навыки, стремление к общению; высокая стресстоустойчивость, доброжелательность, отзывчивость; умение управлять эмоциями; способность к самоанализу, умение распозновать намерения и настроения других людей; способность к урегулированию конфликтов; организаторские способности; граммотная речь; знание языка мимики и жестов; самодисциплина; ответственность; владениее базовыми навыками психологии людей.
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, опирающихся на оценку своих способностей, интересов и возможностей.
По результатм исследований мы получили следующие результаты.
- Результаты проведения беседы.
Таблица 1.
Показатели |
Количество человек |
Считают, что им присущи более 80% качеств, кототрые необходимы в профессии педагога |
15 |
Из предложенного списка качеств могут выделить у себя только 4-5 |
5 |
Выбрали профессию, руководствуясь интересом к содержанию труда и тщательного анализа своих возможностей; |
14 |
Руководствовались случайными факторами при выборе професии |
6 |
Планируют работать по выбранной профессии |
13 |
Не хотят идти работать по выбранной специальности |
7 |
2) Результаты опроса ДДО:
Таблица 2.
Рекомендуемый тип профессии |
Количество человек |
«Человек-человек» |
14 |
«Человек-техника» |
3 |
«Человек-знак» |
1 |
«Человек-природа» |
2 |
- Результаты «Метода ранжирования»:
Таблица 3.
Тип самооценки |
Количество человек |
Адекватная |
13 |
Завышенная |
4 |
Заниженная |
3 |
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
В первой главе работы мы предположили, что самооценка может влиять на выбор будущей профессии. Теперь можно оценить, насколько это мнение верное.
В ходе беседы удалось выяснить, мы выяснить, что 15 человек считают, что им присущи качества все качества, которые нужны для работы по специальности педагог. По результатам опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка себя, своих интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Таким образом можно сказать, что испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.
Большинство выпускников выбирая будущую профессию, не прибегают к самооценке себя, своих интересов и возможностей, а если и делают это, то весьма поверхностно. Целью моей работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. В ходе ряда исследованийудалось подтвердить выдвинутую гипотезу и достичь поставленной цели.
Удалось выяснить, что те испытуемые, которые адекватно имеют адекатную самооценку, реалистично оценивают свои возможности и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности. Это подтвердил дифференциально-диагностический опросник.
Далее необходимо выделим ряд рекомендаций для людей, выбирающих профессию.
2.3 Практические рекомендации для выбирающих профессию
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
Правильно выбранная профессия является залогом успешной карьеры, самореализации и удовлетворенности качеством жизни.
Перечеслим несколько рекомендаций, которые помогут в профессиональном самоопределении.
- К выбору будущей професси нужно подойти максимально обдуманно, учитывая свои внутренние интересы, убеждения, способности.
Идеальным будет создать план профессионального самоопределения.
- Не нужно поддаваться чувству страха. Страх является нормальным состоянием, которое испытывают почти все люди, делая какой-либо выбор.
- Не нужно поддаваться на уговоры и давление со стороны семьи и родителей, друзей.
- Необходимо ознакомиться с максимльно возможным количеством профессий в выбранном направлении. И выбрать для себя наиболее подходящуюю.
- Важно учитывать наличие способностей и интересов к тому или иному виду деятельности.
- По возможности нужно зучить профессиограммы желаемых профессий.
- Определить свои ограничения по состоянию здоровья и выяснить требования к предъявлемой профессии.
Выводы по II главе.
Во второй части своей курсовой работы мне удалось экспериментальным путем выявить влияние самооценки на выбор будущей профессии.
На основании проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
Подростковый период является одним из основных этапов формирования самооценки. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не сформировано и может быть не верным, а реальное еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.
Для получения наиболее объективных результатов я использовала три метода исследования: беседа, опрос, тест. На основании проведенных исследований удалось получить подтверждение ранее выдвинутой гипотезы: все испытуемые, которым присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор професии, поскольку у них присутствуют все необходимые качества для работы по выбранной специальности.
Исходя из чего можно сделать вывод, что самооценка существенно влияет на выбор профессии, поэтому формирование адекватной самооценки – это одна из важнейших задач, которая стоит перед людьми, выбирающими профессию.
В первой и второй части работы было выполнено три задачи, выдвинутых для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, а именно:
1. Проведен анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения влияние личностных характеристик на выбор профессии;
2. Экспериментально изучена самооценка учащихся, как личностная характеристика, которая влияет на выбор профессии;
3. Разработаны рекомендации для выбирающих профессию.
Заключение
Изучив теоритический материал по теме «Влияние личностных качеств на выбор будущей профессии» можно сделать вывод, что личностные характеристики или особенности оказывают прямое влияние на профессиональное самоопределение у учащихся старших классов.
К основным факторам, оказывающим влияние на в выбор будущей профессии, можно отнести:
- Профессиональный интерес к профессии.
- Способности, как психологические механизмы, необходимые для достижения успеха в том или ином виде деятельности.
- Личностные качества (темпреамент, характер, наличие внутренних мотивов)
Эти факторы можно отнести к субъективным.
В качестве объективных факторов можно выделить:
Уровень успеваемости, состояние здоровья и физической подготовки, информированность о профессии.
Выделяют так же социальные характеристики:
Социальное окружение, микроклимат в семье, уровень образованности родителей.
Во второй главе нам удалось экспереминтальным путем изучить влияние личностных особенностей на формирование профессиональных интересов учащихся, и выделить самооценку, как один из ведущих фактор выбора профессии. Самооценка происходит путем сравнения идеального «Я» с «Я» реальным. Как правило в подротсковом возрасте идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще может быть всесторонне не оцененно самой личностью. Это объективное противоречие может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.