Файл: Исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
Государственная должность имеет самодовлеющее значение и из нее, как из кубиков, складывается государственный орган. В действительности же все имеет обратную логику: именно и только государственный орган наделяется компетенцией, и для обеспечения ее реализации в нем создается определенная и системно организованная совокупность государственных должностей (штатное расписание)»[8]. Мы полностью разделяем мнение Г.В. Атаманчука по рассматриваемому вопросу.
В научной юридической литературе высказывались различные взгляды на понятие государственной должности.
Характеристика должности государственной службы является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности.
Должность — это первичная ячейка, исходная организационно-структурная единица государственного органа.
Д.Н. Бахрах полагает, что должность государственной службы — это низовая структурная единица государственного механизма, устойчивый комплекс обязанностей и прав, учреждаемый компетентным государственным органом для осуществления государственных функций; замещается одним лицом; на основе правоприменительного акта государственной администрации имеет определенное название и включена в реестр государственной службы; содержание должности (в том числе оплата труда государственного служащего) финансируется из государственного бюджета России или ее субъекта[9].
Г.В. Атаманчук считает ,что смысл заключается в государственной должности в том, что это юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий)[10].
Структура государственной службы — это ее внутреннее разграничение на составные элементы, увязанные в единое целое. Прежде всего, выделяются уровни, виды и типы государственной службы. Комплексная структура государственной службы представлена в таблице, но стоит учитывать, что могут существовать также и другие критерии классификации[11].
И очень важно разобраться, насколько этот опыт реформаций был реально полезен в части влияния на социально-экономическое развитие. На этой основе необходимо оценить, в какой степени из этого опыта могут быть извлечены выводы для преодоления нынешнего экономического кризиса, в особенности применительно к ситуации в России, свидетельствующей о снижении уровня управляемости российской экономики.
Государственную службу принято делить на 2 уровня: федеральную и региональную (уровень субъектов федерации). Последняя может иметь особенности, установленные законодательством субъектов федерации, но вместе с тем на нее распространяются общие положения, закрепленные модельными законами «О системе государственной службы Российской Федерации»[12] и «О гражданской государственной службе Российской Федерации».[13]
Разница между ними в том, что по определению, государственный служащий осуществляет свою деятельность от имени и в пользу государства, а муниципальный служащий – от имени и в пользу муниципального образования, т.е. местного общества. От глубокого и всестороннего ее теоретического анализа во многом зависит как правильное понимание сотрудниками своего профессионального долга, так и ожидаемая обществом в целом и каждым из нас полная мера воплощенности в правозащитной деятельности полиции гуманизма и равенства. По всей видимости, именно это отражено принципом взаимосвязи государственной и муниципальной службы, закрепленном в законе «О системе государственной службы Российской Федерации».[14]
По принципу разделения властей государственная служба делится на исполнительную (или административную), парламентскую (или законотворческую), и судебную, а также государственную службу в органах с особым статусом (Прокуратура и иные контрольные органы – Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека, Центральный банк и др.). В соответствии с данным критерием различают разновидности государственной службы, согласно предметам ведения государственных органов.[15]
С этих позиций государственная служба делится на общую и специализированную. Первый случай распространяется на государственных служащих, которые исполняют свои профессиональные обязанности в органах с общей компетенцией – Администрация Президента, аппараты Государственной Думы и Совета Федерации, аппарат Правительства, аппараты высшего, представительного и исполнительного органов субъектов федерации. Этот случай затрагивает также тех государственных служащих, которые выполняют широкий перечень задач в отраслевых министерствах и ведомствах. Специализированная государственная служба встречается либо в органах с очень узкой компетенцией (Министерство по налогам и сборам, Уполномоченный по правам человека, Счетная Палата и др.), либо в органах с широкой компетенцией в отношении «узких» специалистов, на которых возлагается решение специфических задач.[16]
Все государственные должности государственной службы подразделяются на 5 групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. Каждая из этих групп различается объемом полномочий, важностью принимаемых решений и квалификационными требованиями к замещению соответствующей должности. В частности, замещение должностей той или иной группы связывается с рядом условий, прежде всего с образовательным цензом.[17]
Обычно различают пассивный, реактивный, превентивный и активный типы кадровой политики, а также открытую (кандидаты подбираются по конкурсу со стороны) и закрытую (кандидаты на вакантные должности подбираются из числа работников организации, а извне допускаются только на низовые должности).[18]
Система управления персоналом, как правило, рассматривается с точки зрения структуры и с точки зрения технологического процесса управления персоналом организации. В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепция управления персоналом, и концепция управления человеческими ресурсами. Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты.
Кадровый процесс чаще всего имеет следующую последовательность:
- определение кадровых потребностей;
- набор персонала;
- отбор персонала;
- адаптация;
- обучение и развитие персонала;
- продвижение персонала;
- увольнение персонала.[19]
От того насколько государства заботится о государственном служащем, зависит и отношение госслужащего к государству, представителем которого он является. Поэтому вопрос о заработной плате, как основном ресурсе повышения эффективности труда государственных служащих и средстве борьбы с коррупцией, довольно активно обсуждался политиками.
Возможности мотивации на государственной службе не ограничиваются законодательными нормами о поощрениях и ответственности государственных служащих[20].
Наиболее значимой формой поощрения является премирование. Практикуется также публичное объявление благодарности, награждение «ценными» подарками, повышение по службе, награждение государственными наградами Российской Федерации.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Положения о мотивационной ответственности госслужащего прописаны наиболее четко, что связано с общественно значимыми последствиями его небрежности или злонамеренных действий, связанных с применением властного ресурса. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководитель вправе применить к госслужащему замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от занимаемой должности (понижение в должности) и, в качестве крайней меры, увольнение.
Но эти официальные инструменты мотивации довольно грубы и зачастую уступают более тонким психологическим и моральным методам, применяемым руководителем индивидуально по отношению к конкретному работнику. С точки зрения мотивации чрезвычайно важное значение играют также условия труда и отношения в коллективе, а также перспективы карьерного роста. Карьера на государственной службе относится к одному из наиболее сильных мотивационных стимулов, но она ограничивается довольно длительными сроками реализации. [21] С другой стороны, подчиненность таких агентств госорганам накладывает свой отпечаток – обязательный формализованный документооборот, участие в многочисленных государственных совещаниях, ответственность за поручения, находящиеся на контроле у высших лиц государства, и т. д.
Сотрудники такого рода фондов и агентств могут подлежать, а могут и не подлежать ограничениям, характерным для госслужбы. Например, в такой организации может не быть обязательного для чиновников запрета на владение активами за рубежом, но может существовать обязанность публичного декларирования доходов и имущества. Сегодня приходится констатировать, что использование общественного мнения, в большей степени, и в модернизации своей деятельности остается мало востребованным. Между тем, знание мнения граждан о реализации конкретных функций, безусловно, помогает более качественно их реализовывать. Необходимость такого знания обусловлена, прежде всего, с гражданами, их коллективами и общественными объединениями.
Индифферентный подход к гражданам России при приеме на государственную службу и возможность ее прохождения независимо от национального (или любого другого) признака, с одной стороны, играют неоценимую роль в многонациональном государстве, с другой стороны, являются необходимой мерой социальной защиты государственных служащих.[22]
В условиях известного дефицита жилья в Российской Федерации немаловажным фактором, обеспечивающим социальную защиту государственных служащих, выступает возможность прохождения службы независимо от места жительства.
1.3 Общая характеристика современного законодательства, регулирующего государственную службу в Российской Федерации
Государственная служба в Российской Федерации определяется несколькими нормативно-правовыми актами. В частности, многие вопросы, касающиеся государственной службы, порядка ее исполнения, ее особенностей и характеристик, регулируются и регламентируются Федеральным законом «О государственной службе в России и ее основах».
Данный Федеральный закон был принят Федеральным Собранием еще в далеком 1995 году. Конечно, с того времени государственная служба претерпела множество изменений, которые соответственно отражались в тексте Федерального закона в форме дополнений, изменений и приложений.
Государственная служба реализуется в органах государственной власти того или иного государства. Причем эти органы могут быть государственного (федерального), регионального и муниципального уровня.
Государственная служба имеет внутреннее деление на государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу. Законодательство не исключает вероятности введения новых видов государственной службы, путем внесения соответствующих изменений в нормативно - правовые акты.
Граждане Российской Федерации имеют равный (то есть одинаковый) доступ к государственной службе, а их деятельность защищена законодательством, дает людям, исполняющим ее, возможность двигаться по карьерной лестнице. На всех государственных служащих заводятся личные дела, куда заносятся данные обо всех изменениях, связанных с изменениями по службе. В личное дело заносятся повышения государственного служащего, благодарности и нарекания, а также результаты прохождения плановых квалификационных проверок и медицинских осмотров[23]. Соответственно, можно с уверенностью констатировать, что все подразделения осуществляют правозащитную деятельность и объектом этой деятельности выступает юридическая безопасность личности.