Файл: Исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К нематериальному стимулированию также относятся различного рода награды и грамоты, поощрения и т. п. Их также нужно учитывать при стимулировании государственных служащих к эффективной работе. Лишь 1,7% опрошенных участников считают, что награды ничего не значат, и они не нужны. Для 57% участников опроса (32 голоса) такой фактор, как морально-психологический не менее значимый стимул к ответственному и добросовестному выполнению работы.

Среди наиболее важных факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, был отмечен такой фактор, как возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки — 73,2% (41 голос).

Профессиональное стимулирование предполагает профессиональное совершенствование государственных гражданских служащих. Практически все участники опроса — 94,6% (53 государственных гражданских служащих) указали, что важным фактором повышения мотивации труда государственного служащего является профессиональное совершенствование (3 участника затруднились ответить на данный вопрос — 5,3%). Самые распространенные формы обучения, в которых участвовали чиновники, — это повышение квалификации, различные семинары, тренинги, а также внутриведомственные стажировки[39].

К следующему виду относится широкосоциальное стимулирование, связанное с желанием работника занять определенное место в обществе, повысить социальный статус.

К сожалению, на вопрос «Почему Вы стремились стать государственным служащим?» лишь 16 государственных служащих (28%) ответили «Престиж и авторитет государственной службы в общественном мнении».

Из 56 опрошенных лишь 2 государственных гражданских служащих (3,5%) признали, что в их деятельности отсутствуют факторы, препятствующие результативной работе. Опять же среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, были отмечены следующие:

возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки и отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов (41 и 37 голосов соответственно, в процентах — 73,2 и 66).

Таким образом, существует достаточно разнообразных видов стимулирования, которые могут быть использованы для повышения эффективности деятельности работника. Но прежде чем приступить к их применению, нужно осознавать, что они заработают только в том случае, если смогут послужить действенной мотивацией повышения качества труда чиновников.


По результатам проведенного опроса государственных служащих, работающих в аппарате Минтранс РФ, могут в дальнейшем учитываться в процессе управления персоналом и разработке кадровой политики. Больше внимание необходимо уделять факторам, положительно влияющим на повышение мотивации работы государственных служащих, а также снижать негативное воздействие факторов, имеющих отрицательное воздействие[40].

К приоритетным задачам по развитию государственной гражданской службы в Минтранс РФ следует отнести:

1. формирование высокопрофессионального корпуса гражданских служащих, способных эффективно действовать в кризисных условиях и обеспечить в стратегической перспективе реализацию модели инновационного социально-экономического развития;

2. предупреждение коррупционных проявлений на гражданской службе;

3. эффективную организацию гражданской службы на основе применения современных кадровых технологий.

2.2 Модель совершенствования государственной службы на примере Министерства транспорта (одного из его отделов)

Как отмечалось ранее, современное общество для того, чтобы реализовывать свои цели имеет потребность в постоянном совершенствовании управления.

Данное обстоятельство позволяет говорить о совершенствовании как о непрерывном процессе, характеризующемся совокупностью определенных действий.

Важную роль в налаживании указанного процесса играет целевая ориентация совершенствования государственного управления, которую можно разделить на две группы:

- внешние цели - состоят в повышении эффективности управляющих воздействий, их упорядочении и систематизации, в обеспечении адекватности объективным запросам управляемых объектов;

- внутренние цели, реализация которых предполагает совершенствование самой управляющей системы, улучшение её мобильности, рациональности, внутренней жизнедеятельности.

Прохождения государственной гражданской службы в системе Минтранса России требует особого подхода, который выражается не только в наличии должного профессионального уровня, но в том, что государственные служащие обязаны соблюдать правила на объектах повышенной опасности и регулирования вопросов обеспечения той или иной безопасности. При этом они должны соблюдать, установленные требования Президентом и Минтрансом России нормы служебного поведения, этические нормы[41]. И в целях разрешения этих и других вопросов Минтрансом России издается приказ от 25.04.2011 № 121 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих министерства транспорта Российской Федерации» (далее – Кодекс).


Данный ведомственный документ (нормативный правовой акт - НПА) разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, федеральных законов от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2015, которые не учтены в данном приказе – Кодексе); от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента России от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных НПА РФ, а также Типового кодекса этики и служебного поведения госслужащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 протокол № 21) и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Министр установил также и основные принципы, и правила служебного поведения госслужащих.

Надо отметить, что Минтранс России не обеспечил проведения государственной регистрации (экспертизы) в Минюсте России данного НПА и последующего официального опубликования (скажем в Российской газете) устанавливает одновременно ответственность за нарушение положений Кодекса. Так, за нарушение госслужащими положений данного НПА подлежит моральному осуждению, а также рассмотрению на заседании Комиссии Министерства транспорта РФ по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в соответствии с Приказом Минтранса России от 31.08.2010 № 184 «Об образовании Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов».

Т. е., тем самым Кодекс устанавливает определенные «препятствия» в процессе прохождения госслужбы в системе Минтранса. Что госслужащему за те или иные деяния (в том числе морального характера) наступает меры дисциплинарного характера юридическая ответственность. И реализации этих мер обеспечивают аттестационные и иные комиссии, оперативные совещания (публичного осуждения) при руководителе[42].

Одновременно избегать высказываний и действий дискриминационного характера, грубости, угроз, оскорбительных выражений. При этом, его внешний вид при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к госорганам, соответствовать общепринятому деловому стилю. И в итоге, соблюдение положений кодекса учитывается при аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, при наложении[43].


Впрочем, чтобы, закрепить множество ограничений, для государственных служащих не были созданы необходимые механизмы развития мотивации и стимулирования для обеспечения добросовестной и эффективной работы, рассматриваемой категории работников. До сих пор нет четко выраженной системы социальных гарантий государственных и муниципальных служащих; размер денежного содержания не соответствует уровню их ответственности. Новый нормативный правовой акт о денежном содержании, который должен стать стержнем, основой реформирования системы государственной службы, до сих пор не принят.

Ранее проведенные исследования международного опыта по данному вопросу показывают:

- основная цель реформирования государственного управления - это оптимальное и постоянное исполнение важнейших задач государственной службы в интересах населения (Германия);

- главное требование, предъявляемое к государственным служащим, - это:

во-первых, умение ставить поддающиеся оценке количественные и качественные цели и задачи, как можно более эффективно обслуживать население подведомственных регионов;

во-вторых, введение руководителями государственных органов системы государственного контроля повышения производительности труда госслужащих;

в-третьих, внедрение техники премирования руководящих кадров с учетом степени улучшения работы подведомственных им организаций;

в-четвертых, государственная служба обязана в большей степени соответствовать потребностям общества, которое готово финансировать (через налоги) государственные структуры и согласиться с социальными преимуществами ее работников лишь при этом условии;

в-пятых, администрация государства только тогда легитимна, когда она отвечает потребностям общества (Франция).

Авиация общего назначения регулируется: (как часть гражданской авиации)

- Международные правовые акты (Конвенция о международной гражданской авиации)

- Воздушный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним другие федеральные законы

- Указы Президента Российской Федерации

- Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также уполномоченных органов исполнительной власти

Во первых , речь идет о Воздушном Кодексе Российской Федерации, который вопреки Конституции Российской Федерации не соответствует положениям ратифицированных российской стороной международных актов (Конвенция о международной гражданской авиации), не дает представления о предмете регулирования авиации общего назначения, не закрепляет возможность осуществления в рамках АОН какой-либо коммерческой деятельности, в том числе авиационных работ, допускает двойственное толкование в части положений АОН тем самым существенно сужает спектр возможностей для участников авиации общего назначения, делая данный сектор авиации экономически не привлекательным.


- не соответствует положениям ратифицированных российской стороной международных актов Воздушный Кодекс Российской Федерации

- не дает представления о предмете регулирования АОН

- не закрепляет возможность осуществления в рамках АОН какой-либо коммерческой деятельности, в том числе платных авиационных работ - допускает двоякое толкование в части положений АОН

В соответствии со статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиации общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.

Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации Статья 21. Гражданская авиация

1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

2. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Необходимые изменения Воздушного кодекса РФ:

Следовательно, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в положения об уполномоченных в области авиации органах государственной власти, возложив функции непосредственно по координации вопросов развития авиации общего назначения на один из них.

Квалифицированные специалисты являются основой процесса создания безопасных авиатранспортных систем и управления ими. Подготовка кадров играет важнейшую роль в достижении целей обеспечения требуемого уровня.

В 2012 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 51 авиационное происшествие (АП), в том числе 30 катастроф (К), в которых погибло 114 человек. В коммерческой авиации имело место 21 АП, в том числе 11 К, в которых погибло 78 человек.

80% авиационных происшествий в 2012 году было связано с человеческим фактором, 20% - с отказами и неисправностями авиационной техники (АТ).

Анализ показал основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года показывает стремление к реализации данной идеи: в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда должна быть обеспечена, в частности, актуализация квалификационных требований к работникам с учетом современных требований, предъявляемых рынком труда, в том числе путем разработки в 2013-2014 годах 800 профессиональных стандартов по основным профессиям.