Файл: Исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве государственных структур создается так называемый кадровый резерв, то есть архив данных о потенциальных претендентах на замещение государственных должностей. Эти кандидаты могут занять должность в случае непредвиденного прекращения несения государственной службы кем-либо из действующих служащих[24]. Деятельность государственных служащих носит, непроизводственный характер. Она воздействует в основном на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Государственная служба обеспечивает управление обществом через систему органов. Они различны по своей компетенции и структуре, а совокупность их обычно определяется как механизм государства, материальное выражение государственной власти. Бесспорно, особую значимость в деятельности имеет вопрос соблюдения ими законности, которая выступает основополагающим принципом деятельности и заключается в строгом и не­уклонном соблюдении предписаний правовых норм всеми ее сотрудниками. Сегодня приходится констатировать, что использова­ние общественного мнения, в большей степени, и в модер­низации своей деятельности остается мало востребо­ванным.

Штат считается самым большим по количеству сотрудников. И ему же принадлежит самый высокий процент трудоустройства.

Государственная служба имеет ряд признаков. Среди них можно выделить, что государственная служба это и профессиональная деятельность, в процессе которой происходит реализация компетенции госорганов. Эта деятельность направлена на обеспечение функционирования госорганов, и эта деятельность должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.[25] Можно выделить основные принципы Государственной службы:

1. Верховенство права. Этот принцип говорит сам за себя – нет, и не может ничего быть, что является выше закона, закон обязует выполнять свои нормы, прежде всего. Закон превыше всего.

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Человек и его жизнь – самая высокая ценность государства, и все законодательство нацелено на то, чтобы дать человеку права и свободы.

3. Принцип единства системы государственной власти.

4. Принцип разделения власти на три ветки – законодательную, исполнительную и судебную.

Принципов существует огромное количество. Более подробно обо всех принципах можно прочесть в федеральных законах о госслужбе.


Государственная служба делится на два вида:

1. Федеральная государственная служба.

2. Государственная служба субъектов Российской Федерации.

Совместно в ведении этих служб находятся лишь кадры правоохранительных органов и судебных органов.

Выводы: государственная служба пережила нелегкий этап своего становления до сегодняшнего момента. И даже сейчас еще есть чему меняться. Каждый день издаются новые законы, подписываются новые законопроекты. И в будущем коллизий, относящихся к деятельности Государственной службы, будет становиться все меньше.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА (одного из его отделов)

2.1 Современное состояние и проблемы государственной службы в России на примере Министерства транспорта (одного из его отделов)

Государственная служба Российской Федерации в новейшее время как государственный, социальный и правовой институт де-юре существует с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе»[26]. За минувшее время она прошла довольно сложный путь своего становления и развития. Есть определенные достижения. В целях повышения ее эффективности были разработаны федеральные программы: «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» (выполнение продлевалось до 2008 года включительно) и «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)».


Цель второй программы – «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».[27]

Для достижения данной цели предусматривалось решение двадцати пяти задач, были определены сроки и этапы реализации: первый этап – 2009–2010 годы, второй этап – 2011–2013 годы. Планировалось выделение из федерального бюджета 691 млн руб. Также в программе были предусмотрены ожидаемые результаты от ее реализации по пятнадцати направлениям. Контроль реализации мероприятий должен был осуществлять государственный заказчик, координатор программы – Администрация Президента Российской Федерации[28].

Наибольшим приближением к статусу государственного гражданского служащего в Российской Федерации являются должности «государственной службы» в федеральной исполнительной ветви власти. Меньшая часть государственных служащих работают в расположенных в Москве министерствах и других федеральных исполнительных органах. Большинство же федеральных госслужащих работают в территориальных отделениях на местах, в «субъектах Российской Федерации», районах и муниципалитетах, хотя их работодателем является федеральное правительство.

Принцип профессиональных качеств в кадровой политике в Российской Федерации не пользуется защитой. Не существует органа защиты этого принципа, который бы обеспечивал компетенцию и политический нейтралитет государственных служащих. Основные шаги в направлении обеспечения такой защиты могли бы опираться на обследование инфраструктуры обеспечения этики и механизмов урегулирования конфликта интересов. В целях обеспечения компетентности и политической беспристрастности потребуется создать заслуживающий доверия независимый орган защиты принципа профессиональных качеств.

Целостный взгляд позволяет анализировать состояние этой системы, эффективности ее функционирования, отношения общества к ней позволяют предполагать несколько возможных вариантов дальнейшего развития государственной службы.[29]

Рассмотрим проблемы и перспективы развития государственной службы на примере Министерства транспорта Российской Федерации.


Министерство транспорта Российской Федерации (сокращенно - Минтранс России) - это федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.

Подведомственные органы исполнительной власти:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
  • Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ, Росавиация).
  • Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта России (Росморречфлот).
  • Федеральное агентство автомобильного транспорта.

Нормативное правовое регулирование системы государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 7.05.2012г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государствнного управления»[30] .

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ДЕПАРТАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ДЕПАРТАМЕНТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


ДЕПАРТАМЕНТ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Рисунок 2.1 - Структура министерства транспорта Российской Федерации

Следует заметить, что за период реализации мер государственной поддержки с 2010 года по 2013 год региональные перевозки выросли на 40 процентов. Вновь открыты маршруты внутри и между регионами, закрытые более 20 лет назад, что подтверждает эффективность мер государственной политики в данной сфере. В целях обеспечения реализации региональных воздушных перевозок в 2013 году было приобретено с использованием мер государственной поддержки 43 воздушных судна. В 2013 году обеспечена государственная поддержка перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на железнодорожном транспорте.

Как мы видим, объем перевозок в поездах дальнего следования в регулируемом секторе составил 70 млн. пассажиров. Из Калининградской области и в обратном направлении было перевезено около 470 тыс. человек.

В 2013 году завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р). За период реализации Программы проведены работы по повышению безопасности объектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта. Доля защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на метрополитенах достигла почти 83% от общего количества.

В рамках Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте созданы единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и координационный центр Министерства транспорта Российской Федерации. Как показал опрос ВЦИОМ за время реализации Программы уровень информированности населения о действиях в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации на транспорте вырос в 2 раза, 65% опрошенных удовлетворены принимаемыми мерами обеспечения безопасности на транспорте. Уровень профессиональной подготовки в области транспортной безопасности увеличен почти в 3 раза[31].

Рост производительности труда в транспортном комплексе по итогам года составил 115,8% к уровню 2011 г. Создано 25,3 тыс. модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. В транспортном комплексе в 2013 г. насчитывается свыше 1 млн. 100 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Это составляет 28% занятых в транспортном комплексе. Важнейший фактор повышения производительности труда – обновление транспортных средств. В этой связи следует отметить эффективную деятельность ОАО «ГТЛК» в данной сфере. В 2013 году с использованием механизма лизинга было поставлено техники на общую сумму почти 40 млрд. руб.