Файл: Исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2013 году Президентом Российской Федерации подписано 7 федеральных законов в сфере транспорта, подготовленных Минтрансом России. В первом квартале 2014 года подписано еще 2 федеральных закона, подготовленных Министерством.

На протяжении всего 2015 года велась кропотливая и масштабная работа по разработке и согласованию основных принципов и правил функционирования транспортного комплекса в создаваемом Евразийском экономическом союзе, призванного не только максимально задействовать хозяйственные связи стран-партнеров, но и стать для других стран на постсоветском пространстве моделью взаимовыгодного объединения. Планируемое вступление в силу 1 января 2015 года договора об образовании Союза несомненно потребует от участников рынка и органов государственного управления более высокого качества предоставляемых услуг и нормативно-правового регулирования.[32]

Но главный недостаток правового обеспечения государственно-служебных отношений в организации Минтранс, как и во многих других областях государственной службы – неурегулированность (частичная урегулированность) важнейших вопросов, организации и функционирования государственной службы, а также недостаточно полный учет в ряде случаев специфики труда служащих[33]. Однако проблема нынешнего этапа административной реформы (она идет с 2003 года, в ее рамках были, в частности, разграничены функции министерств, служб и агентств, а также внедрены электронные сервисы и начата реализация концепции «открытого правительства») заключается в том, что у нее, по сути, нет четкого плана или хотя бы концепции.

Что характерно, в 2015 году, несмотря на кризис, зарплата работников центральных аппаратов федеральных ведомств не снижалась, а росла. По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в январе — сентябре (более свежих данных пока нет) составила 100,1 тыс. руб., что на 3,8% больше, чем в январе — сентябре 2014 года[34]

В большинстве стран в ходе реформ было достигнуто решение таких задач, как сокращение государственного аппарата и снижение затрат % на его содержание, обеспечение эффективности, гибкости, прозрачности функционирования системы государственного управления, расширение качества и сферы применения меритократического принципа в продвижении управленцев по служебной лестнице. Анализ истории успеха наиболее успешных развивающихся показывает, что одна из передовых технологий обеспечения конкурентоспособности состоит в создании и эффективном функционировании «экономики знаний». Ключевым условием, предпосылкой и инструментом создания экономики знаний является качество человеческого потенциала.


Насколько нам известно, что реформы государственного управления практически во всех развитых странах базировались на одних и тех же основополагающих принципах, реализуя в той или иной интерпретации концепцию «нового государственного менеджмента», т.е. ориентируясь на введение рыночных механизмов и стимулов в практику государственного управления.

Такое преобразование позволит избавиться от дублирующих департаментов и сэкономить до 4 млрд рублей.

В корпорацию «Транспортная инфраструктура РФ» войдут четыре федеральных агентства и службы: Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта), Росавтодор (Федеральное дорожное агентство), Росморречфлот (Федеральное агентство морского и речного транспорта), Ространснадзор (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта).

Однако эксперты скептически относятся к столь масштабному преобразованию Минтранса[35].

В Госдуме также считают, что в правительстве есть более болезненные точки, чем Минтранс.

Как выяснилось, есть и целый ряд острых проблем. И это в Минтрансе не собираются отрицать. По-прежнему существует дефицит мощностей в портах, обеспечивающих экспорт российской продукции (в первую очередь это касается зерна, угля, нефтепродуктов). Темпы развития дорожной сети пока не соответствуют возрастающим потребностям экономики. Много сложностей и в сфере городского пассажирского транспорта.

В последние годы удалось привлечь в Россию и транзитные грузы. Сейчас транзит через Россию ежегодно увеличивается на 11-15%. Это позволило не только сохранить, но и модернизировать многие важные транспортные объекты, вовлечь в развитие транспортной инфраструктуры отечественных и зарубежных инвесторов.

Руководство Минтранса дало еще одно амбициозное обещание: в ближайшее время будет разработана перспективная - на 20-25 лет - национальная дорожная программа.

В состав Минтранса в качестве отдельного подразделения входит Департамент государственной политики в области гражданской авиации.

Основными задачами Департамента являются:

1) выработка и осуществление государственной политики в области гражданской авиации;

2) разработка проектов нормативных правовых актов в области гражданской авиации и анализ их применения;

3) координация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в части гражданской авиации), Федерального агентства воздушного транспорта.

У Департамента есть и права, и обязанности, при этом к последним относятся:


- представлять по запросам руководства Министерства информацию и материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- рассматривать в установленные сроки материалы, представленные в Департамент;

- обеспечивать защиту служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, от несанкционированного доступа;

- вести делопроизводство в соответствии с установленным

порядком.

По актуальности обязанностей к ним еще можно было бы добавить: содержать в чистоте служебные помещения.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Минтранса России.

Структура Росавиации:

Управление воздушных перевозок

Управление аэропортовой деятельности

Управление финансов, бухгалтерского учета и отчетности

Управление кадровой и административной деятельности

Управление федерального имущества и экономической деятельностью Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации.

Положение о Ространснадзоре предусматривает его права, но не содержит обязанностей.

Также, как и у коллег, в положении о Федеральном агентстве есть его права, но обязанностей нет. Также, как и профильное министерство, Росавиация не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

24 июля 2013г. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на совещании в Доме правительства РФ предложил создать совещательный орган, который регулировал бы отношения между промышленностью и потребителями авиационных услуг: «Возможно, был бы смысл создать орган наподобие морской коллегии при правительстве РФ, который мог бы организовать диалог между промышленностью и потребителями авиации, и этот орган должен быть достаточно высокого уровня - работать при правительстве РФ».


Одной из глобальных проблем современной гражданской авиации России остается состояние безопасности полетов. По некоторым показателям, уровень аварийности российской гражданской авиации выше общепринятого мирового более чем в два раза. По данным эксперта А. Книвеля, в России при авиаперевозках в среднем в год погибает в шесть раз больше людей, чем при авиаперевозках такого же количества людей в мире.

Почему такое стало возможным? В том числе и потому, что ни одно из ведомств, имеющих отношение к управлению гражданской авиацией России, не несет никакой ответственности за состояние безопасности полетов: Ни Министерство транспорта, ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Департамент государственной политики в области гражданской авиации. Например, вся роль Департамента сводится к разрабатыванию предложений по вопросам безопасности полетов воздушных судов (п.13 Основных задач и функций) и… проведению оценки эффективности предложений по обеспечению безопасности полетов воздушных судов (п.14).

14 ноября 2013г. вступило в силу 19-е Приложение к «Чикагской конвенции о международной гражданской авиации», которое называется «Управление безопасностью полетов» и предусматривающее обязательное функционирование во всех 191 государствах – членах ИКАО Государственной программы управления безопасности полетов, которой в России, по сути, нет.

Стимулирование как функция управления — воздействие на мотивацию (процесс формирования мотива) человека с помощью вознаграждения; «обмен благ со стороны руководства на необходимый труд работника». Следовательно, мы рассматриваем стимулирование как воздействие на мотивацию государственного служащего с помощью материального и морального вознаграждения. Можно сказать, что стимулирование государственных служащих — это метод осуществления управленческих функций в системе государственной службы, выражающегося в конкретных мерах и формирующего у государственного служащего мотивацию не просто должного, а образцового государственно-значимого поведения.

Проблемам стимулирования профессиональной деятельности государственных служащих для повышения эффективности их деятельности и, как следствие, повышения эффективности функционирования государственных органов уделяется много внимания и в деятельности Минтранса РФ. При разработке и реализации кадровой политики Минтранс РФ стремится использовать различные методы управления деятельностью государственных служащих с целью роста результативности их работы. Для этого изучаются режим работы государственных служащих, анализируются должностные инструкции, уровень заработной платы.


Но самый простой и эффективный способ разобраться во внутренних мотивах (ожиданиях) чиновников — это сначала провести опрос и узнать у них самих, какие виды стимулирования в большей степени вдохновляют их на труд, а затем проанализировать данные опросов. С этой целью в 2014 году был проведен опрос среди государственных гражданских служащих, работающих в Минтранса РФ. В опросе приняли участие 56 человек. Среди них 18% (10 человек) работают на руководящих должностях. 62,5% опрашиваемых (35 человек) имеют стаж государственной службы до 5 лет, из них 3 человека находятся на руководящей должности[36].

В зависимости от той или иной модели, объясняющей поведение человека (государственного служащего), на практике используются соответствующие формы стимулирования.

Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом. Законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения госслужащими иных доходов помимо основного места работы, поэтому оплата труда, по мнению участников опроса — 73,2% (41 голос), является наиболее важным фактором эффективного труда служащего. Участникам опроса было предложено оценить их совокупный уровень оплаты труда. 44 государственных гражданских служащих (78,5%) (9 из которых, находятся на руководящей должности) оценивают свой совокупный доход как средний — достаточен для приобретения продуктов питания и одежды, оплаты коммунальных услуг, но покупка телевизора, холодильника и т. п. представляет трудности. 10 участников опроса (18%) ответили, что свой совокупный доход низкий — достаточен для приобретения продуктов, оплаты коммунальных услуг, но даже покупка одежды уже может иногда представлять трудности. И лишь 2 государственных служащих аппарата Минтранса РФ — 3,5% (1 из них находится на руководящей должности) ответили, что их доход высокий, но недостаточен только для осуществления крупных трат, таких как покупка жилья, автомобиля и дорогостоящего отпуска.[37]

Рисунок 2.2 - Стимулы к ответственному и добросовестному выполнению работы, по мнению участников опроса (в %)

Следующая группа стимулов — нематериальная, к которой можно отнести, например, расширение полномочий или предоставление автономии при решении определенных задач. Также карьерный рост государственных служащих влияет на повышение эффективности их профессиональной деятельности, так как он оказывает непосредственное воздействие на материальное стимулирование работников и их профессиональное развитие. При назначении на вышестоящую должность государственной службы увеличивается размер их денежного содержания, расширяется перечень должностных обязанностей. Соответственно происходит переход на более высокий уровень исполнения должностных обязанностей возможен только при получении новых знаний. Именно карьерный рост 41% опрошенных участников отметил как наиболее значимый стимул к ответственному и добросовестному выполнению работы. Хотя большинство участников опроса считает, что условия для него непрозрачны и непредсказуемы, — 59% (33 голоса). И лишь 3 государственных гражданских служащих (5,3%) ответили, что, по их мнению, все условия карьерного роста ясны. 4 участника (7,1%) опроса затруднились ответить на данный вопрос.[38]