Файл: Исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Процесс формирования нового, демократического Российского государства сопровождается реформированием государственного аппарата, что неизбежно ведет к необходимости совершенствования правового регулирования государственной службы. Несмотря на многовековую историю института государственной службы и важнейшую роль в сфере социальных отношений, его нормы в настоящее время не в полной мере соответствуют потребностям гражданского общества. В советский период в Российской Федерации отсутствовали нормы, регулирующие государственную службу, как особый вид деятельности. В связи с этим становление и совершенствование института государственной службы выступает необходимым условием развития государства в целом.
Как известно, одним из видов государственной службы, предусмотренных в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», является служба гражданская. Меры социальной защиты государственных служащих регламентированы, в частности, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исходя из комплексного характера социальной защиты государственных служащих, данное правовое явление следует рассматривать, прежде всего, на уровне принципов организации государственной гражданской службы.
Однако можно говорить о ее совершенстве явно преждевременно. В большинстве нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы в России, отсутствует четкое определение ее сущности, как публичного правового института. Современным законодательством государственная служба определена как индивидуальный материальный, процессуально неурегулированный институт. Нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу, зачастую сужают само ее содержание, акцентируя внимание на кадровой составляющей.
Состояния государственной службы и перспектив ее развития в современной России неизбежно обращает нас к анализу административной реформы, проводимой в государстве. исследование международного опыта реформирования государственного управления представляется актуальной научной, практической и политической задачей. Творческий процесс сравнительного анализа зарубежных административно-государственных реформ и возможности применения международного опыта в Российской Федерации позволяет развивать дальше теорию административного реформирования и государственного управления.
Очень часто под административной реформой понимается реформа системы публичного управления, в процессе которой эта система настраивается на выполнение усложняющихся задач в объективно меняющейся управленческой ситуации. Следовательно, предполагается, что административная реформа затрагивает всю систему государственного (публичного) управления, в том числе, предполагает и реформирование государственной службы, как публично-правового института государства. Разрешение задачи построения обоснованной концепции развития системы государственного управления России призвано содействовать эффективному, устойчивому развитию Российского государства, утверждению его стабильности.
Административная реформа осуществляется в отношении системы, а не отдельных элементов государственного управления. Такой подход декларативно находит свое объективное подтверждение в позиции современного Правительства Российской Федерации. Во введении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации утверждается, что «реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни ее граждан». Дальнейший анализ содержания Концепции показывает, что понятие системы государственного управления в ней сводится лишь к системе органов исполнительной власти. Кроме того, Концепция, исходя из ее юридической силы, как нормативного правового акта, изданного Правительством Российской Федерации, и не могла определять какие-либо задачи другим субъектам государственной власти.
Целью данной работы является исследование Современное состояние и направления совершенствования государственной службы в России.
Объект исследования: государственная служба в России.
Предмет исследования: современное состояние и реформ системы профессионального развития гражданских служащих государственной службы на примере Департамента гражданской авиации Министерства транспорта.
Для выполнения означенной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы государственной службы в России;
2. Рассмотреть понятие, функции и виды государственной службы в России;
3. Проанализировать историю становления и развития государственной службы в России;
4. Выяснить современное состояние и направления совершенствования государственной службы на примере Министерства транспорта (одного из его отделов);
5. Рассмотреть современное состояние и проблемы государственной службы в России на примере Министерства транспорта (одного из его отделов);
6. Предложить модель совершенствования государственной службы на примере Министерства транспорта (одного из его отделов);
Структура работы определена целью и задачами исследования, и состоит из введения, двух глав, и заключения, в которых изучены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
1.1 Понятие, функции и виды государственной службы в России
Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ.[1]
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Служба – это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба – это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.
Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:[2]
- государственная гражданская служба;
военная служба;
- правоохранительная служба.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя большое многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Выполняя задачи госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство[3]. На государственную службу принимают посредствам определённого организационно-правового способа замещения должности. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.
Издавна в России под словом «служба» понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности оказывать услугу, защищать интересы.
Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах его функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения[4].
Помимо перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно выявить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций[5].
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ[6]. ,
Как социальный институт госслужба - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства. Своими истоками госслужба уходит в социальную природу.
Рассмотрим особенности государственной службы как социального института:
- сфера профессиональной деятельности по защите прав, свобод и интересов граждан;
- форма отражения общественных связей и отношений;
- социальная ориентация на приближение конституционного идеала государства к объективной реальности;
- не только правовая, но и этическая система - носитель должностной морали.
ГС как соц. институт – организованная группа лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической самовоспроизводящейся системе ГО с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи ГО, направления деятельности которых определяется функциями государства.
ГС как соц. институт тесно связана с такими институтами как:
- институт права – ГС сама является правовым институтом и как правовой институт представляет собой систему правовых норм, кот регулируют отношении, складывающиеся в процессе организации самой системы ГС, статуса ГС, гарантии процедур его реализации, а также механизма прохождения ГС;
- эк институтами – ГС призвана обеспечивать проведение гос. политики в эк области, осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение эк прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п.;
- институтами гражданского общества – ГС является опосредующим звеном в системе взаимодействия государства и гражданского общества. С одной стороны, ГС реализует функцию регулирования общественных процессов, а с другой стороны – повергается социальному контролю;
- институтами, относящимися к социальной сфере общества – ГС регулирует широкий круг социальных проблем (соцзащита, здравоохранение, образование, соцобеспечение и т.д.);
- институтами духовно-культурной сферы общества – ГС сама воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, с др. стороны - особое место ГС в обществе предполагает культивирование в среде госслужащих высоких моральных качеств и т.п.
Т.о. специфика ГС как социнститута заключается в:
- организованность
- юридическая отрегулированность
- кадровое обеспечение
- внутренняя управляемость.
Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным восполнить этот пробел доктринальными определениями этой организационно-правовой категории[7]. Следует отметить, что перечень указанных мер, безусловно, не является исчерпывающим, кроме того, некоторые пункты могут показаться дискуссионными. Вместе с тем, на наш взгляд, только их комплексная реализация будет способствовать созданию в России действительно современной, на новом качественном уровне с использованием современных подходов, повышению социальной активности и правовой культуры граждан и т.д., что в конечном итоге сделает возможным.