Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие государства и его признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свете необходимости решения этих и иных проблем возрастает значение международного права и международных организаций (ООН, НАТО, ОБСЕ и пр.).

В частности, если говорить об обеспечении национальной безопасности, то национальная безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой функциональной системой, отражающей тесную взаимосвязь безопасности личности и общества на всех уровнях (от международного до локального или регионального). Национальная безопасность РФ – это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране.

Условно структура национальной безопасности Российской Федерации состоит из общественной и государственной безопасности. Государственная безопасность является состоянием защищенности основ конституционного строя, экономического, политического, научно-технического, оборонного, информационного и иного потенциала страны от внутренних и внешних угроз, которые исходят от иностранных организаций и спецслужб, а также от преступных групп, сообществ и отдельных лиц. Под общественной безопасностью подразумевается состояние защищенности граждан страны от всевозможных преступных посягательств на права граждан, их объединений.[35]

Что касается системы национальной безопасности, то под системой национальной безопасности подразумевается сложная многоуровневая система, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов, сами по себе представляющих независимые системы. К данным элементам в этом случае относятся национальные интересы и ценности, различные угрозы национальным интересам и система обеспечения национальной безопасности.

В частности, к внешним угрозам национальной безопасности России отнести можно следующие угрозы:

- снижение роли Российской Федерации в мировой экономической и политической жизни вследствие целенаправленных действий конкретных организаций и государств;

- международный терроризм, радикализм (что в свете последних событий особенно актуально);

- размещение у границ страны военных сил других государств;

- увеличение военного присутствия НАТО;

- распространение различного оружия массового поражения;

- кризис оборонного, военного потенциала Российской Федерации;

- активизацию на территории России иностранных агентов, организаций;

- ухудшение отношений с какими-либо из стран СНГ, в частности, Украиной;

- ослабление позиций в сфере телекоммуникаций и информации вследствие вкладывания отдельными странами в информационную войну колоссальных средств (к примеру, США);


- территориальную экспансию по отношению к Российской Федерации;

- тенденцию к возникновению военных вооруженных противостояний около границ и стран СНГ (пример - кризис и военный переворот на Украине).[36]

Что касается внутренних функций, то, как отмечалось выше, государством в процессе его деятельности оказывается целенаправленное воздействие на разные сферы общественной жизни. И на этом основании внутренние функции государства подразделяются, прежде всего, на политические, социальные, экономические, экологические, а также осуществляемые в сфере культуры и пр.

Рассмотрим внутренние функции подробнее на примере экономической функции государства. Отметим, что наличие ряда недостатков и «провалов» рыночной системы (в связи с принятием субъектами рыночных отношений неоптимальных или нежелательных экономических решений, воспроизводства значительного неравенства в распределении доходов и пр.) говорит сегодня о необходимости государственного вмешательства, способного дополнить рыночный механизм, но не ведущего к его деформации.

Это позволяет сделать вывод о том, что сегодня рыночная «невидимая рука» нуждается в определенном внешнем вмешательстве, но не тотальном, а в своего рода поддерживающем средстве, и его роль в современной нам рыночной экономике играет государство. Под государственным регулированием экономики подразумевается система мер законодательного и исполнительного, а также контрольного характера, которые осуществляются государством в лице правомочных государственных учреждений и общественных организаций, нацеленная на повышение эффективности производства, а также удовлетворение общественных потребностей.

При этом в широком смысле государственное регулирование экономики включает в себя функции планирования и прогнозирования, бюджетирования, финансирования, налогообложения, администрирования, учета, а также контроля. [37] Главной же функцией государства в экономической сфере выступает надлежащая защита (охрана) интересов и прав предпринимателей и предприятий, фирм, прежде всего, посредством законодательного закрепления гарантий данных прав.

В частности, важнейшим нормативным правовым актом в российском праве является Конституция Российской Федерации, так называемый «закон законов». Конституция России в качестве акта высшей юридической силы выступает нормативной базой всего российского законодательства. Ей же определяются и основополагающие принципы, а также фундаментальные положения предпринимательского и гражданского права, к которым, в частности, относятся единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации; свобода предпринимательской и другой экономической деятельности; свободное перемещение финансовых средств, товаров и услуг; поддержка конкуренции; свободное использование человеком способностей на труд; закрепление наравне с иными формами собственности права частной собственности; права граждан на судебную защиту их нарушенных прав и пр. [38]


Так, например, свобода предпринимательской деятельности является основополагающим принципом предпринимательского права. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. [39] Более конкретно данный принцип раскрывается в другой статье Основного закона, согласно которому каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[40]

При этом свобода предпринимательской деятельности является универсальным (интегрированным) принципом предпринимательского права, объединяющим несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (в частности, принцип свободы договора, принцип свободы конкуренции, неприкосновенность собственности, недопустимость вмешательства в частные дела, экономическая независимость и юридическое равенство сторон; взаимодействие договора и закона и пр.). Так, принцип свободы договора подразумевает, что заключение договора, как и формирование всех его условий, носить должно добровольный характер, что находит закрепление в Гражданском кодексе РФ. При этом законодатель подчеркивает, что стороны (юридические лица и граждане) свободны в заключении договора, и при этом не допускается понуждение к заключению любого договора (исключение составляют случаи, когда обязанность заключения договора предусматривается законодательством или же добровольно принятым обязательством).[41]

Как отмечалось выше, при предоставлении рыночным силам неограниченной, полной власти и свободы, даже только в финансовых и экономических вопросах, способно вызывать хаос и, как следствие, не только распад национальной системы экономики, но и падение в конечном итоге мировой системы. Вследствие чего свобода предпринимательской деятельности не является безграничной и ее границы регулируются соответствующими правовыми нормами, обеспечивающими соблюдение интересов, прав и свобод остальных участников экономических отношений.

При этом правоспособность юридических лиц должна соответствовать тем целям, которые предусмотрены их учредительными документами (уставом, учредительным договором или же общими положениями об организациях этого вида), в частности, они могут совершать только зафиксированные в данных документах действия (осуществлять функции).


Вместе с тем ограничение юридического лица и ИП в их правах возможно только в специально предусмотренных гражданским законодательством случаях и в соответствующем порядке.[42]

Особое внимание государством уделяется обеспечению принципа свободы конкуренции, в том числе посредством ограничения и запрещения недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция является любыми действиями хозяйствующих субъектов, направленными на получение каких-то преимуществ при осуществлении ими предпринимательской деятельности, противоречащими законодательству РФ, обычаям делового оборота, а также требованиям разумности, добропорядочности и справедливости, причинившими (способными причинить) убытки хозяйствующим субъектам, являющимися конкурентами.[43] То есть под недобросовестной конкуренцией подразумевается нарушение хозяйствующими субъектами общепринятых правил поведения на рынке и норм законодательства о конкуренции.

При этом на сегодняшний день в большинстве стран мира наиболее распространенным видом недобросовестной конкуренции выступают картельные соглашения. Согласно действующему законодательству, направленному на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в качестве картелей выступают и запрещаются определенные соглашения между хозяйствующими субъектами, являющимися конкурентами, в случаях, когда подобные соглашения могут привести либо приводят к: снижению, повышению, либо поддержанию цен на торгах; установлению либо поддержанию тарифов, цен, скидок, наценок или надбавок; прекращению или сокращению производства товаров; отказу от заключения договора с определенными заказчиками (покупателями) или продавцами; разделу товарного рынка по объему покупки или продажи товаров, их ассортименту, территориальному принципу, составу заказчиков или продавцов.[44]

Под федеральным запретом находятся и все соглашения, приводящие к ограничению конкуренции. Наиболее действенным инструментом борьбы с подобными явлениями является, на наш взгляд, ужесточение наказания за такого рода действия. На сегодняшний день за картельный сговор предусмотрена административная ответственность с наказанием в виде оборотного штрафа в размере до 15% годового оборота компании[45], и уголовная ответственность за причинение ущерба государству, организациям или гражданам в крупном размере (10 млн. руб.) с наказанием в виде штрафа от 300 до 500 тыс. руб. или принудительными работами на срок до 3 лет. А при особо крупном размере (30 млн.) – лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб.[46]


Говоря о внутренних функциях государства, классифицируемых по формам деятельности, отметим, что, например, сущность исполнительной власти, которая выражается в исполнительской роли в госуправлении, повседневном распорядительстве, раскрывается через множество ее функций, к основным из которых относят:

- осуществление организационной, управленческой деятельности, направлена которая на реализацию государственной политики и исполнение законов в разнообразных общественных сферах жизни;

- административное нормотворчество;

- административное правоприменение;

юрисдикционная деятельность, осуществляется которая административными средствами, а направлена на разрешение конфликтных управленческих ситуаций, охрану правовых норм от любых нарушений, профилактику правонарушений и обеспечение их исполнений;

- информационно-аналитическая деятельность и информационное обеспечение государственных органов,

- осуществление разрешительной государственной политики (регистрация, лицензирование, сертификация);

- обеспечение безопасности общества и граждан, охрана правопорядка (полицейская функция) [47];

- административный контроль за соблюдением общеобязательных правил и правовых норм в целях обеспечения законности и правопорядка и пр.

Реализуются функции исполнительной власти через определенные функции ее органов и полномочия, которыми они наделены. Классификаций функций исполнительной власти на сегодняшний день существует довольно много, помимо вышеперечисленных, их можно разделить в зависимости от субъекта на обеспечительные (функциональные) и основные (отраслевые).

Среди обеспечительных функций можно выделить: кадровую, финансово-плановую, материально-техническую и прочие. А к основным управленческим функциям отнести можно:

- контроля и учета;

- социальной защиты и социального обеспечения работников системы;

- экономико-финансового развития;

- материально-технического обеспечения;

- политико-правового обеспечения;

- функцию мотивации;

- общеорганизационную (управления).

Данные функции обеспечивают жизнедеятельность структуры исполнительной власти, способствуют созданию условий для воспроизводства связей внутри этой системы. Основная цель исполнительной власти обусловлена ее особым положением в системе разделения ветвей государственной власти, социальным назначением – это качественное осуществление функций и задач государственного управления.