Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие государства и его признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена возросшим за последние годы вниманием к проблематике формирования правового государства, укрепления общественной дисциплины и развития демократии, совершенствования и кодификации действующего законодательства, улучшения деятельности государственных органов власти, поскольку сущностью государства выступает власть, являющаяся тем, чем и определяется назначение и функционирование всякого государства.

Особая значимость, актуальность данных вопросов объясняется несформированностью механизма осуществления государством его основополагающих функций, отсутствием эффективной схемы взаимодействия между обществом и государственными институтами, властью.

Современное правовое государство, являющееся социальным, стремится к обеспечению своих граждан достойными условиями существования, социальной защищенностью, соучастием в управлении делами государства и пр. То есть на современном этапе, как и четверть века назад, внимание специалистов и всего общества направлено на такие актуальные для российских условий проблемы, как модернизация и демократизация общества, укрепление правового социального государства, на ryманистические, ненасильственные начала в политике, а также на возможность цивилизованного участии в ней граждан.

Однако решение этих и других проблем, эффективное осуществление эффективного функций государства не представляется возможным без понимания самой сущности и особенностей отдельных функций государства, чем подтверждается актуальность темы данной работы.

Объект исследования: функции государства как социально-политического и правового явления.

Предмет исследования: содержание функций российского государства и методов их осуществления.

Цель исследования заключается в анализе понятия и классификации функций государства.

Достижением указанной цели был обусловлен выбор следующих задач исследования:

- рассмотреть понятие государства и выделить его признаки;

- проанализировать понятие и значение функций государства как проявления его сущности;

- проанализировать классификацию функций государства;

- выделить особенности внешних и внутренних функций российского государства;

- охарактеризовать формы осуществления функций государства;

- выявить содержание основных методов осуществления функций российского государства.


Методы исследования: исходя из специфики цели и задач, предмета анализа был использованы такие методы исследования, как диалекᴛᴎческᴎй, логический, аналитический, системно-структурный, сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, описания и общения, формально-юридический и пр.

Степень научной разработанности темы. Исследования основных категорий политической и правовой науки – государства, его функций, власти и пр. мы можем наблюдать в трудах мыслителей и ученых на протяжении всей истории политико-правовой мысли – от античного периода до современного постнеклассического периода. Внимание им уделялось Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, Аквинским, Макиавелли, Гроцием, Мором, Спинозой, Боденом, Локком, Монтескье, Гоббсом и многими другими. На сегодняшний день вопросы, касающиеся сущности государства и его функций достаточно широко освещены в соответствующей правовой литературе, однако недостаточно внимания в ней уделяется непосредственно формам и методам их осуществления. Общетеоретической основой исследования послужили учебная и научная литература, в частности, работы таких юристов, правоведов, как В.К. Бабаев, Е.А Байжанов, А.И. Бастрыкин, А.В. Безруков, А.Л. Бредихин, А.Б. Венгеров, Н.А. Власенко, Ю.А. Дмитриев, В.Н. Жимиров, Л.Ю. Зеко, Р.Л. Иванов, Г.Л. Купряшин, Л.А. Морозова, А.М. Сафина, М.А. Синицина, Е.С. Ситников, В.В. Соколов, А.С. Тарасов, С.С. Татаринова, А.В. Толпегин, В.Н. Хропанюк и пр. Нормативная основа исследования представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Федеральными законами.

Структура исследования: данная работа включает введение, в котором обосновывается актуальность темы работы, обозначается объект и предмет, данного исследования, ставятся задачи, которые требуют решения; две главы, заключение, в котором подводятся итоги исследования, и библиографический список.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие государства и его признаки

Прежде чем выявить особенности функций государства, рассмотрим его сущность и признаки. Подчеркнем, что государство выступает в качестве своего рода ядра политической системы всякого общества, главного системообразующего фактора и элемента. В качестве политической организации, оно выступает не только исторически первой, но также и единственной, присутствующей на всех исторических этапах становления и развития политической системы организацией, институтом, представая при этом в разных формах, изменяя собственное содержание, цели, функции и пр.


Согласно одному из определений, под государством понимать необходимо организацию политической публичной власти, которой осуществляется непосредственно управление обществом, а также обеспечивается в данном обществе порядок, стабильность при помощи специальных механизма и аппарата управления общественными процессами.[1]

В видении других исследователей, под государством подразумевается самостоятельная организация, устанавливающая на конкретной территории правовой порядок и обладающая суверенитетом, механизмами управления и принуждения, используемыми для обеспечения единства и целостности общества, населения на данной территории, а также обеспечения свобод и прав граждан.[2] Помимо этого, под государством подразумевается публичная, легитимно (нормативно-выраженная) властная сила общества.[3] То есть государство является, прежде всего, организацией политической публичной власти, располагающей специальным аппаратом и механизмом управления обществом. При этом государственная власть, являющаяся разновидностью власти политической, реализуется через осуществление государственного управления. Отличительными чертами, предопределяющими признаки государственной власти, выступает, прежде всего, монополия на применения ряда законодательно определенных мер государственного принуждения и монополия на издание общеобязательных распоряжений, велений.[4]

В качестве признаков государственной власти следует выделить:

- наличие особенного субъекта управления, в качестве которого выступает государство, а также распространение ее на все общество (универсальность)[5];

- существование единого распорядительного центра;

- это аппаратная и при этом публичная власть;

- верховность государственной власти, что находит выражение в олицетворении ей общеобязательной воли народа, то есть в общеобязательности ее велений и обеспечении исполнения принятых решений механизмом принуждения[6];

- суверенность власти – суверенитет является признанным верховенством государственной власти населения на конкретной территории, порождающим независимость государства, а также невмешательство любых других государств в осуществление им власти;

- это легитимность – юридическая, законодательная обоснованность и признанность как непосредственно народом данного государства, так и другими государствами.[7]


При этом государство обладает рядом таких признаков, как территория, население и суверенитет (выражающийся в верховенстве власти внутри страны, независимости во внешних делах) и аппарат управления, обособленный от общества.[8]

В частности, любое государство является, в первую очередь, единой территориальной организацией публичной власти в масштабе всей страны, что в видении большинства авторов имеет важнейшее значение, поскольку этим преодолеваются так называемые родоплеменные взаимосвязи, которые заменяются на связи общественные. Это способствует созданию структуры, выступающей нейтральной по отношению к различным признакам населения, граждан (социальным, религиозным и национальным и прочим).[9]

Далее отметим, что территорию рассматривают в качестве пространственной основы государства, его материальной, физической опоры, включающей сушу и недра, воздушное и водное пространство и пр.[10] Государств без территории не существует.

При этом осуществлением государственной, публичной власти по территориальному принципу обусловлено установление государственной границы (то есть пространственных пределов каждого из государств), которой одно государство отделяется от других. Иными словами, всякое государство обладает, помимо прочего, территориальным верховенством в пределах своих границ.[11] К важнейшей характеристике территории отнести следует то, что она выступает в качестве единого пространства, на которое распространяется суверенитет государства и непосредственно действуют законы данного государства.

Поясним, что в научный оборот понятие «суверенитет» ввел Ж. Боден в 1576 г. в своем труде «Шесть книг о государстве». Теорией Бодена суверенитет определялся в качестве политического превосходства государственной власти в пределах всей территории конкретной страны. А суверенная власть, в видении ученого, не имеет каких-либо ограничений в аспекте «способности к политическому действию», но при этом ограничена божественными и естественными законами. При этом позитивным законом власть ограничена не могла быть, так как предполагалось, что заложником своего же закона суверен быть не может. Боденом суверенитет идентифицировался с его носителем, которым, в зависимости от формы правления, мог быть народ, монарх или же коллегия лиц.

Дальнейшее развитие теория суверенитета получает, к примеру, в трактатах Г. Гроция, рассматривавшего суверенитет в качестве верховной власти, действие которой не находится ни под чьим контролем и при этом не может быть и ограничена по чьему-то усмотрению, помимо непосредственного носителя данной власти либо его преемника. И государственная власть, таким образом, поэтому и является высшей – юридически она никому не подчинена.[12]


Относительно современного понимания суверенитета отметим следующее. Отечественными правоведами, юристами суверенитет рассматривается в качестве необходимого качественного признака России как государства, которым характеризуется ее конституционный правовой статус. Подобное определение выводится, по сути, из содержания ряда статей Конституции РФ, и при этом предполагает наличие таких характеристик суверенитета, как верховенство и самостоятельность, а также полноту всех ветвей власти (судебной, законодательной, исполнительной) и ее независимость непосредственно на территории государства и в международных делах.[13]

Иными словами, под суверенитетом следует понимать признанное верховенство государственной власти населения на определенной территории, которым порождается независимость государства, невмешательство остальных государств в осуществление им публичной государственной власти.[14]

Далее отметим, что территорию любого государства занимает население данного государства, то есть человеческое сообщество, которое на этой территории проживает. При этом составлять население государства может как один народ, так и множество народов, этносов. Соответственно, в качестве еще одного признака всякого государства выступает наличие народа, населения. При этом любые государства предстают как множество людей (являющихся субъектами государственного общения, подданными или гражданами), которые объединены на определенной территории публичной властью правового типа.[15]

Следует пояснить, что все государства являются союзами людей, но не всеми союзами людей образуются государства. Для образования государства необходим союз людей, имеющий единый интерес, в качестве которого выступает, прежде всего, усовершенствование их совместной жизни посредством установления и дальнейшего поддержания справедливого правопорядка. Этим подразумевается, что государственные союзы основываются на началах права.[16]

При этом все граждане государства (как и бипатриды, апатриды) наделяются соответствующими субъективными правами и обязанностями, а также ответственностью, составляющими их правовой статус. Подчеркнем, что особенности публично-правового союза граждан с государством самостоятельно определяется законодательством каждой страны. Соответственно, в качестве еще одного признака государства выступает наличие правовой системы, важнейшим элементом которой следует признать систему нормативно-правовых актов, которыми определяются правила функционирования аппарата государственной власти, в целом, общества, а также форма закрепления публичных обязательств друг перед другом государства и общества.[17]