Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие государства и его признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К еще одному признаку государства относится наличие механизма и аппарата государства. Под первым подразумевают организационную структуру государственной власти, а также форму осуществления государством публичной власти.[18] Что касается аппарата государства, то под ним следует понимать систему учреждений, органов государственной власти, отдельных должностных лиц, которые в законодательно установленном порядке наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями с целью реализации функций государства.[19]

В свою очередь, в качестве элемента организационной структуры государственной власти выступает государственный орган, непосредственно связанный с формированием и дальнейшей реализацией, осуществлением государственно-управляющего воздействия. Из чего следует, что к важнейшей характерной черте государственной власти относится ее проявление в деятельности государственных учреждений, органов, образующих аппарат данной власти.[20]

Кроме того, к признакам государства относят наличие налоговой и финансовой систем. Их значимость обусловлена, в частности, тем, что система налогов и сборов государством устанавливается с целью формирования государственного бюджета, средства из которого распределяются на разные общественные нужды – на содержание государственного аппарата, на помощь социально не защищенным слоям населения и пр.[21] Также относятся к признакам государства, но уже дополнительным, наличие государственных символов – флага, герба, гимна; наличие единого государственного языка; наличие единой национальной денежной единицы, армии и пр.

Таким образом, в качестве главных атрибутов (неотъемлемых, существенных признаков) государства выступают территория, население и суверенитет (выражающийся в верховенстве власти внутри страны, независимости во внешних делах) и аппарат управления, а также правовая система. При этом именно государство как доминирующая политико-правовая организация формирует организационные рамки общества, представляет интересы всех граждан, регулирует все возникающие между гражданами и юридическими лицами отношения, в том числе посредством применения мер принуждения. Решения государства, обладающие властным характером, для всех являются обязательными.


1.2. Функции государства как проявление его сущности: понятие и значение

Здесь следует, прежде всего, отметить, что сущность и социальное назначение государства проявляются, главным образом, в его задачах и функциях. При этом под функциями государства подразумеваются основополагающие направления деятельности государства, которые, в свою очередь, вытекают из его сущности и роли в общественной жизни.

При выполнении определенных функций, государством через проводимые реформы, преобразования, правовое регулирование общественных отношений, оказывается воздействие на состояние общественных процессов, их направленность и динамику. При этом осуществление определенных функций может и стабилизировать развитие общества, оказывая созидательное влияние, и усиливать кризисное состояние общества.

Все государственные функции реализуются в конкретных действиях, которые совершают субъекты государственной власти. И если задачи государства носить могут локальный или временный характер, то его функции имеют постоянный характер, а также общесоциальную направленность.[22]

Конечно, в другие исторические эпохи, к примеру, в античности или Средневековье государством активно осуществлялись различные классовые функции (выражающиеся, например, в подавлении сопротивлений рабов, крепостных крестьян, в обеспечении условий для их эксплуатации и пр.), но на современном этапе функции развитых демократических государств направлены, прежде всего, на разрешение общесоциальных проблем.

Подобные проблемы связаны могут быть с защитой свобод и прав личности, с обеспечением безопасности, мира, с поддержанием общественного порядка, обеспечением экономического роста и т.п. Этим и обусловлена необходимость их осуществления. При этом как на характер, так и на содержание функций государства влияние оказывают многие факторы политического, социально-экономического, экологического характера.[23]

В частности, бурным ростом экономики, научно-техническим прогрессом, политической обстановкой в стране во многом определяются направления деятельности государства, которые непосредственно связаны с обеспечением прав и свобод человека, с борьбой с преступностью, с разрешением межнациональных и иных конфликтов и пр.

Не меньшее влияние, особенно в настоящее время, на содержание функций любого государства оказывается международной обстановкой. Вследствие активизации процесса интеграции государств, происходит расширение направлений международного сотрудничества. Отнести сюда следует, в первую очередь, решение глобальных проблем человечества, к наиболее опасным из которых относятся терроризм, проблема разоружения, экологический кризис и пр. Ими обусловливается необходимость решения таких вопросов, как поддержание мира, международного правопорядка, безопасности и т. д.


Функции государства, а также их конкретное содержание зависят и от формы организации государственной власти, и от того, какие именно цели государство перед собой ставит. Кроме того, в зависимости от своей социальной направленности функции государства тоже могут существенно отличаться.[24] При этом стабильность и устойчивость основных функций государства объясняется тем, что в них реализуются главные цели, а также задачи государства.[25]

Необходимо также подчеркнуть, что функции государства носят общеобязательный для всего населения характер, что находит закрепление в понятии государственного суверенитета, который исходит из прерогативы государственной власти перед любыми другими видами власти. Только государство обладает монопольным правом на издание законов, а также опоры на механизм принуждения с целью обеспечения соблюдения законов, принимаемых с целью реализации своих функций. Помимо этого, оно несет перед народом моральную, правовую и политическую ответственность за полное выполнение всех взятых им на себя обязательств.[26]

Потому делегировать свои функции, властные полномочия государство может только органам местного самоуправления, предназначенного для осуществления публичной власти в рамках низовых территориальных уровней государственной организации.[27]

1.3. Классификация функций государства

В целом в зависимости от ряда критериев, положенных в основу классификации функций государства, выделяют на современном этапе временные и постоянные функции, неосновные (производные) и основные, внешние и внутренние, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство – экономические, политические, социальные и пр.

Подчеркнем, что в основных функциях государства реализуются главные (то есть приоритетные) цели и задачи государства, соответственно, это наиболее стабильные и устойчивые функции государства. Что касается производных функций, то они являются функциями сопутствующего либо обслуживающего характера, к примеру, функция финансового контроля, имеющая вспомогательную природу по отношению к социальной и экономической, функциям, и к функции обеспечения законности.

Относительно внутренних функций отметим, что ими характеризуются цели и задачи конкретного государства внутри страны, тогда как внешними раскрывается специфика его интересов в международном общении, межгосударственных отношениях.


Необходимо также пояснить, что между внешними и внутренними функциями существует неразрывная связь, поскольку внешняя политика всякого государства предопределяется во многом внутренними условиями его существования, тогда как его международные обязательства, диктуют, в свою очередь, необходимость построения своей деятельности во внутренних отношениях в полном соответствии с общечеловеческими стандартами.[28]

При этом в каждой из сфер жизнедеятельности общества соответствующие функции государства подразделяются еще на ряд функций. Например, социальные функции подразделяются на следующие функции:

- защитную функцию (подразумевает обеспечение социальной безопасности людей, их жизни, здоровья, достоинства, поддержку семьи, детства и материнства, заботу о безработных, о лицах преклонного возраста и пр.);

- регулирующую функцию (подразумевает проведение структурных реформ в экономике для ее социальной ориентации, перераспределение доходов между разными слоями населения через все уровни государственного бюджета и пр.);

- стабилизирующую функцию (подразумевает обеспечение социальной справедливости, согласия, партнерства);

- контрольно-охранительную функцию (например, контроль за соблюдением действующего законодательства и пр.).[29]

А, например, в политической сфере функции государства связаны: с признанием, обеспечением и защитой свобод и прав человека и гражданина; с регулированием политических процессов в обществе; с обеспечением общественной безопасности. В частности, государство разрешает социальные, межнациональные и иные конфликты, оказывает помощь вынужденным переселенцам, беженцам, поддерживает общественное согласие.[30]

Далее отметим, что по времени осуществления выделяются постоянные функции (осуществляемые на всех этапах государственного развития – к примеру, развитие культуры, просвещение) и временные функции, чье появление обеспечивается специфическими условиями определенного периода развития государства.

А по формам деятельности функции классифицируют, с учетом принципа разделения властей, на законотворческие, судебные, управленческие, контрольно-надзорные, которыми отражается механизм реализации государственной власти.[31] Соответственно, законодательные функции осуществляются органами законодательной власти, судебные – органами судебной власти, управленческие – органами исполнительной власти, а надзорные – органами прокуратуры и другими контрольно-надзорными органами.[32]


При этом все функции государства имеют конкретное содержание, так как предполагают деятельность в определенных сферах, областях общественной жизни. Содержанием функций показывается, что именно делается государством, его органами, какие вопросы ими решаются.

Таким образом, сущность и социальное назначение государства проявляются, главным образом, в его задачах и функциях. При этом под функциями государства подразумеваются основополагающие направления его деятельности, которые, в свою очередь, вытекают из его сущности и роли в общественной жизни.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И МЕТОДОВ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

2.1. Особенности внешних и внутренних функций российского государства

Как было отмечено выше, между внешними и внутренними функциями существует неразрывная связь, поскольку внешняя политика всякого государства предопределяется во многом внутренними условиями его существования, тогда как его международные обязательства, диктуют, в свою очередь, необходимость построения своей деятельности во внутренних отношениях в полном соответствии с общечеловеческими стандартами.

При этом внешние функции государства обусловлены потребностью в решении общемировых, международных проблем, а также в защите непосредственно государства от всяких внешних посягательств.

Так, к внешним функциям российского государства отнести можно:

- сотрудничество с другими государствами в политической, социально-экономической, военной, культурной сферах;

- борьбу с международным терроризмом;

- поддержание мира, мирового правопорядка;

- оборону страны и обеспечение национальной безопасности;

- невмешательство во внутренние дела других государств[33];

- предотвращение войн, разоружение, ликвидацию ядерного и иного оружия массового уничтожения;

- оказание помощи пострадавшим в результате ЧС различного характера;

- сотрудничество с иностранными государствами в решении различных глобальных проблем современности и пр.[34]