Файл: Понятие и классификация функций государства (Понятие государства и его признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительно функций законодательной власти в Российской Федерации следует отметить, что законодательная власть в Российской Федерации представлена, согласно Конституции нашей страны, Федеральным Собранием, являющимся парламентом – законодательным и представительным органом, и состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации – нижней и верхней палат.[48]

Говоря о функциях и роли законодательной власти, отметим, что в самом названии данной ветви власти заложена важнейшая ее функция – законодательная. Здесь следует пояснить, что законодательный процесс – это создание и принятие закона при соблюдении определенной последовательности. Законодательный процесс имеет два основных значения: порядок деятельности (по созданию закона) и непосредственно данная деятельность. Большинством специалистов законодательный процесс рассматривается в качестве порядка деятельности по созданию закона, то есть регламентированного Конституцией, законами и прочими нормативно-правовыми актами процесса подготовки и внесения законопроекта в законодательный орган, а также его рассмотрения и в дальнейшем принятия, опубликования и, соответственно, вступления принятого закона в силу. Тогда как законодательная процедура является нормативно-правовой регламентацией законодательного процесса.[49] В узком смысле законодательный процесс включает в себя такие стадии, как принятие, изменение и отмена конституционных и текущих (то есть обыкновенных) законов.

В более широком смысле можно выделить два этапа законодательного процесса – подготовительный этап и этап непосредственного создания правовых норм, которые, в свою очередь, делятся на определенные стадии. В частности, подготовительный этап включает в себя предварительные работы (инициатива внесения соответствующих изменений в законодательство и их включение в план правоподготовительных работ субъектов законотворчества; принятие решения о подготовке законопроекта); подготовку первоначального текста законопроекта; предварительное обсуждение законопроекта; доработка законопроекта и его внесение на рассмотрение законотворческого органа. [50]

А этап создания соответствующих норм права включает в себя следующие стадии: рассмотрение, принятие законопроекта соответствующим органом власти (причем с обязательным соблюдением всех необходимых процедур); утверждение законодательного акта; опубликование законодательного акта и доведение его до адресата.[51]


Следует отметить, что проекты законов, готовят, как правило, органы государственной власти, имеющие право законодательной инициативы, либо компетентные органы непосредственно по поручению субъектов, которые имеют право законодательной инициативы. Конституцией РФ закреплено положение о том, что правом законодательной инициативы в нашей стране наделены: Президент РФ; Совет Федерации и его члены, а также депутаты Госдумы; законодательные (или представительные) органы субъектов Федерации, в ряде отдельных случаев – Правительство РФ, а также Конституционный и Верховный Суды по вопросам их непосредственного ведения.[52]

То есть законодательный процесс является совокупностью отношений и действий, реализующихся в деятельности высшего представительного и законодательного органа государственной власти, обладающего исключительным правом осуществления законодательной власти.

Также отметим, что помимо непосредственно законодательной функции, законодательной властью выполняются финансовая и контрольная функции. В частности, контрольная функция является, по сути, системой сдержек и противовесов, в качестве объекта которой выступают органы исполнительной власти.[53] Поясним, что контроль парламента над исполнительной властью не позволяет последней «навязывать» собственные методы государственного управления и игнорировать при этом деятельность демократических институтов.

Не менее важным представляется на этапе контроля и взаимодействие парламента с органами судебной власти, подчиняющейся только Конституции Российской Федерации и нормам федерального конституционного закона[54] и федерального закона: законодательной властью (а именно Советом Федерации) по представлению Президента РФ назначаются судьи высшей инстанции[55], тогда как Конституционным Судом, в свою очередь, решаются вопросы о конституционном соответствии принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов.[56]

Таким образом, законодательная власть в структуре государственной власти отличатся определенными особенностями: осуществляющий ее государственный орган (парламент) является двухпалатным, двухуровневым, наделенным исключительным правом издания законов.

При этом основной принцип демократического правового государства заключается в обязательстве соблюдения его органами, гражданами, должностными лицами норм права, соотношении их решений и действий с правом. В реальности столкновение различных оценок действующих законодательных норм, а также их интересов неизбежно приводит к возникновению правовых конфликтов. И функции по их разрешению и по возможности предотвращению, обеспечению правопорядка и законности выполняет суд, используя при этом особое положение в общей системе государственных органов власти, а также имеющиеся в его ведении специфические средства воздействия. Судебная власть обладает многообразными полномочиями и функциями, которыми наделяются ее органы – суды. В их реализации и заключается реализация как таковой судебной власти. При этом к важнейшей функции судебной власти относится, помимо прочего, и правосудие. То есть правосудие является одним из основных направлений государственной деятельности правового государства, в том числе Российской Федерации.


И если судебная власть призвана осуществлять правосудие, то правосудие является видом правоохранительной деятельности по рассмотрению, а также разрешению судами гражданских, административных и уголовных дел в соответствии с законом и установленной законом процедурой.[57]

2.2. Формы осуществления функций государства

Следует отметить, что все функции государства реализуются в строго определенных действиях, которые совершают субъекты государственной власти. При этом формы осуществления государственной власти являются внешним практическим выражением деятельности соответствующих государственных органов по реализации функций государства в конкретных условиях.[58] То есть формы осуществления государственной власти, управления определяются содержанием фактических функций должностных лиц или властных структур, и спецификой задач, решаемых соответствующими институтами.[59] Реализуются они, как правило, согласно актуальным юридическим нормам, и сопровождаться могут правовыми последствиями, что выступает, в свою очередь, критерием классификации форм государственного управления.

Согласно данному критерию, формы государственного управления могут быть правовыми и не правовыми. Если в качестве критерия разграничения рассматривать содержание, то виды форм государственного управления можно разделить на договорные, правотворческие и правоприменительные.[60]

Также можно сказать, что по своему содержанию формы управления подразделяются на правоохранительные и регулятивные. В частности, правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, и разрешении споров, которые возникают в сфере управления.[61]

Еще одним критерием выступает направленность, тогда формы управления могут быть внутренними или внешними. Для последних характерна деятельность органов власти в аспекте реализации ими распорядительных полномочий. Что касается первых, то здесь подразумевается внутриведомственная работа, связанная с функционированием внутренних структур органа власти – служб, отделов и пр. То есть среди форм государственной управленческой деятельности выделяются установление норм права и применение норм права, а также осуществление организационных действий (оперативно-организаторской работы) и осуществление материально-технических операций. Посредством форм управления государственными и муниципальными органами управления реализуются их полномочия, которые соответствуют установленным в нормативных актах компетенциям данных органов. Соответственно, посредством правовых форм фиксируются различные управленческие решения, действия, которые имеют юридический смысл (в частности, установление и применение правовых норм); а посредством организационных форм осуществляются определенные коллективные или индивидуальные действия (оперативно-организационные и материально-технические операции). [62]


К основным формам данной исполнительно-распорядительной деятельности мы можем отнести:

- использование контрольных и распорядительных полномочий;

- издание различных правовых актов управления;

- проведение организационных мероприятий;

- заключение административных договоров.

В частности, правовые формы государственно-управленческой деятельности в себя включают подготовку, издание законов и прочих нормативных правовых актов, заключение административно-правовых договоров, лицензирование, регистрацию, использование различных мер административного воздействия. Правовыми формами государственному управлению придается «материальная выразимость», осуществляется его совершенствование с точки зрения эффективности реализации его целей, функций. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий, связанных с возникновением, изменением либо прекращением административно-правовых отношений (к примеру, издание приказа о присвоении классного чина, составление протокола об административном правонарушении и пр.).[63]

Действия субъектов управления при применении правовых форм носят всегда императивный и формально-определенный характер.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяют на устные и письменные. Тогда как организационными формами государственного управления охватывается принятие управленческих решений (тактических и стратегических), определение путей, средств их реализации, а также принятие оперативных мер реагирования в некоторых кризисных ситуациях. Характеризуются организационные формы гибкостью, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. При этом результатом их применения может являться управленческое решение, впоследствии приобретающее правовую форму.[64]

Регламентация форм государственного управления осуществляется, как было отмечено выше, теми или иными административно-правовыми нормами. Данные нормы, как правило, содержатся в юридических актах, закрепляющих организационно-правовой статус конкретного исполнительного органа (или должностного лица). К примеру, это, положения о министерствах[65] или же должностные инструкции.

Таким образом, форма государственного управления выступает внешним выражением реализации органами исполнительной власти возложенных на них функций. Правовые и организационные формы государственной управленческой деятельности тесно взаимосвязаны, на практике они дополняют друг друга.


При этом практическое значение форм государственного управления состоит в том, что посредством их использования в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов, а также создаются и обеспечиваются порядок управления, законность совершения управленческих процедур, права и свободы граждан, гласность и учет общественного мнения.

2.3. Содержание основных методов осуществления функций российского государства

Государством осуществляются его функции не только в особых формах, но и посредством специфических методов, которые выступают способами, приемами и средствами, используемыми при функционировании государства. К методам осуществления функций государства его органами относятся:

- Нормативно-правовое регулирование. Данный метод подразумевает закрепление конкретных прав и обязанностей участников общественных отношений в различных нормативно-правовых актах.

Этим, с одной стороны, поощряется общественно полезная деятельность субъектов правоотношений, тогда как с другой стороны, при условии нарушения общеобязательных предписаний, принимаются меры государственного принуждения. То есть этот метод предполагает издание законов и прочих нормативно-правовых актов, которыми регламентируется деятельность и поведение физических и юридических лиц в различных общественных отношениях.[66]

- Убеждение. Данный метод на практике означать может коммуникации с населением страны в целом или региона посредством разных инструментов диалога. Самым доступным является СМИ, разного рода пресс-конференции (к примеру, ежегодная телеконференция Президента страны). Существуют и иные каналы взаимодействия общества и власти, в рамках которых может быть реализован метод убеждения, к примеру, пропагандистская работа с привлечением различных партий, общественных объединений, известных политических деятелей и пр.

- Метод рекомендаций, то есть ориентации на определенный вариант поведения либо действий, которые являются желательными с точки зрения государства.[67]

- Поощрение. Некоторыми экспертами данный метод считается для государственного управления не характерным, однако на практике он встречается. Выражаться может разными способами. К примеру, какой-то орган власти учредить может региональный конкурс или стать спонсором спортивного мероприятия. В результате победители смогут рассчитывать на поощрение со стороны властных структур. Во внутреннем же аспекте подобный метод государственного управления задействован может быть в виде премии чиновникам за эффективную работу.