Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговая полученная величина баллов при выполнении предлагаемых десяти заданий, свидетельвует о многом: в первую очередь об уровне психического развития ребенка. Полученный итоговый балл сравнивается со средним статистическим, характерным для данного возраста. При обнаружении каких-либо отклонений, ребенок может быть обследован у психоневролога или невропатолога.

При проведении обследования предлагаемые задания предъявлялись ребенку для самостоятельного выполнения, сразу после объяснения задания.

Ребенку предлагалось:

- сгруппировать игрушки:

- раскрыть матрешку и собрать ее:

- сложить целую картинку из частей,

- разбери и сложи пирамидку:

- поиграй с цветными кубиками.

Все задания при выполнении должны сопровождаться естественными

жестами и комментированием действий. Не редко выполнение задания сопровождается возникновение трудностей у ребенка, в этом случае необходима демонстрации взрослым тех действий, которые способны побудить выполнить ребенка это задание, после показа необходимо
попросить проделать тоже самое.

Если же это не помогло ребенку, то необходимо проведение совместных действий для выполнения задания и только после этого вновь попросить ребенка выполнить задание самостоятельно .

При выполнении всех заданий отражается результат действий ребенка:

- наличие желания сотрудничества с педагогом;

- у ребенка наблюдается понимание цели задания;

- у ребенка наблюдается способность обнаружить ошибочность своих действий:

- наличие заинтересованности в итоге:

- решение при выполнении задания (абсолютное невыполнение, задание выполнено после совместных действий, после демонстрации действий, выполнено самостоятельно);

- результат: точно выполненное задание, поставленное взрослым, невыполнение задания, задание выполнено, но с не точностями.

Непосредственно перед обследованием ребенка, налаживается эмоциональное взаимодействие и отношение доверия. Оосбо следует отмечать общее состояние ребенка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания.

Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера).

Выполнение предлагаемого задания нацелено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, то есть выполнение группировки по форме.

Используется оборудование: коробки размером 20*20 без крышек, при этом коробки одного цвета, на которых используется изображение эталона- образца размером 4*4.


Передняя стенка коробки с изображением квадрата, вторая стенка коробки с треугольником, третья с кругом.

В мешочке помещаются 24 предмета, из которых 8 - похожие на квадрат. 8 - похожие на треугольник. 8 - похожие на круг, набор предметов представлен в приложении 1.

Проведение обследования: на столе перед ребенком расставляем коробки. Мы обращаем внимание ребенка на эталон-образец: «Здесь изображена фигурка такая (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимаем из мешочка какой-нибудь предмет и спрашиваем: «На что похож этот предмет (показываем треугольник), на какую фигурку (при этом показываем на оставшиеся предметы - квадрат и круг)?»

После того как малыш указывает на один из эталонов, мы говорим: «Нужно бросить в эту коробку». Затем демонстрируем следующий предмет (уже другой формы), далее все повторяется.

Затем даем возможность разложить игрушки малышу самому, с просьбой: «Теперь посмотри внимательно и разложи все игрушки в свои коробки» .

Обучение: если малыш не продолжил самостоятельно выполнять задание, даем последовательно игрушки и просим ребенка опустить в нужную коробку. Если ребенок опускает игрушку, но не ориентируется на образец, то обращаем внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребенка происходит по следующему алгоритму:

- ребенок понимает и принимает задания:

- особенности решения задания, как ребенок работает по образцу;

- насколько целенаправленны действия ребенка:

- степень его обучаемости;

- отношение ребенка к результату задания:

- результат.

Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера).

Выполнение данного задание нацелено на выявление уровня ориентации ребенка на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: вначале показываем ребенку матрешку и просим посмотреть, что в ней. После рассмотрения всех матрешек малыша попросим собрать обратно: «Собери всех матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Процесс обучения: после того как был показан способ составления матрешек от двух составной до четырех составной, необходимо попросить малыша провести выполнение задания самостоятельно.

Далее оцениваем действия ребенка: понимание и принятие задания: способы выполнения; обучаемость: отношение к результату своей

деятельности .

1 балл даже после обучения, малыш не переходит на адекватные
способы выполнения задания, не может принять задание и, соответственно, его выполнить.


2 балла задание ребенком погашается, он пытается действовать с матрешкой, но не может определить величину частей, в случае чего

наблюдается хаотичность его действий. Наблюдается адекватность денйствий в процессе обучения, но отсутствует самостоятельность после обучения, самостоятельно задание не выполняет, его не интересует результат.

3 балла задание понимается и выполняется методом подбора, самостоятельно начинает выполнять задание после обучения, его интересует конечный результат.

4 балла малыш задание понимает и принимает, мотодом проб начинает складывать матрешку, при этом использует способ примеривания. налицо заинтересованность в конечном результате.

Задание по методике Стребелевой Е.А.

Необходимо из трех частей сложить разрезанную картинку.

С помощью этого задания выявляется способность ребенка воспринимать целостность предмета, который изображен на картинку и определяется, соответственно, уровень целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (улитка с домиком) .

Проведение обследования: даем ребенку три части разрезной картинки и просим: «Сделай целую картинку».

Обучение: педагог показывает целую картинку в том случае, если ребенок не может правильно сложить части картинки, после этого озвучивается просьба вновь выполнить задание. В случае отсутствия результата путем наложения части на целое, просят малыша сделать тоже самое, а затем выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий: принятие задания: способы выполнения:

обучаемость: отношение к результату; результат.

1 балл малыш действует неадекватно даже после обучения, задание им не понимается и не принимается.

2 балла ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо

соединить в целое; кладет части одну на другую: в процессе обучения действия ребенка адекватны, но что-то не позволяет ему перейти к самостоятельности, а также наблюдается безразличие к результату.

3 балла ребенок принимает и понимает задание: пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить: после обучения с заданием справляется: заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла ребенок принимает и понимает задание: самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.


Разбери и сложи пирамидки.

При выполнении этого задания оценивается уровень практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из четырех колечек.

Проведение обследования: вначале предлагается пирамидку разобрать. Процесс показывания сбора пирамидки происходит тогда, когда ребенок не начинает действий по выполнению предлагаемого задания. После этого
просьба - собрать пирамидку.

Обучение: в случае если ребенок не совершает действий по сбору пирамидки, не обходимо подавать ему по одному колечку и каждый раз указывать жестом на стержень пирамидки, давая тем самым понять, что кольцо должно быть на стержне. После этого задание должно быть выполнено ребенком самостоятельно .

Каким образом даем оценку действий ребенка: задание принимается, учитывается размер колец, степень обучаемости, как относится к деятельности и к результату.

1 балл абсолютная неадекватность действий ребенка, (даже после
обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком,
разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 балла налицо принятие ребенком задания, собирая пирамидку, не учитывает величину колечек, после обучения пирамидка собрана, но опять таки размер колечек не учтен. Отсутствует согласованность действий обеих рук, не возможно определить ведущую руку. Ребенок не заинтересован в результате своей работы.

3 балла задание ребенком сразу принято, но в тоже время малыш надевает колечки на пирамидку без учета размера, после обучения выполняет задание правильно, видна ведущая рука, но в тоже время прослеживается некоторая несогласованность действий рук, оценка своего результата адекватна.

4 балла в данном случае наблюдается самостоятельность действий, при этом малыш учитывает размер колечек, определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук: заинтересован в конечном результате.

Найди парные картинки

Выполнение данного задания позволяет выявить уровень развития
зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой
инструкции.

Оборудование: четыре пары предметных картиной (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Проведение обследования: перед малышом расположены две

предметные картинки, такая же пара находится в руках у педагога. Педагог жестом показывает мылышу. что у него находятся одинаковые картинки, точно также как и у ребенка. Затем картинки закрываются, достается одна из них и ребенка просят показать такую же .


Обучение: в случае не выполнения ребенком задания, ему демонстрируется соотношение парных картинок: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка: принятие задания: осуществление выбора: понимание жестовой инструкции: обучаемость: результат; отношение к своей деятельности.

1 балл действия малыша могут быть следующими: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д., все это свидетельствует о неадекватности ребенка.

2 балла в данном случае происходит понимание задания, в процессе обучения наблюдается, что ребенок может различить парные картинки, но к оценке своей деятельности безразличен: самостоятельно задание не выполняет.

3 балла до обучения ребенок может допустить одну ошибку, при этом видно, что он задание понял. Уверенность видна после обучения, по окончании задания видит, что он достиг конечного результата.

4 балла на лицо понимание задания, малыш сразу находит парные картинки, при выполнении задания наблюдается заинтересованность в конечном результате.

Поиграй с цветными кубиками (методика Стребелевой Е.А.).

Данный вид задания нацелен на то. чтобы выявить у ребенка умения определения цвета, их выделение и название.

Дано оборудование - это кубики четырех цветов, из которых красные, желтые, зеленые, синие в равном количестве по два кубика.

Проведение обследования: выполнение задия предполаает. что ребенок будет выбирать и показывать из предложенных ему кубиков, кубик того цвета, какой находится в руке у взрослого. Для этого перед ним ставят два (четыре) цветных кубика. Затем педагог просит показать кубики разного цвета: красный, желтый, при этом называть цвет кубика.

Обучение: в случае, если малыш не может различить цвет, на помощь приходит педагог. В случаях, когда малыш не может различить цвет кубика по слову, его учат выделять повторив при этом несколько раз два цвета.

Оценка действий ребенка: принятие задания: сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета: речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

1 балл у ребенка отсутсвует понятие цвета, он не может их различить.

2 балла даже после обучения малыш не может выделить цвета по слову, отсутствует стремтение к конечному и интерес результату.

3 балла в данном случае наблюдается интерес к итогу задания, ребенок сличает и выделяет цвет по слову.