Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качественные критерии:

Выделяются 3 уровня развития игры ребенка: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень. 19 баллов. При высоком уровне развития игры показатели всех параметров в обеих ситуациях имеют высокие баллы.

У ребенка с высоким уровнем игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно и не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре.

Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. В действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются и проговаривании предполагаемой последовательности событий, и поиске подходящих атрибутов игры, в опережающих действия высказываниях.

Ребенок использует предметы-заместители, что чрезвычайно обогащает игру и свидетельствует о хорошо развитом у него воображении. Во второй половине третьего года ребенок не только вводит в игру традиционные способы замещения, но и придумывает свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрирует гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. К концу раннего возраста ребенок может самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.

Средний уровень. 12-18 баллов. Данному уровню соответствуют средние оценки большинства показателей игры. У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно та кое же время, как и игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры.

Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны.

Использование в игре разных вариантов действий, включение в нее предметов-заместителей свидетельствуют о хорошем уровне воображения. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.


Низкий уровень. 7-11 баллов. Характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности. В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка, он предпочитает заниматься манипуляциями с предметами. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.

Характер игровых действий у ребенка с низким уровнем игровой деятельности однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой ко взрослому.

Как правило, дети с низким уровнем игры не включают в нее предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.

В результате проведения нами диагностики было установлено, что в данной группе дети имеют различный уровень самостоятельной игры и совместной игры ребёнка со взрослым. (см. Приложение 3).

Проведя первичную диагностику мы получили следующие результаты

Результаты обследования уровня развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Таблица 2

Уровень

Количество детей

Результат обследования в %

Высокий

0

0%

Средний

5

42 %

Низкий

7

58 %

Рисунок 1 Диаграмма уровня развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Таким образом, нами было выявлено, что для детей в возрасте от 1,6 до 2,5 лет посещающих первую ясельную группу отмечался низкий уровень развития игры у 58%. Игра носила подражательный характер, быстро распадалась, однократные игровые действия сменялись манипуляциями с игрушками. Действия замещения были неустойчивы и сопровождались неясным словесным оформлением. Принятие инициативы взрослого достаточно слабое, что являлось отставанием от нормы.

Средний уровень развития игры показали 42% детей.

Дети проявляли стойкий интерес к сюжетным игрушкам, но требовалась стимуляция взрослого, что бы игра продолжалась. Действия сопровождались, 2—3-словными высказываниями. Игровая инициатива в индивидуальной игре низкая и повышается в ходе совместной игры.


Высокий уровень игровой деятельности не выявлен.

Таким образом проведенная диагностика на первом этапе показала, что нужна работа по формированию игровой деятельности младших дошкольников.

2.2. Работа по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактической игры

Выявив особенности сформированности игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста мы, на 2 этапе проводили НОД и индивидуальные занятия, куда вхо­дили дидактические игры и упражнения. Занятия с использованием дидактической игры были подобраны в соответствии с планом (см. Приложение 4).

На основании результатов диагностики опытно практического исследования был составлен план по развитию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (см. Приложение 5).

План НОД по работе с детьми по формированию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Цель: научить детей выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Учить выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой.

Были определены задачи по формированию целенаправленной деятельности в игре:

- знакомить детей с разнообразием игровых целей;

- побуждать самостоятельно, ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

- постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

- практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

По методике Зворыгиной Е.В. «Первые сюжетные игры малышей» использовались обучающие игры, в которых уточнялись, расширялись знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом использовались как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. В ходе игр детей побуждали к замене хорошо известных действий, предметов словом, так как речь является одним из способов решения игровых задач. В обучающих играх детей участвовало больше действующих (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.). Куклы и игрушечные животные отличались по характеру, имели свои имена, клички. У детей закреплялись, уточнялись представления о том, что и как делают шофёр, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдали взаимоотношения действующих лиц в играх. В совместных играх с детьми педагог вначале брал роль на себя, а затем переходил к второстепенным ролям.


2.3. Анализ результатов работы по развитию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

На 3 этапе после осуществления работы по формированию игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактической игры, мы провели повторную ди­агностику того же автора (см. Приложение 1).

В конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня игровой деятельности, была использована та же методика, что и в начале учебного года.

В ходе повторной диагностики получили следующие результаты, кото­рые представлены в (см. Приложение 6).

Результаты обследования уровня развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Таблица 3

Уровень

Количество детей

Результат обследования в %

Высокий

3

25%

Средний

9

75 %

Низкий

0

0 %

Рисунок 2 Диаграмма уровня развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Диагностика показала, что проведенные занятия с детьми улучшили результаты.

Результаты обследования уровня развития сформированности игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Таблица 4

Уровень

Начало года

Конец годы

Количество детей

Результат обсле­дования в %

Количе­ство детей

Результат об­следования в %

Высокий

0

0 % детей

3

25 % детей

Средний

5

42 % детей

9

75 % детей

Низкий

7

58 % детей

0

0 % детей

Рисунок 3 Сравнительная диаграмма уровня развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

Сравнив результаты первичной и повторной диагностики мы пришли к следующим выводам что низкие показатели стали равны нулю, средний уровень увеличился на 33 %, высокий уровень стал 25% трое детей из среднего уровня перешли на высокий уровень, а 7 детей низкого уровня перешли на средний уровень.


ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, нами было выявлено, на конец года, что у детей посещающих первую младшую группу стал отмечаться средний и высокий уровень развития игры. У детей хорошо выражена потребность в игре. Они проявляют интерес к ней, достаточно долго играют с сюжетными игрушками, но иногда требуется стимуляция взрослых. Игровая инициатива повышается в ходе совместной игры. Дети стали использовать в игре разные варианты действий, включать предметы-заместители, что свидетельствует о хорошем уровне воображения.

Таким образом, нами было выявлено, что в период с октября по май у детей посещающих первую младшую группу повысился уровень игры. Проводимая систематическая работа по формированию игровой деятельности оказала положительное влияние и имеет важное значение для возникновения сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Исследования доказывают, что руководство игровой деятельностью должно вестись методически грамотно с использованием разнообразного игрового материала и развивающих игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Нами был поставлен ряд задач исследования, в том числе среди них та­кие как: первая задача – раскрыть теоретические основы дидактической игры как формирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

В процессе решения данной задачи мы пришли к выводу, что - дидакти­че­ские игры это разновидность игр с правилами, специально созда­ваемых педа­гогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры на­прав­лены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельно­сти.

Для успешного обучения детей необходима системность, нужна система игр с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровым действием и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для этого мы разработали картотеку дидактических игр для детей младшего возраста. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому, при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.