Файл: Соотношение государства и гражданского общества (СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, нʹи о какой соʹциальной отʹветственностʹи населениʹя в России сеʹгодня говорʹить не приʹходится. Во мʹногом это объʹясняется отсутстʹвием социаʹльной защиʹщенности сʹамого насеʹления, невозʹможностью госуʹдарства реʹализовыватʹь гарантироʹванные закоʹнодательстʹвом (и Констʹитуцией Россʹии в первуʹю очередь) соʹциальные прʹава и свобоʹды человекʹа и граждаʹнина, что вʹызывает встречʹную негатиʹвную реакцʹию населенʹия по отноʹшению к влʹасти, пороʹждая правоʹвой нигилизʹм[77].

Если обратʹиться к лозуʹнгам и полʹитическим деʹкларациям, в которʹых так или иʹначе эта теʹма затрагиʹвается, то поʹнятия «народ» и «гражданское обʹщество» в России, к соʹжалению, рʹассматриваʹются как незʹависящие друʹг от друга и не взʹаимосвязанʹные. Более тоʹго, институтʹы граждансʹкого общестʹва политикʹами рассматрʹиваются лиʹшь как среʹдство, с поʹмощью котороʹго народ моʹжет развивʹаться. Все этʹи – во многом декʹларативные и поʹлитизироваʹнные – конструкцʹии показывают лʹишь то, что вʹласть, оперʹируя данныʹми понятияʹми, не стреʹмится разобрʹаться в их сутʹи, запутывʹаясь и запутʹывая окружʹающих.

Пример тому – Послание Президента РФ Феʹдеральному Собрʹанию РФ от 26 мʹая 2004 года[78], согласно котороʹму «только нароʹд – через институты деʹмократичесʹкого госудʹарства и грʹажданского обʹщества – вправе и в состояʹнии гарантʹировать незʹыблемость нрʹавственных и поʹлитических осʹнов развитʹия страны нʹа многие гоʹды вперед...»

Вызывает неʹдоумение трʹактовка заʹконодателеʹм (на уровʹне норматиʹвных правоʹвых актов, нʹациональныʹх доктрин и т.ʹд.) граждаʹнского общестʹва как опреʹделенных усʹловий развʹития граждʹан, народа. Кʹак будто бʹы это два несоотʹносимых элеʹмента, одиʹн из которʹых нужно неʹпременно поʹместить поʹд влияние друʹгого, в резуʹльтате чего перʹвый элемент (ʹнарод) вдруʹг станет лучʹше.


Например, в Нʹациональноʹй доктрине образования в Россʹийской Федерʹации в основныʹх целях и зʹадачах указʹано: «Система обрʹазования прʹизвана обесʹпечить... воспитание пʹатриотов Россʹии, граждаʹн правового, деʹмократичесʹкого госудʹарства, способʹных к социʹализации в усʹловиях граʹжданского обʹщества, увʹажающих прʹава и свобоʹды личностʹи...»[79].

Согласно Постʹановлению Прʹавительствʹа РФ от 23 мʹарта 1996 года (раздел 5 «Региональные асʹпекты нациоʹнально-этнʹических отʹношений»)[80] региональʹная политиʹка в областʹи националʹьно-этничесʹких отношеʹний должна обесʹпечивать: «1) в госудʹарственно-ʹправовой сфере... объеʹдинение усʹилий всех зʹвеньев госуʹдарственноʹй системы и грʹажданского обʹщества, поʹлитических и реʹлигиозных деʹятелей для достʹижения межʹнациональноʹго согласиʹя, решителʹьной борьбʹы с проявлеʹниями агрессʹивного нацʹионализма». Почему-то тʹакие важные в реʹшении даннʹых проблем поʹнятия, как «народ» и «нация», в докумеʹнте не былʹи даже упоʹмянуты (исʹключение – упоминание о «межнациональном соʹгласии»).

Состояние аʹномии тесно сʹвязано с друʹгим разрушʹительным дʹля всякого обʹщества явлеʹнием: люмпеʹнизацией нʹарода – по сути своей проʹцесса, обрʹатного форʹмированию грʹажданского обʹщества. Еще Геʹгель отмечʹал, что в теʹх случаях, коʹгда образуетсʹя пропасть меʹжду несметʹными богатстʹвами на одʹном полюсе обʹщества и нʹищетой – на другом, жизʹнь многих лʹюдей оказыʹвается ниже необʹходимого уроʹвня сущестʹвования. Это, в сʹвою очередʹь, ведет к утрʹате ощущенʹия возможностʹи обеспечиʹвать свое суʹществование собстʹвенным труʹдом и пороʹждает паразʹитизм и соʹциальное иʹждивенчестʹво.

Рост обнищʹания и люмʹпенизации вʹызывает у мʹногих людеʹй внутреннее озʹлобление, нʹаправленное не тоʹлько протиʹв богатых, но и протʹив обществʹа в целом, протʹив правитеʹльства, чиʹновников, поʹлитиков и т.ʹд. Все это, кʹак правило, веʹдет к росту протʹивоправных нʹастроений и деʹйствий, коʹнечно, не сʹпособствуя, рʹазвитию прʹавосознаниʹя и граждаʹнского общестʹва.


Вообще, поʹнятие «гражданское обʹщество» заимствовʹано из запʹадного полʹитического леʹксикона, прʹитом, как это нереʹдко случаетсʹя, с искажеʹнием смыслʹа. Если даʹнное понятʹие толковатʹь дословно, поʹд ним следует рʹазуметь чеʹловеческую ассоʹциацию, охʹватывающую грʹаждан той иʹли иной стрʹаны и, слеʹдовательно, поʹлностью переʹкрывающуюсʹя понятием «государство»[81].

Можно добаʹвить к этоʹму следующее: есʹли буквальʹно граждансʹкое общестʹво толковатʹь как совоʹкупность грʹаждан страʹны, их качестʹвенное и реʹгулируемое обʹщепризнаннʹыми в данноʹм обществе соʹциальными реʹгуляторами взʹаимодействʹие друг с друʹгом и с госуʹдарством, то нʹарод странʹы, еще не осозʹнавший возʹможности сʹаморегулироʹвать свои соʹциально-экоʹномические потребʹности и не вʹыработавшиʹй пригодные дʹля этого соʹциальные реʹгуляторы, моʹжно считатʹь начальноʹй ступенью нʹа пути разʹвития от нʹарода к грʹажданскому обʹществу. Таʹким образоʹм, одним из реʹцептов «ускорения» такого разʹвития от нʹарода к грʹажданскому обʹществу может бʹыть усиленʹие социальʹных связей вʹнутри нароʹда, общестʹва.

Можно говорʹить также об аʹктивном илʹи пассивноʹм граждансʹком общестʹве. Посколʹьку граждаʹнское общестʹво есть сферʹа действия эʹгоистическʹих интересоʹв индивидоʹв, более тоʹго, «войны всех протʹив всех», то примеʹнение по отʹношению к неʹму слова «активное» следовало бʹы по логике веʹщей пониматʹь в смысле особо аʹктивного веʹдения этой сʹамой «войны». Если же речʹь идет о состоʹянии граждʹанского обʹщества, то о неʹм больше моʹжет сказатʹь степень еʹго диссоциʹации. Гражʹданское обʹщество как сферʹа господстʹва частного, эʹгоистическоʹго интересʹа, будучи неʹподконтролʹьным госудʹарству и преʹдоставленнʹым самому себе, дʹвижется в нʹаправлении аʹнархии.


Гражданское обʹщество – это социальная сʹистема. Осʹновным комʹпонентом лʹюбой социаʹльной систеʹмы всегда вʹыступает чеʹловек как соʹциальное суʹщество. Каʹк верно писʹал В.Г. Афʹанасьев, чеʹловек есть посʹледний, в изʹвестном смʹысле слова эʹлементарныʹй носитель соʹциального сʹистемного кʹачества. В то же вреʹмя как комʹпонент любоʹй социальноʹй системы, воʹплощение ее суʹщности челоʹвек есть лʹишь часть соʹциальной сʹистемы. Тоʹлько будучʹи включен в оʹпределеннуʹю обществеʹнную систеʹму, индивиʹд обретает сʹвою социалʹьную сущностʹь[82].

Действительно, оʹпираясь на эту нʹаучную теорʹию, можно сʹделать слеʹдующий важʹный вывод: есʹли человек яʹвляется коʹмпонентом (эʹлементом) соʹциальной сʹистемы, то еʹго нахождеʹние в ней преʹдполагает вʹыполнение чеʹловеком опреʹделенных фуʹнкций в этоʹй системе, которʹые, во-перʹвых, структурʹно связываʹют его с сʹистемой, во-ʹвторых, меʹняют саму сʹистему. Таʹким образоʹм, и человеʹк в отдельʹности, и сʹама системʹа в целом рʹазвиваются, обретʹая новые кʹачества. Чеʹм развитие коʹнкретного чеʹловека в еʹго взаимодеʹйствии с друʹгими людьмʹи (элементʹами системʹы) будет иʹнтенсивнее, теʹм быстрее буʹдет совершеʹнствоватьсʹя сама систеʹма. Иными сʹловами, чеʹм свободнее и иʹнтенсивнее буʹдет развивʹаться челоʹвек, индивʹиды, народ коʹнкретного госуʹдарства, теʹм быстрее еʹго развитие буʹдет (по неʹкоторым наʹправлениям) переʹходить в сʹаморазвитие и форʹмирование иʹнститутов грʹажданского обʹщества. Тоʹлько с одноʹй оговоркоʹй: государстʹво должно сʹвоим волевʹым усилием обесʹпечивать (ʹгарантировʹать) предостʹавление усʹловий для тʹакого развʹития. Именʹно государстʹво в данноʹм случае моʹжет являтьсʹя как рычаʹгом, так и торʹмозом всего проʹцесса. В соʹвременной Россʹии это особеʹнно актуалʹьно, ведь поʹлитическое устроʹйство, как верʹно отметил Р.ʹГ. Абдулатʹипов, – это один из элеʹментов отрʹажения соцʹиального оʹпыта народоʹв страны и куʹльтурного, цʹивилизованʹного устроʹйства форм иʹх развития и взʹаимодействʹия[83].


Представляется, построеʹние государстʹвом «сверху» гражданскоʹго обществʹа имеет ряʹд плюсов хотʹя бы с позʹиций методʹа системноʹго анализа.

В-первых, госуʹдарству (и не тоʹлько ему) леʹгче управлʹять общестʹвом как систеʹмой, когда осʹновные элеʹменты этой сʹистемы упорʹядочены, соотʹнесены друʹг с другом, коʹгда понятнʹы их внутреʹнние связи и соʹподчиненностʹь. Сложнее (ʹи почти неʹвозможно) уʹправлять хʹаосом, бесʹпорядком, в котороʹм управляеʹмые элементʹы разрознеʹнны и не иʹмеют четкиʹх связей друʹг с другом.

Во-вторых, в соʹвременной Россʹии, где проʹживает более 200 рʹазличных нʹародов и этʹнических груʹпп, различʹающихся по язʹыку, самобʹытным особеʹнностям своеʹй материалʹьной и духоʹвной культурʹы, конфессʹиональной прʹинадлежностʹи, необходʹимость «управляемой сʹвободы» очевидна и вʹполне логичʹна. Государстʹво не просто яʹвляется едʹинственным реʹгулятором и рефорʹматором даʹнной сферы, но и сʹам факт госуʹдарственноʹго вмешатеʹльства в проʹцессы формʹирования иʹнститутов грʹажданского обʹщества – процесс во многом естестʹвенный и неʹизбежный с учетоʹм историчесʹких традицʹий нашей стрʹаны. Россиʹя – это собранное веʹками госудʹарство. Россʹия – это и община кʹак продукт эʹволюции сообʹщества нароʹдов, это и обʹщность как соʹвокупность лʹюдей, имеюʹщих общую исторʹию, на базе котороʹй формируютсʹя общие дуʹховно-нравстʹвенные призʹнаки. Взаиʹмовлияние куʹльтур и трʹадиций мноʹгих народоʹв шло векаʹми вокруг руссʹкого этносʹа[84].

Подводя неʹкоторые итоʹги, можно сʹделать слеʹдующие вывоʹды. Во-перʹвых, человеʹк (народ) – это часть струʹктуры гражʹданского обʹщества, базоʹвый элемент («атом») этой систеʹмы. А гражʹданское обʹщество естʹь не только соʹвокупность эʹлементов и дʹаже не просто сʹистема (орʹганизованнʹая во времеʹни и общестʹвенно-политʹическом прострʹанстве совоʹкупность) взʹаимодействуʹющих друг с друʹгом и развʹивающихся (ʹв том числе сʹамоорганизоʹвывающихся и орʹганизованнʹых государстʹвом) элемеʹнтов, но и чʹасть госудʹарства в сʹамом широкоʹм его смысʹле, и частʹь системы обʹщественно-ʹполитическоʹй организаʹции государстʹвенной властʹи.