Файл: Соотношение государства и гражданского общества (СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие гражданского общества: многоаспектность подходов
Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОʹБЩЕСТВО И ГОСУʹДАРСТВО – ВЗʹАИМОСВЯЗАНʹНЫЕ ПОЛИТИʹКО-ПРАВОВЫʹЕ ЯВЛЕНИЯ
2.1. Взаимосвязь государства и гражданского обʹщества
Другие авторʹы с меньшеʹй долей увереʹнности высʹказывают мʹысль о том, что феʹномен гражʹданского обʹщества, явʹляясь творчестʹвом и продуʹктом эпохи Ноʹвого времеʹни, продолʹжает сущестʹвовать и нʹыне[16]. Третьи поʹлагают, что иʹдея граждаʹнского общестʹва никогда не обретʹала своего «опредмеченного состоʹяния». Она никоʹгда не выхоʹдила за раʹмки идеала[17]. Четвертые счʹитают неудʹачным само поʹнятие «гражданское обʹщество». Одним из осʹновных аргуʹментов данʹного суждеʹния являетсʹя отсутствʹие этого поʹнятия в соʹвременных коʹнституциях[18]. Имеют место боʹлее категорʹичные точкʹи зрения, соʹгласно которʹым граждансʹкое общестʹво – «организованное протʹивостоящее госуʹдарственноʹй власти»[19], существуʹющее в абсоʹлютном отрʹыве от госуʹдарства каʹк «ткань нашеʹй совместноʹй с другимʹи жизни, которʹая для своеʹго поддержʹания не нуʹждается в госуʹдарстве, посʹкольку созʹдается за счет нʹизовых иниʹциатив, опʹираясь на рʹынок и общестʹвенность»[20].
Гражданское обʹщество может бʹыть охарактерʹизовано каʹк закономерʹный этап дʹлительной соʹциальной и куʹльтурной эʹволюции, проʹдукт совреʹменной индустрʹиальной циʹвилизации со всеʹми ее особеʹнностями (рʹазвитая проʹмышленностʹь и сфера усʹлуг, рыночʹная инфраструʹктура, демоʹкратическаʹя форма прʹавления и др.). Грʹажданское обʹщество – это общество с рʹазвитыми эʹкономическʹими, политʹическими, прʹавовыми, куʹльтурными отʹношениями меʹжду его члеʹнами, незаʹвисимое от госуʹдарства, но взʹаимодействуʹющее с ним. Грʹажданское обʹщество имеет сʹвою достаточʹно сложную вʹнутреннюю струʹктуру. Для неʹго характерʹно наличие в осʹновном не вертʹикальных, кʹак в госудʹарстве, иерʹархических сʹвязей, а горʹизонтальныʹх, главным обрʹазом невластʹных, соедиʹнений. Посʹледние весьма разʹнообразны и обрʹазуют три слоя: 1) экономичесʹкие отношеʹния, основʹанные на эʹкономическоʹм плюрализʹме, многообрʹазии форм собстʹвенности прʹи соблюденʹии интересоʹв личности и обʹщества в цеʹлом; 2) социальʹные, культурʹные и духоʹвные отношеʹния, включʹающие семеʹйно-родствеʹнные, этничесʹкие, религʹиозные и прочʹие устойчиʹвые связи. Грʹажданское обʹщество может осʹновываться тоʹлько на мноʹгообразной, рʹазветвленноʹй социальноʹй структуре, отрʹажающей все боʹгатство и рʹазнообразие иʹнтересов преʹдставителеʹй различныʹх социальнʹых групп и сʹлоев; 3) верхний сʹлой граждаʹнского общестʹва – общественʹно-политичесʹкий, отношеʹния, возниʹкающие в сʹвязи с удоʹвлетворениеʹм обществеʹнно-политичесʹких интересоʹв и свобод путеʹм участия в рʹазличного роʹда партиях, дʹвижениях, грʹажданских иʹнициативах, объеʹдинениях. Иʹменно этот сʹлой граждаʹнского общестʹва включает в себʹя наиболее соʹциально актʹивные инстʹитуты, тесʹно соприкасʹающиеся с госуʹдарственно-ʹполитическоʹй системой обʹщества (преʹжде всего поʹлитические пʹартии)[21].
Гражданское обʹщество преʹдставляет собоʹй совокупностʹь отношениʹй и институтоʹв, функциоʹнирующих незʹависимо от поʹлитической вʹласти. Необʹходимым усʹловием фунʹкционироваʹния такого обʹщества слуʹжит сущестʹвование автоʹномных соцʹиальных фаʹкторов и тʹипа личностʹи, определʹяемого такʹими чертамʹи, как достʹаточная автоʹномность от госуʹдарства, сʹпособность коʹнструктивно взʹаимодействоʹвать с друʹгими личностʹями во имя обʹщих целей, а тʹакже способʹность подчʹинять частʹные интересʹы общему бʹлагу, выраʹженному в прʹавовых норʹмах. Между хʹарактером обʹщественного устроʹйства и доʹминирующим тʹипом личностʹи существует дʹвусторонняʹя связь. С оʹдной стороʹны, для форʹмирования обʹщности свобоʹдных граждʹан требуютсʹя соответстʹвующие инстʹитуциональʹные предпосʹылки, а с друʹгой сторонʹы, существоʹвание гражʹданского обʹщества преʹдполагает нʹаличие соотʹветствующеʹго типа грʹаждан. Анаʹлогичный хʹарактер носʹит соотношеʹние между грʹажданским обʹществом и прʹавовым госуʹдарством.
Важным услоʹвием формироʹвания и укреʹпления граʹжданского обʹщества явлʹяется реалʹизация демоʹкратическиʹх, правовыʹх принципоʹв развития госуʹдарства: верʹховенства зʹакона; равʹноправия грʹаждан; разʹделения влʹастей; незʹависимой суʹдебной систеʹмы; развитоʹго местного сʹамоуправлеʹния; эффектʹивной многоʹпартийностʹи; независʹимых свобоʹдных СМИ; деʹмократичесʹких и свобоʹдных выбороʹв; граждансʹких инициатʹив; защиты прʹав и свобоʹд человека и грʹажданина.
Процесс стʹановления грʹажданского обʹщества в Россʹии имеет сʹвои особенʹности и слоʹжности. Прʹинимая во вʹнимание все вʹышеперечисʹленное, моʹжно предпоʹложить, что проʹцесс станоʹвления граʹжданского обʹщества в нʹашей стране буʹдет длителʹьным. И это зʹакономерно, посʹкольку «перестройка обʹщества – это грандиозное мероʹприятие, которое мʹногим и наʹдолго неизбеʹжно доставʹит неудобстʹва»[22].
В России преʹдстоит форʹмирование прʹавовой госуʹдарственностʹи, базируюʹщейся на прʹиоритете прʹава, способʹной к социʹальному партʹнерству в усʹловиях реаʹльно сложиʹвшейся диффереʹнциации интересоʹв различныʹх социальнʹых групп и обʹщностей прʹи реальном пʹлюрализме в обʹществе. Этоʹму может сʹпособствовʹать рожденʹие новых форʹм массовой поʹлитической деʹятельности, поʹявление саʹмоуправляеʹмых структур, ассоʹциаций, нефорʹмальных грʹажданских дʹвижений. Проʹцесс этот возʹможен лишь нʹа путях преоʹдоления трʹадиционной коʹнфронтациоʹнной граждʹанской и поʹлитической куʹльтуры, стʹабилизации обʹщества, на осʹнове граждʹанского мирʹа с соблюдеʹнием констʹитуционных гʹарантий. Все это доʹлжно сопроʹвождаться форʹмированием ноʹвой менталʹьности россʹийского обʹщества, опʹирающегося нʹа лучшие достʹижения отечестʹвенной и мʹировой цивʹилизации.
1.2. Влияние поʹлитического фʹактора на прʹаво граждаʹнского общестʹва
Гражданское обʹщество – политичесʹки организуемое, струʹктурируемое обʹщество. Стʹав политичесʹким, оно неʹизбежно пороʹждает госуʹдарство, т.е. поʹлитически орʹганизованное и поʹддерживаемое прʹавление, устроʹйство и орʹганизацию вʹласти. При этоʹм граждансʹкое общестʹво являетсʹя динамичесʹким состояʹнием, закоʹномерно протʹивопоставлеʹнным состоʹянию стабиʹльному, струʹктуре, в кʹачестве котороʹй и сущестʹвует госудʹарство. Госуʹдарство явʹляется проʹдуктом жизʹни обществʹа как гражʹданского, но, буʹдучи сформʹированным, оʹно неизбежʹно и очевиʹдно перестʹает быть эʹлементом грʹажданского обʹщества, явʹляясь резуʹльтатом отчуʹждения властʹи от общестʹва.
Гражданское обʹщество – это общество лʹюдей, принʹципиально лʹишенных прʹава собствеʹнности на госуʹдарственнуʹю власть, поэтоʹму оно реаʹльно настоʹлько, наскоʹлько реальʹны, легальʹны и дейстʹвительны прʹавовые форʹмы противоʹдействия возʹможным посʹягательствʹам государстʹвенной властʹи на устои грʹажданского обʹщества, на сфорʹмировавшиесʹя в общестʹве права и сʹвободы. Прʹи этом праʹвомерность деʹйствий любʹых субъектоʹв, как члеʹнов общестʹва, так и доʹлжностных лʹиц государстʹва, должна соотʹветствоватʹь не только госуʹдарственныʹм правовым преʹдписаниям, но и норʹмам права грʹажданского обʹщества.
В контексте пробʹлемы влиянʹия политичесʹкого факторʹа закономерʹным будет боʹлее детальʹное рассмотреʹние вопросʹа о правовоʹй основе и сʹпецифике прʹава граждаʹнского общестʹва. В совреʹменной полʹитической сʹитуации госуʹдарство стреʹмится к коʹнтролю над грʹажданским обʹществом, т.е. стреʹмится опреʹделять стеʹпень его незʹависимости в соотʹветствии с терʹпимостью госуʹдарства к дʹанной незаʹвисимости, что прʹиводит к вторʹичности и форʹмализации прʹава граждаʹнского общестʹва по отноʹшению к госуʹдарственноʹму (юридичесʹкому) праву. Реʹальная незʹависимость грʹажданского обʹщества как прʹавовой струʹктуры и прʹавовой кулʹьтуры состоʹит в способʹности протʹивостоять поʹлитическому проʹизволу госуʹдарства, в тоʹм числе и в прʹавовой сфере[23]. Право грʹажданского обʹщества имеет коʹмплексное нʹазначение: в перʹвую очередʹь оно предʹназначено протʹивостоять проʹизволу госуʹдарства, а уʹже затем обесʹпечивать сʹамоорганизʹацию посреʹдством коорʹдинации[24].
Таким образоʹм, правовыʹм граждансʹкое общестʹво являетсʹя потому, что еʹго сущностʹной характерʹистикой явʹляется напрʹавленность нʹа ограничеʹние государстʹва посредстʹвом настаиʹвания на коʹнкретных соʹциальных поʹложениях, состоʹяниях как прʹавах и отстʹаивания их. Кроʹме того, грʹажданское обʹщество стаʹновится прʹавовым при усʹловии, что источʹником самоʹвоспроизвоʹдства и форʹмирования еʹго права стʹановятся прʹавоотношенʹия, в отличʹие от политʹических отʹношений, яʹвляющихся источʹником воспроʹизводства госуʹдарства и поʹдчиненностʹи ему гражʹданского обʹщества. Даʹнные правоотʹношения скʹладываются в сʹилу необхоʹдимости стʹановления и поʹддержания прʹав отдельнʹых субъектоʹв граждансʹкого общестʹва[25].
В силу этоʹго значимоʹй представʹляется разʹница в приʹнципе правоʹвой организʹации жизни лʹюдей граждʹанского обʹщества и госуʹдарства[26]. Для гражʹданского обʹщества харʹактерна соʹциальная (обʹщественная) форʹма права, в котороʹм складываʹющиеся праʹвовые отноʹшения предʹшествуют норʹмам и опреʹделяют их, всʹледствие чеʹго правообрʹазование не зʹамкнуто на норʹмотворчестʹве и тем боʹлее законотʹворчестве; поэтоʹму система прʹавовых требоʹваний носит обусʹловленный, гетероʹномный харʹактер. В госуʹдарственноʹм (юридичесʹком) праве норʹмы предшестʹвуют правоотʹношениям, поэтоʹму система прʹавовых требоʹваний может носʹить самодостʹаточный, зʹачастую поʹлитизироваʹнный характер. Это тʹакже обуслоʹвлено тем, что госуʹдарство естʹь результат мʹассы суборʹдинаций, в сʹилу чего еʹго право оʹказывается сʹистемой прʹинуждений, а грʹажданское обʹщество естʹь результат мʹассы коордʹинаций, в сʹилу чего еʹго право яʹвляется систеʹмой соглашеʹний.
Гражданское обʹщество в кʹачестве прʹавовой осноʹвы имеет субъеʹктивные прʹава, поскоʹльку оно в отʹношении с госуʹдарством преʹдстает как возʹможность прʹава. Даннаʹя возможностʹь не отделеʹна в каждоʹм конкретноʹм случае от субъеʹкта права, не протʹивопоставлеʹна ему как норʹма. Мера возʹможного в деʹятельности и отʹношениях оʹпределена не госуʹдарственныʹм (юридичесʹким) правоʹм, а самим обʹществом, прʹичем в той прʹавовой форʹме, котораʹя является госʹподствующеʹй в нем и иʹмманентной еʹму. Возможʹность правʹа в граждаʹнском общестʹве предстает кʹак свобода, в отʹличие от госуʹдарственноʹго права, гʹде возможностʹь есть дозʹволение. Кʹак следствʹие, права лʹюдей в госуʹдарственноʹм праве явʹляются преʹдоставляемʹыми, с возʹможностью отчуʹждения их госуʹдарством. Неотъеʹмлемыми, неотчуʹждаемыми прʹава людей моʹгут быть исʹключительно в рʹамках правʹа граждансʹкого общестʹва[27].