Файл: Соотношение государства и гражданского общества (СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие гражданского общества: многоаспектность подходов
Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ОʹБЩЕСТВО И ГОСУʹДАРСТВО – ВЗʹАИМОСВЯЗАНʹНЫЕ ПОЛИТИʹКО-ПРАВОВЫʹЕ ЯВЛЕНИЯ
2.1. Взаимосвязь государства и гражданского обʹщества
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Одним из них, неизбежно выступающих на первый план, был и остается довольно сложный, многовекторный вопрос о соотношении гражданского общества и государства, о характере их взаимоотношений, а также об уровне и пределах на различных исторических этапах их автономного развития и функционирования.
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор нет полной ясности относительно самого понятия гражданского общества, нередко воспринимаемого в виде философской или социологической абстракции. А поскольку гражданское общество является одной из сторон в отношениях «общество – государство», то вполне естественно, что нечеткость в определении понятия гражданского общества самым непосредственным образом трансформируется в нечеткий характер его отношений с государством.
Ситуация усугубляется, помимо всего прочего, тем, что само понятие гражданского общества никогда не оставалось стабильным, а постоянно изменялось и в определенной мере совершенствовалось вместе с самим обществом и государством.
Соответственно, по мере эволюции данных феноменов изменялись и совершенствовались не только формы, но и характер, а также предмет и содержание их взаимоотношений.
На каждом этапе развития человеческой цивилизации были как свои представления о государстве и гражданском обществе, складывавшиеся на основе существовавших в тот период государственно-правовых и общественных явлений, так и свое видение их границ и взаимосвязей.
В настоящее время эволюционный процесс, касающийся государства и гражданского общества, а также их разносторонних отношений, не только не замедляется или прекращается, а, скорее, наоборот, - ускоряется. Это связано со многими обстоятельствами, имеющими место в современном мире, но прежде всего – с процессами регионализации и глобализации, деформирующими не только сложившиеся к концу XX столетия национальные государства, но и формирующееся в различных странах гражданское общество.
Системный анализ разносторонних связей и взаимодействий государства и общества как структурных элементов общей национальной системы позволяет более полно определить постоянно или временно воздействующие на них системообразующие и системоразрушающие факторы; их общую материальную, правовую и моральную основы; окружающую их внешнюю среду, выступающую в виде других национальных, региональных и глобальной систем; точнее идентифицировать их общие и особенные цели и задачи, по поводу которых в научной литературе на протяжении многих лет постоянно возникают споры.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие гражданского общества и его соотношение с понятием государства.
Задачи исследования:
1) на основе доктринальных источников определить понятие гражданского общества;
2) исследовать характер влияния политического фактора на функционирование права современного гражданского общества, обусловленный сущностной противопоставленностью государства и гражданского общества.
3) проанализировать взаимосвязь государства и гражданского общества;
4) охарактеризовать соотношение понятий «гражданское общество», «нация» и «народ».
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие гражданского общества: многоаспектность подходов
Исторически вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия, а точнее, о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. К концу XX века появляется множество научных работ, где идея гражданского общества получает «второе рождение»[1]. В современном отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества, обсуждаются различные аспекты и проблемы его функционирования[2]. Термин «гражданское общество» прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом наблюдается большой разброс как в определении различными авторами самого понятия «гражданское общество», так и в подходах к его анализу.
В правовой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: добровольно, спонтанно сформировавшиеся самоуправляемые общности людей (семья, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические и другие объединения); негосударственные, экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения; производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики. Однородные группы общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются как сложные системные образования, как относительно самостоятельные институты. В структуре гражданского общества можно выделить пять таких систем (институтов): социальную (в узком смысле слова), экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную[3].
Идейные истоки и основные вехи формирования концепции гражданского общества были подробно проанализированы К.С. Гаджиевым. В результате проведенного исследования им был сделан вывод о том, что «гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, организации и т.д.»[4].
И.И. Кравченко, исследовав концепцию гражданского общества в философском развитии, отметил, что «гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованные государством. В таком обществе свободно развивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основании позиции государственных институтов и общества»[5].
А.В. Одинцова пишет, что гражданское общество – это совокупность общественных отношений (экономических, социальных и политических) формальных и неформальных структур, в рамках которых имеют место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализация интересов индивидуумов и их групп[6].
А.П. Кочетков определяет гражданское общество как «систему внегосударственных общественных отношений и институтов, дающую возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающую разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества»[7].
Г.Г. Дилигенский характеризует гражданское общество как общество автономных индивидов и социальных субъектов, а также совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти[8]. Его мнение поддерживают и другие российские ученые[9].
О.Э. Лейст считает, что становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство[10].
По мнению В.Д. Перевалова, гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества[11].
Наиболее объемным и совершенным определением гражданского общества в юридической литературе является позиция С.А. Авакьяна, который неоднократно ставил вопрос об исследуемой категории как элементе конституционного строя: «Гражданское общество – это общество сознательных граждан и активных участников общественных процессов; в нем существует внутреннее единство во имя стратегических социальных и политических целей, когда нет условий непримиримой конфликтности различных общественных слоев, групп, сил; предполагʹается наличʹие обществеʹнных дел и сʹамостоятелʹьных общестʹвенных мехʹанизмов упрʹавления имʹи; общество не протʹивопоставлʹяется госуʹдарству, а исʹходит из потребʹности в коʹнструктивноʹм взаимодеʹйствии с нʹим; общестʹво проявляет мʹаксимальное вʹнимание к чеʹловеку, его лʹичным заботʹам и проблеʹмам, воспитʹывает гражʹдан в духе сочетʹания индивʹидуальных и обʹщественных иʹнтересов»[12]. С.А. Аваʹкьян предлʹагает нескоʹлько подхоʹдов к опреʹделению грʹажданского обʹщества. Перʹвый заключʹается в охʹвате данныʹм понятием всеʹго того, что не отʹносится к госуʹдарству. Иʹначе говорʹя, категорʹия «гражданское обʹщество» фактическʹи полностьʹю тождествеʹнна просто обʹществу. Прʹи этом преʹдполагаетсʹя не «оплетение» государстʹвом общестʹва, а собстʹвенная жизʹнь последнеʹго, опредеʹленная его незʹависимость от госуʹдарства. Как полагает В.ʹВ. Лысенко, минус такого поʹдхода видитсʹя в том, что отʹделить общестʹво от госуʹдарства в цеʹлом невозмоʹжно; гарантʹии следует вʹидеть не в сʹамостоятелʹьном сущестʹвовании обʹщества, а в еʹго взаимоотʹношениях с госуʹдарством[13].
Второй подʹход к катеʹгории «гражданское обʹщество» состоит в тоʹм, что это не просто обʹщество, а обʹщество, достʹигшее опреʹделенного кʹачественноʹго уровня рʹазвития. Прʹи данном поʹдходе гражʹданское обʹщество можʹно трактовʹать как обесʹпечение опреʹделенного уроʹвня экономʹического, соʹциального, орʹганизационʹного, духоʹвно-нравстʹвенного, меʹжличностноʹго и инфорʹмационного состоʹяния общестʹва. Сторонʹники такой позʹиции рассмʹатривают грʹажданское обʹщество как неотъеʹмлемый элеʹмент констʹитуционного строʹя. При третʹьем подходе к грʹажданскому обʹществу качестʹвенные его хʹарактеристʹики могут зʹарождаться в обʹществе постеʹпенно и охʹватывать кʹакую-то частʹь граждан. Прʹи таком поʹдходе гражʹданское обʹщество выгʹлядит как яʹдро общестʹва, своеобрʹазная его переʹдовая частʹь. Такой поʹдход неизбеʹжно ведет к рʹасслоению обʹщества, не дʹает критерʹиев отнесеʹния одних лʹиц к граждʹанскому обʹществу и оттесʹнения от неʹго других[14].
Анализируя рʹазличные нʹаучные разрʹаботки по пробʹлеме граждʹанского обʹщества, можно сделать вывод, что в соʹвременной нʹаучной литерʹатуре отсутстʹвует единстʹво подхода к поʹниманию грʹажданского обʹщества. Каʹк видно, в соʹвременной нʹауке граждʹанское общестʹво в основʹном понимаетсʹя как самоуʹправляемая сʹистема, отʹличная от госуʹдарства, леʹжащая в сфере чʹастных и (ʹили) коллеʹктивных интересоʹв, возникаʹющая на опреʹделенном исторʹическом этʹапе и в отʹдельных стрʹанах при нʹаличии в нʹих рыночноʹй экономикʹи, частной собстʹвенности, прʹав и свобоʹд человека. Неʹкоторые иссʹледователи утʹверждают, что иʹдея граждаʹнского общестʹва была лиʹшь регулятʹивной нормоʹй в канун бурʹжуазных реʹволюций, а сʹамо граждаʹнское общестʹво оформилосʹь в эпоху рʹаннеиндустрʹиального этʹапа, чтобы уʹже во второʹй половине XʹIX века трансформʹироваться в мʹассовое обʹщество и прекратить сʹвое сущестʹвование[15].