Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (Теория и практика организации семейного воспитания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Родительская неделя - это очень емкая и эффективная форма работы, позволяющая проследить не только рост родительской активности и заинтересованности решением школьных проблем, но и значительно повысить теоретический уровень родителей в вопросах воспитания. Ведущим компонентом в организации таких недель является разнообразная деятельность родителей. Задача педагога так построить неделю, чтобы каждый родитель нашел исчерпывающий ответ на волнующую его проблему, получил квалифицированную помощь специалиста. Выражая свое мнение, пожелание, просьбу, каждый родитель участвует в составлении плана родительской недели [5,с.49]. В каждом конкретном классе, исходя из уровня воспитанности учащихся, их психофизических особенностей и уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, определяются цели проведения родительской недели:
- осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
- укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- сплотить детский коллектив общим интересным делом;
- помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения;
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
- повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в начальной школе;
- разнообразить методы семейного воспитания;
- спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четвероклассников;
- помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
- совершенствовать речевое развитие младших школьников.
Опираясь на поставленные цели, педагог – воспитатель намечает конкретные задачи, пути их реализации, формы работы и прогнозируемый результат. В ходе родительской недели ее участники должны увидеть конкретный результат совместной деятельности и в зависимости от степени удовлетворенности этим результатом наметить дальнейшие задачи, которые должны решаться совместно школой и семьей.
Например, прогнозируя результаты проведения родительской недели в 2013 г., педагоги предлагали:
- обратить внимание родителей первоклассников П. и Б. на трудности в адаптации их детей, побудить обратиться за помощью к психологу;
- по итогам профилактического осмотра заострить внимание родителей Н., С. 3 «А» класса на высокую текущую заболеваемость ОРЗ, связанную с нарушением режима сна и отдыха;
- побудить родителям Д., и Л. Помочь своим детям найти свое интересное дело и самоопределиться;
- показать детям и родителям 2 «Б» класса, что «неуспешные» в обучении В., С., М. и Н. очень успешно декламируют на празднике свои роли, активно занимаются в кружке, поднять авторитет родителей этих детей;
- в ходе проведения уроков, спортивных соревнований, экскурсий показать родителям М., Л., Б. и Ш., что их дети нуждаются в коррекции внимания памяти;
- побудить родителей второклассников А., И. и К. разнообразность методы поощрения и не злоупотреблять наказанием, так как это вызывает замкнутость детей и их неуверенность в себе;
С учетом пожеланий родителей и в зависимости от воспитательных целей и задач в план проведения одной из родительских недель были включены:
- серии открытых уроков по предметам, выбранным родителями или предложенными учителями;
- занятия педагогического лектория по острым проблемам семейного воспитания в отдельно взятом детском коллективе;
- родительское собрание по вопросам нравственного, этического, патриотического и физического воспитания;
- праздники, викторины, соревнования, походы, экскурсии, заседания клубов с участием родителей;
- консультации психолога, психоневролога;
- встреча с администрацией школы и специалистами по делам молодежи;
- опросы и анкетирование родителей и детей из неполных семей. Планируя данное мероприятие, каждый педагог старается максимально привлечь родителей. По последним данным, в подготовке и проведении таких встреч участвуют от 80% до 98% родителей. Не считая бабушек и дедушек, просто знакомых. Они помогают в оформлении классных комнат, организуют семейные праздники, поездки в театр, проводят спортивные соревнования, дни здоровья, дни именинников, посещают трудных детей и неблагополучные семьи. Высокий интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Здоровый дух соперничества побуждает учеников к участию в конкурсах, выставках. Результаты родительских недель отслеживаются в ходе проведения диагностики, анализируются педагогами и администрацией школы.
Приведем выдержки из сочинений первоклассников на тему « Чем тебе запомнилась родительская неделя?»: « Мне очень хотелось, чтобы мама узнала, как я хорошо умею читать», « Мне очень понравился урок математики. Задача была трудная, но вместе с мамой мы ее решили», «Мой папа всех сильней. В соревновании он победил. Я тоже буду таким» [5, с. 50-52].
Перечислим некоторые другие виды совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в школе, и укажем их цели.
1. Творческие отчеты по предметам, итогам работы в кружке, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности стиля педагога; открытые уроки, познавательные конкурсы между родителями и детьми; праздник знаний и творчества.
Цель: развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся.
2. Организация родителями экскурсий на их место работы; проведение встреч с интересными людьми и бесед с родителями на тему «Кем работают мои родители?»
Цель: воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии.
3. Беседы, направленные на знакомство учеников с различными этическими понятиями; классные часы на нравственные темы, проводимые родителями; участие в акции в рамках дня пожилого человека; экскурсии в музеи, культурные центры; постановка спектаклей.
Цель: формирование нравственности, культуры поведения.
4. Просвещения детей и родителей по проблемам здоровья; пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных мероприятиях; устройство детей в секции, спортивные кружки; проведении дней здоровья, спортивных соревнованиях.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни, систематически диагностика состояния здоровья учеников.
После завершения родительской недели обязательно подводятся итоги её проведения с приглашением родительской инициативной группы. На таких встречах происходит осмысление достигнутых результатов, выполнение целей и задач прошедшей недели. Родители обмениваются мнениями: что удалось, а на что следует обратить внимание, высказывают свои пожелания по поводу совершенствования проведения подобных мероприятий в будущем [12,с.21-22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что «семейные радости человека - самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемые детьми, есть самая святая радость человечества» [11, с. 390].
В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Семья - это социальный институт, который является одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком.
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Прежде чем организовывать совместную деятельность с родителями, необходимо изучить семью, что позволит педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения между домочадцами, их духовные ценности.
Родительская неделя является эффективной формой сотрудничества школы и семьи, так как результатом систематического проведения родительской недели в школе является рост взаимопонимания между школой и родителями, отсутствие затяжных конфликтов между учащимися, отсутствие жалоб родителей на классных руководителей, более тесное взаимодействие классных руководителей не только с активом родительской общественности, но и со всеми родителями; уменьшение количества пропусков учащимися уроков без уважительной причины, сплоченность коллектива, уменьшение случаев правонарушений среди подростков, проявление скрытых талантов, укрепление семейных связей, формирование благоприятного климата в классных коллективах. Необходимость и важность проведения такой работы с родителями в школе проверена временем. Проведение таких недель должно стать традиционным и ежегодным в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. - 2016. – №7. – С. 26-43.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2014. – 244 с.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др.; Под ред. В.А. Сластенина. Методика воспитательной работы. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 144 с.
4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Жокина Н.А., Известнова Е.В. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие. – Рязань, 2003. – 168 с.
5. Болдорева А.А. Семья и формирование личности. – М.: ИЦ «Просвещение», 2012. – 206 с.
6. Григорьева М.Н. Родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 49-52.
7. Гребенников И.В. Основы семейного воспитания. – М.: Просвещение, 2001. – 158 с.
8. Жук А.И., Казамирская И.И., Жук О.Л., Коновальчик Е.А. Основы педагогики. – Мн.: Аверсэв, 2013. – 349 с.
9. Жукова З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 21-23.
10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Академия», 20015. – 232 с.
11. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. Шк., 2013. – 325 с.
12. Кукушин В.С. Педагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016. – 336 с.
13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 480 с.
14. Мудрик Л.В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 184.
15. Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академический проект», 2015. – 79 с.
16. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2014. – 256 с.
17. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 640 с.
18. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М.: ИЦ «Центр», 2012. – 241 с.
19. РожковМ.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 256 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2006. – 446 с.
21. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения. // Классный руководитель. – 2016. – №7. – С. 6-13.
22. Сухомлинский В.А Как воспитать настоящего человека. – Минск, 1978.
23. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 2001.
24. Сметанина О.А. Научно-теоретические основания проблемы семейного воспитания // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 11. – С. 114-122.
25. Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М., 1989. – 176 с.
26. Шнейдер Д.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2016. –768 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3