Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (Теория и практика организации семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Дефицит общения родителей с детьми.

Родители чаще проявляют заботу о материальном обеспечении детей, чем о духовных связях с ними. Общение подчас сводится к минимуму. Влияние на детей со стороны родителей ослабевает.

2. Неумение организовать трудовое воспитание детей в семье.

Многие родители, к сожалению, стремятся оградить ребенка от хозяйственных дел, освобождая все время для учения и отдыха. Дети подчас не имеют абсолютно никаких поручений. В результате этой порочной практики у школьников формируются инфантильность, неподготовленность к жизни, пренебрежительное отношение к труду, иждивенчество, формируется ущербная личность.

3. Наличие отрицательных примеров из жизни родителей.

Дети подражают родителям. Вот почему всегда отрицательно действуют на детей аморальное поведение родителей: грубость, алкоголизм, недоброжелательность к людям, недобросовестное отношение к своим трудовым обязанностям и другие пороки. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование взглядов детей на жизнь, их характер, отношение к людям.

4. Бессистемность воспитательных воздействий родителей, их нескоординированность. Воспитание осуществляется от случая к случаю. Педагогические позиции родителей не всегда совпадают: мать может запрещать что-то, отец - позволять, или наоборот. Родители могут потребовать что-то от ребенка и тут же забыть об этом. Воспитание подчас осуществляется от случая к случаю. Все это дезорганизует ребенка, порождает непослушание, лишает его твердых нравственных представлений.

5. Система запретов как основа семейного воспитания. Причина - неумение родителей воспитывать на положительном примере, использовать другие меры воздействия. Они стремятся идти наиболее простым, примитив-ным путем. Это тормозит развитие у детей самостоятельности и инициативы, вызывает естественное сопротивление воле взрослых.

6. Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей.

7. Опоздание в принятии решений.

Этот недостаток проявляется в том, что родители считают, что «шалости», непослушание, грубость сами по себе исчезнут из ребенка по мере его взросления - подрастет, поумнеет, исправится. Эта позиция глубоко ошибочная.

8. Несогласованность действий со школой или разногласия с ней. Подобная ситуация возникает, как правило, тогда, когда родители, в силу ка-ких-то причин, считают, что учителя необъективно оценивают их ребенка. Они зачастую высказывают свои недовольства в присутствии детей, нелестно высказываются в адрес школы. Последствия: у школьника укрепляется недо-верие к учителю, растет неприязнь. Правильнее было бы разрешать все спор-ные вопросы с классным руководитель.


Практика показывает, что современный воспитатель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:

- если он хорошо знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественная направленность семейного коллектива;

- если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с методами, приемами семейного воспитания;

- если между воспитателем и родителями установились доверительные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;

- если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры. Взаимодействие педагогов и родителей:

1. Повышение психолого-педагогических знаний: университет педагогических знаний, лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации.

2. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: Родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, родительский патруль.

3. Вовлечение родителей и общественности в управление школой: совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты.

Как отмечает Н.А. Жокина, педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию [2, с.84-85].

Глава 2 Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания


2.1 Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

Прежде чем on перейти к on характеристике основных on форм и on методов on работы учителей on с родителями on учащихся, необходимо on остановиться на on выявлении некоторых on психолого-педагогических on правил их on взаимодействия и on способах установления on контактов с on семьей.

Первое on правило. В on основе работы on школы и on классного руководителя on с семьей on и общественностью on должны быть on действия и on мероприятия, направленные on на укрепление on и повышение on авторитета on родителей. Нравоучительный, on назидательный, категоричный on тон нетерпим on в on работе классного on руководителя, так on как это on может быть on источником on обид, раздражения, on неловкости. Потребность on родителей посоветоваться on после категорических on «должны», «обязаны» on - исчезает. Чаще on всего родители on знают свои on обязанности, но on не у on всех на on практике воспитание on получается on таким, каким on оно должно on быть, им on важно знать on не только, on что делать, on но и on как делать. on Единственно правильная on норма взаимоотношений on учителей on и родителей on - взаимное уважение. on Тогда и on формой контроля on становятся on обмен опытом, on совет и on совместное обсуждение, on единое решение, on удовлетворяющее обе on стороны on [22, с. 538].

Помещавшиеся on по месту on работы родителей on «Экраны on успеваемости», «Открытые on журналы» не on принесли on необходимого результата. on Беседы с on отцами и on матерями, попавшими on в «черные on списки», показывают, on что пользы on от вывешивания on этих списков on нет, у on родителей растет on недовольство on детьми, выливающееся on в побои, on наказания, да on и к on школе в on целом on формируется негативное on отношение. Отцы on и матери on заявляют, что on у них on душа не on лежит идти on в школу, on где говорят on об их on детях только on плохое. Нередко on в семье on на on этой почве on обостряются отношения on между супругами. on В конечном on итоге все on это отражается on на ребенке, on усугубляя его on негативное отношение on к учителям, on к школе, on а педагогическая on запущенность в on целом не on преодолевается, on а осложняется. on

Второе on правило. Доверие on к воспитательным on возможностям on родителей, повышение on уровня их on педагогической культуры on и активности on в on воспитании. Психологически on родители готовы on поддержать все on требования, дела on и начинания on школы. Даже on те родители, on которые не on имеют on педагогической подготовки on и высокого on образования, с on глубоким пониманием on и ответственностью on относятся к on воспитанию on детей.


Третье on правило. Педагогический on такт, недопустимость on неосторожного вмешательства on в жизнь on семьи. Классный on руководитель - лицо on официальное, on но по on роду своей on деятельности он on должен касаться on интимных сторон on жизни семьи, on нередко он on становится вольным on или невольным on свидетелем on отношений, скрывающихся on от чужих. on Хороший классный on руководитель в on семье не on чужой, в on поисках помощи on родители ему on доверяют сокровенное, on советуются. Какой on бы ни on была семья, on какими бы on воспитателями ни on были родители, on учитель on должен быть on всегда тактичным, on доброжелательным. Все on знания о on семье он on должен обращать on на утверждение on добра, помощи on родителям в on воспитании.

Четвертое on правило. Жизнеутверждающий, on мажорный настрой on в решении проблем on воспитания, опора on на положительные on качества ребенка, on на on сильные стороны on семейного воспитания, on ориентация на on успешное развитие on личности. Формирование on характера воспитанника on не обходится on без on трудностей, противоречий on и неожиданностей. on Их надо on воспринимать как on проявление закономерностей on развития, тогда on сложности, противоречия, on неожиданные результаты on не вызовут on негативных эмоций on и растерянности on педагога. on Хорошо известно, on что существуют on десятки способов on решения педагогической on задачи, но on только один on из них on является верным on в данных on конкретных условиях. on И поэтому on должен быть on взгляд на on педагогику как on на науку on об общих on законах эффективного on воздействия на on личность, а on не как on на рецептурный on указатель [19, с. 539].

Установление on контактов с on родителями, с on семьей on учащихся - первостепенная on задача в on работе учителя. on Одной из on форм on установления контактов on с семьей on является посещение on семьи школьника. on Эта форма on очень хорошо on известна учителям on и родителям, on но необходимо on остановиться на on двух моментах on посещения.

Посещение on семьи должно on осуществляться по on приглашению. on По on данным статистики, on более 90% on детей воспитывается on сегодня в on семьях, где on отец и on мать работают. on Следовательно, не on всякое время on удобно для on визита on учителя. Внезапное on посещение учителя on может вызвать on смущение, on замешательство родителей, on занятых теми on или иными on делами, нарушить on временно on порядок, уют. on В это on время могут on оказаться родственники, on гости, нередко on случается on так, что on учитель не on застает дома on родителей или on того из on них, с on кем on планировалась беседа. on Ряд исследователей on семейного воспитания on отмечают, on что использование on этого правила on - посещение по on приглашению on - меняет радикально on отношение учащихся on к посещению on семьи классным руководителем от on негативного до on активного, on положительного.


К on посещению нужно on готовиться. Эта on подготовка заключается on в определении on самого интересного, on положительного в on своих питомцах. on Но on это ценное on нужно осмыслить on и оценить on так, чтобы on похвала on прозвучала психологически on тонко и on педагогически on правильно.

Установлению on контактов с on семьей, родителями on способствует on пропаганда семейного on воспитания. Богатый on материал в on этом отношении on для on родителей, классных on руководителей предоставляет on периодическая и on научно-популярная литература on по on семейно-школьному on воспитанию. Все on это on классный руководитель on использует в on своей работе. on Но все-таки on его собственное on слово родители on слушают с on особым вниманием on и волнением. on Радостно и on приятно услышать on добрые слова on в свой on адрес, о on своем ребенке. on Полезно узнать, on в on каких семьях on успешно решают on задачи воспитания, on почему возникают on ошибки. Социальная on психология показывает, on что успех on в любом on виде on деятельности всегда on оценивается в on сравнении с on другими людьми on и получает on признание, прежде on всего, тогда, on когда об on этом сказано on открыто в on присутствии on других людей, on в данном on случае on родителей.

Одна on из форм on установления контактов on с родителями on - педагогические поручения. on Можно назвать on несколько видов on педагогических on поручений. Поручения, on предполагающие активную on воспитательную on позицию, непосредственно on работу с on детьми (индивидуальную, on групповую, коллективную), on руководство кружком on по интересам, on детским клубом on или объединением on по месту on жительства, спортивной on секцией, on техническим кружком; on индивидуальное шефство, on наставничество и on т.д. on

Поручения, on предполагающие оказание on организационной on помощи учителю, on воспитателю, - содействие on в проведении on экскурсий on (обеспечение транспортом, on путевками), в on организации встреч on с интересными on людьми, on в создании on классной библиотеки, on клуба любителей on книги.

Поручения, on предполагающие участие on в развитии on и on укреплении материальной on базы школы, on в решении on хозяйственных задач, on - участие on в оборудовании on кабинетов, изготовление on оборудования, приборов; on помощь on в ремонтных on работах, в on благоустройстве школы. on Отмеченные поручения on не исчерпывают on всех видов on общественной работы on родителей. Можно on обратиться к on родителям с on вопросом, чем on бы они on хотели заняться, on предложить on им заполнить on анкету (лучше on это сделать on на классном on собрании) [25, с. 539-540].