Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (Теория и практика организации семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И вот сокрушено крепостное право, а за ним положены новые основы для русской общественности. Прежние формы жизни стали распадаться. Преобразовались учреждения, открылись новые поприща жизни, вызвав новые силы для деятельности. Но люди вдруг преобразоваться не могли. Воспитанные в старых понятиях, которые им были навязаны как неоспоримые истины, на первое время растерялись и не находили ничего в свою защиту [14, с.40].

Физическое воспитание крестьянских детей, конечно, в значительной степени зависит от общих условий деревенского быта. Крестьянская изба вся состоит из одной комнаты и сеней. Поэтому обыкновенно изба бывает несоразмерно тесна. По способу отопления крестьянские избы делились на «белые» и «черные». О необходимости вентиляции крестьяне понятия не имели. Меняют белье, ходят в баню редко, раз неделю или раз в месяц. Часто не существует кроватей. Условия были ужасными, смертность была высока. Все матери - крестьянки сами кормят своих детей грудью, ее суют в ротик дитяти при всяком крике, при всяком беспокойстве. С двух - трех лет ребенок большую часть своей жизни проводит на улице. Влияние улицы на физическое развитие было двустороннее, вечная грязь, обмороженные уши, «цыпки» на руках и ногах: с другой стороны они проводили дни на свежем воздухе, жили с природой. Лет с 8 на крестьянского ребенка ложатся труды и заботы хозяйства. Девочек рано усаживают дома прясть, ткать, вязать чулки, исполнять кухонные работы. Уличная свобода и раннее участие в хозяйственной работе, дают сельскому ребенку много знаний природы и сельского быта. В крестьянской семье книги не разделялись на книги детские и книги для взрослых. Поэтому приходится говорить здесь не о детских книгах, а вообще о книгах, наиболее распространенных в народе. К таковым, прежде всего, относятся духовные книги: Псалтырь, Евангелие, Часослов, Житие святых, затем лубочные издания, и, наконец, книги из школьных и народных библиотек.

Отдаваться всей душой воспитанию дитяти - священный долг матери, но это вовсе не связано с необходимостью вытравить в себе все человеческие и общественные потребности ума и сердца [14, с.49- 66].

1.2 Особенности развития современной семьи

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько- нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [5, с. 5].


Специфика семейного воспитания, в том, что по природе своей семейное вос-питание основано на чувстве. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется.

Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходят все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социально - и личностно значимых форм поведения.

Характер и интенсивность влияния семьи на развитие, и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка - материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интел-лектуальной сферы.

По-разному влияет семья и на детей разного пола: известно, что девочки более привязаны к семье, более податливы ее воздействию. В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, региональными особенностями, религиозностью либо светскостью семей. Это определяет специфику воспитательного потенциала семьи [2, с. 176-180].

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Жизнь семьи характеризуется многочисленными отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими.


К особенностям развития современной семьи относятся:

- специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе, тем более в большом, такой контроль практически отсутствует;

- существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе

- происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения. Пресыщение - это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам;

- уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для семьи является семья, воспитывающая одного - двух детей;

- увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод - плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Разводы происходят вследствие неподготовленности к семенной жизни, неустроенности быта;

- увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребен-ка в затруднительное положение в плане общения, получение опыта коллективной деятельности [15, с. 534- 537].

А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявиться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное уча-стие наряду с женой в их воспитании [1, с. 167].

Г. Крайг замечает, что отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с грудными детьми, оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют. Такие отцы имеют большее влияние на своих детей, дети чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них благодаря установившимся между ними тесным, разнообразным отношениям.

Положительную роль отцов в раннем детстве различные авторы связывают с тем, что:

- отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в ситуациях, когда ему неясно, как вести себя в данный момент;


- отцы, которые чутко реагируют на сигналы ребенка и скорее становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявляют себя как действенные посредники социализации;

- когда ребенок становится старше, отец превращается для него в важную ролевую модель;

- отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника, его успехов [1, с. 168-169].

По мнению Д. Виткина, мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привя-занности, а отец - за эмоциональную независимость. Если же в семье происхо-дят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания [1, с. 172].

Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее разви-тие известно с древнейших времен у разных народов. На самом деле можно ска-зать, что ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной лю-бовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обраще-нию, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследова-ния показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих со-гласованно) [1, с. 172- 174].

1.3 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи

Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:

1. обеспечение качественного образования;

2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

4. подготовка школьников к семейной жизни;

5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.

В работе с детьми:

- воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;


- формирование ответственности за свои поступки перед семьей;

- воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- формирование психолого-педагогической культуры родителей;

- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

В работе с педагогами:

- формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений меж-ду родителями и детьми;

- формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

- определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;

- использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Вышеперечисленные идеи взаимодействия педагогов и семьи предусматривают реализацию следующих принципов:

- принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

- принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- принцип управления взаимодействием школы и семьи; [17, 105 с.].

Опыт работы школ показывает, что в решении этих задач есть немало трудностей: