Файл: Организация маркетинга на предприятии (Сущность маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления маркетинговой деятельности организации
1.1. Сущность маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии
1.2. Основы организации маркетинговой деятельности на коммерческом предприятии
2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Оптторг»
2.1. Общая характеристика коммерческого предприятия ООО «ОптТорг»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии
3.1. Определение общей маркетинговой стратегии предприятия
Таблица 1 - Характеристика основных технико-экономических показателей ООО «ОптТорг» за период 2017-2018 годы
Показатель |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2017 года от 2018 года |
Темп роста, % |
Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб. |
167639 |
186419 |
18780 |
11,20 |
Себестоимость реализации продукции работ, услуг, тыс. руб. |
110240 |
119574 |
9334 |
8,47 |
Управленческие расходы, тыс. руб. |
15589 |
15348 |
- 241 |
- 1,55 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
30756 |
32754 |
1998 |
6,50 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
156585 |
167676 |
11091 |
7,08 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
11054 |
18743 |
7689 |
69,56 |
Рентабельность издержек, % |
7,06 |
11,18 |
4,12 |
58,34 |
Рентабельность продаж, % |
6,59 |
10,05 |
3,46 |
52,48 |
Среднесписочная численность персонала |
26 |
28 |
2 |
7,69 |
Среднемесячная выработка персонала, тыс. руб. |
537,3 |
554,82 |
17,52 |
3,26 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. |
22789 |
23456 |
667 |
2,93 |
Составлено автором.
Экономические показатели имеют положительную динамику роста, по сравнению с 2017 г. выручка от реализации товаров увеличилась на 18780 тыс. руб. в 2018 году, темп роста составил 11,20% по сравнению с 2017. Данная динамика объясняется открытием нового магазина в 2018 году и увеличением объемов продаж.
Повышение рентабельности продаж обуславливается положительным влиянием динамики роста выручки, темп роста показателя рентабельности продаж составил 52,48%. Так же, наблюдается повышение объемов выручки от среднемесячной выработки персонала на 17,52 тыс. руб., темп роста составил 3,26%. В контексте современной торговли фирма должна предоставлять товары, которые по своему содержанию будут соответствовать рынку, в котором она оперирует, и успевать за тенденциями его развития.
2.2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии
Существует множество методик проведения анализа маркетинговой деятельности на предприятии. Перед тем, как преступить к данному анализу, необходимо получить исходные данные о деятельности компании и о её положении на рынке оптовой продажи продуктов питания в Ханты-Мансиийске. Для оценки эффективности коммерческой деятельности ООО «ОптТорг» важно оценить финансовые и маркетинговые позиции (таблица 2).
Позиции оцениваются по пяти уровням от высокого (1-я позиция) до очень слабого (5-я позиция).
Таблица 2 - Оценка сильных и слабых сторон коммерческой деятельности ООО «ОптТорг»
№ п/п |
Позиции |
Оценка позиций (уровни) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Финансовые |
|||||
1.1 |
Структура активов |
* |
||||
1.2 |
Займы и кредит |
* |
||||
1.3 |
Инвестиционные ресурсы |
* |
||||
1.4 |
Оборот денежных средств |
* |
||||
1.5 |
Движение денежной массы |
* |
||||
1.6 |
Отношение объемов продаж к стоимости активов |
* |
||||
1.7 |
Отношение основного и оборотного капитала |
* |
||||
1.8 |
Эффективность использования собственного капитала |
* |
||||
1.9 |
Приток новых инвестиций |
* |
||||
2 |
Торговые возможности |
|||||
2.1 |
Обеспеченность рабочей силой |
* |
||||
2.2 |
Производительность труда |
* |
||||
2.3 |
Объем продаж на 1 работника |
* |
||||
2.4 |
Качество продаваемой продукции |
* |
||||
3 |
Маркетинг |
|||||
3.1 |
Доля рынка продаж |
* |
||||
3.2 |
Репутация организации на рынке |
* |
||||
3.3 |
Престиж основной торговой марки |
* |
||||
3.4 |
Расходы по сбыту товаров |
* |
||||
3.5 |
Уровень обслуживания потребителей |
* |
||||
3.6 |
Организационно-технические средства для сбыта товаров |
* |
||||
3.7 |
Торговый аппарат предприятия |
* |
||||
3.8 |
Цены на товары |
* |
||||
3.9 |
Число постоянных покупателей товаров |
* |
||||
3.10 |
Информационное обеспечение и маркетинговые исследования |
* |
Составлено автором.
Данный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны компании, на основании которых будет проводиться анализ ценовой, сбытовой и коммуникативной политики, а так же будут оценены маркетинговые исследования, проводимые ООО «ОптТорг». Несовершенство взаимоотношений с партнерами обуславливает низкий уровень оборота денежной массы и большую зависимость от внешних займов и кредитов, а так же недостатки в структуре активов.
Слабым звеном является и уровень эффективности использования собственного капитала. Выявлена большая зависимость показателей рентабельности от объема продаж. Минусом является также относительно высокая цена на товары. Компания сделала акцент на высоком качестве продаваемой продукции, и этим обуславливается относительно высокая цена на товары, сюда же как причину этого, можно отнести и натянутые отношения с партнерами.
Руководству ООО «ОптТорг» необходимо пересмотреть свой подход к системе «цена-качество», так как не стоит забывать о пристальном внимании компаний конкурентов, которые не упустят данную возможность. Хромает так же и престиж основной торговой марки, следовательно, необходимо предпринять меры по улучшению узнаваемости бренда, задействовать элементы пиара.
Уровень обслуживания потребителей оценивается как средний показатель, но в силу того, что для захвата большей доли рынка необходимым условием является налаживание долгосрочных отношений с клиентами, данный показатель должен быть как минимум выше среднего. Отсюда и прослеживается причина средней значимости показателя доли ранка продаж компании. Все это является результатом неправильной маркетинговой активности сотрудников компании.
Для полноты данного анализа необходимо привести матрицу SWOT-анализа, в которой окончательно будут выявлены преимущества и недостатки в деятельности ООО «ОптТорг» (таблица 3).
Таблица 3 - Матрица SWOT-анализа ООО «ОптТорг»
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Возможности |
Преимущества |
расширение доли рынка; использование собственных финансовых ресурсов для реализации стратегий; усиление позиций на рынке за счёт расширения рынков сбыта; ослабление позиций фирм-конкурентов. |
большой ассортимент и ценовой диапазон для различных групп покупателей; выгодное месторасположение торговых точек; благоприятный психологический климат в коллективе; квалифицированный руководящий персонал; хорошая репутация в глазах потребителей; слаженная работа вспомогательных служб. |
Угрозы |
Недостатки |
невысокий платежеспособный спрос населения региона; ухудшение экономической ситуации в стране и регионе; активная стратегия фирм-конкурентов. |
падение покупательской способности; давление со стороны конкурентов; достаточно сильная зависимость показателей рентабельности от продаж; слабые навыки в области маркетинговой деятельности у сотрудников компании; неэффективные отношения с поставщиками. |
Составлено автором.
Данный анализ показал, что сильными сторонами относятся: широкий ассортимент предоставляемой продукции, благоприятный психологический климат в коллективе, грамотное взаимодействие вспомогательных служб предприятия в силу квалифицированности руководящего персонала, а так же правильное месторасположение торговых точек.
Для достоверности полученных данных необходимо провести PEST- анализ. Данный анализ используется для диагностики макросреды компании и является полезным инструментом для понимания рыка, позиции компании, потенциала и направления бизнеса. PEST-анализ позволяет оценить текущую рыночную позицию предприятия и перспективы изменения этой позиции, обеспечивает необходимой информацией для анализа рисков, разработки программы управления рисками, разработки программы развития продукта/услуги, а также для обоснования коммерческого успеха(таблица 4).
Таблица 4 -Матрица PEST-анализа ООО «ОптТорг»
Политические факторы |
Влияние экономики |
Усиление политического лобби российских розничных сетей; Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок; Поддержка правительством конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов |
Уход с рынка мелких розничных продавцов; Укрепление конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов; Рост инфляции; Динамика курсов валют; Дефицит оборотных средств |
Социально-культурные тенденции |
Технологические инновации |
Снижение реальных доходов населения; Снижение реальных доходов среднего класса |
Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли |
Составлено автором.
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы в контексте каждого из факторов.
Политические факторы:
1. Усиление политического лобби российских розничных сетей обуславливается появлением законов, создающих преференции российским компаниям. Данный фактор является положительным, так как он сопровождается дополнительными расходами ресурсов у иностранных компаний, т.е. конкурентов.
2. Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок воздействует на отрасль образованием новых лобби как контрмера по борьбе с ужесточением влияния на рынок. Для компании это означает необходимость большего участия в различных лобби и ассоциациях, а это требует дополнительные финансовые затраты, а значит, минус.
3. Поддержка правительством конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов. Для фирмы это означает, что происходит повышение ценовой конкуренции, и, как следствие, возможен отток конечных потребителей. Что является так же минусом.
Влияние экономики
4. Уход с рынка мелких розничных продавцов сопровождается увеличением доли розничных сетей, что является положительный моментом для фирмы, так как это приводит к увеличению доли рынка потенциальных потребителей и сокращению рынка профессиональных покупателей.
5. Укрепление конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов. Данный фактор приводит к повышению ценовой конкуренции, являясь негативным, так как возможен отток конечных потребителей.
6. Рост инфляции – возникновение дополнительного спроса – повышение спроса на товары длительного пользования. Данный фактор я соотнес как нейтральный по силе воздействия на фирму.
7. Динамика ростов курса валют приводит к усилению позиций российских производителей, а значит, является положительным моментом, так как происходит снижение спроса на импортные товары, и повышение на российские.
8. Дефицит оборотных средств приводит к повышению стоимости финансовых ресурсов и усилению позиций компаний, обладающих собственными средствами. Итогом может послужить вынужденное сокращение товарных запасов, а так же сворачивание программ кредитования, отказ от поставщиков, не предоставляющих отсрочек. Данный фактор является негативным.
Социальная сфера:
9. Снижение реальных доходов населения – падение спроса на элитные товары, повышение спроса на товары эконом-класса – несоответствие базового ассортимента компании изменившейся структуре спроса – негативное влияние фактора.
10. Снижение реальных доходов среднего класса приведет к смещению спроса в сторону совершения покупок в магазинах эконом-класса в ущерб вопросам качества и сервиса. Это тоже можно отнести к минусу.
Технологические инновации:
11. Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли приводит к тому, что розничные сети, обладающие средствами автоматизации, получают преимущества по издержкам, а значит, усиливается ценовая конкуренция со стороны других розничных сетей – негативное воздействие на компанию.
Обобщая полученную информацию, можно сказать, что как показывают маркетинговые исследования, политические факторы не благоприятствуют развитию бизнеса иностранных компаний в России.