Файл: Организация маркетинга на предприятии (Сущность маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу этого маркетинговые структуры могут считаться гибкими только в том случае, если они способны менять свои организационные формы при изменении стратегии предприятия. Организационные перестройки могут быть быстрыми и без снижения эффективности работы предприятия, если способность к изменениям заложена в самой структуре.

Для того чтобы маркетинговые структуры были гибкими, предприятия должны постоянно располагать текущей информацией о внутреннем состоянии дел и внешней среде, которая представлена демографическими, экономическими, природными, техническими, политическими и культурными факторами.

Немаловажное значение для достижения поставленных маркетинговых целей имеет создание внутренних организационных подразделений в службе маркетинга предприятия. Здесь, как правило, организуются следующие структурные подразделения:

  • конъюнктуры рынка, спроса и рекламы;
  • сбыта;
  • технического обслуживания (сервиса);
  • планирования и прогнозирования маркетинга[32].

В зависимости от конкретных условий в рамках указанных подразделений могут создаваться более мелкие подразделения. Так, в отдел по исследованию конъюнктуры рынка могут входить: информационно-исследовательская группа (бюро), группа (бюро) по исследованию спроса, группа (бюро) по техническому обслуживанию исследования рынка и т.д. Часто в качестве самостоятельного подразделения в структуре службы маркетинга выделяется отдел (бюро) рекламы, а подразделение по сервисному обслуживанию создается только на предприятиях, производящих сложные технические товары, машины и оборудование[33].

Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является лишь предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для работы[34].

Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к кадрам управления (компетентность, способность управлять собой, навыки решать проблемы, способность обучать подчиненных, способность формировать и развивать трудовой коллектив и др.). Кроме того, они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:


  • системность знаний, большая эрудиция и кругозор;
  • высокие аналитические способности;
  • умение прогнозировать ситуацию и принимать эффективные решения;
  • коммуникабельность;
  • дипломатичность, умение гасить конфликты[35].

Специалисты считают, что основной акцент проблем в маркетинге необходимо ставить на психологию. Исходя из этого, маркетолог должен обладать такими качествами, как высокое культурное развитие, четкая пунктуальность, широкая душевная направленность, что, несомненно, обуславливает гибкость мышления.

2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Оптторг»

2.1. Общая характеристика коммерческого предприятия ООО «ОптТорг»

Компания «ОптТорг» была создана в августе 2012 года.

Полное наименование — Общество с ограниченной ответственностью «ОптТорг». Компания находится по адресу: ХМАО-Югра Тюменской области, г. Ханты-Мансийск, пер. Рабочий 8.

ООО «ОптТорг» - предприятие, уже более 5 лет успешно работающее на рынке оптовой торговли продуктами питания. За это время фирма зарекомендовала себя как надежный партнер.

ООО «ОптТорг» является участником краевой целевой программы "Знак качества - Сибирь". Ассортимент предлагаемых товаров насчитывает более 600 наименований продуктов питания отечественных производителей, и постоянно обновляется.

Фирму отличают: удобные подъездные пути, полный пакет товаро-сопроводительных документов, а также гибкая система скидок и форм оплаты, квалифицированная помощь сотрудников.

Продукция ООО «ОптТорг» - это широкий ассортимент фасованных круп, произведенных из самого качественного тщательно отобранного сырья.

Хорошо продуманная, оригинальная и яркая упаковка привлекает внимание покупателей, а благодаря оптимальному соотношению цены и качества, продукция пользуется заслуженно высоким спросом.

ООО «ОптТорг» также предлагает широкий ассортимент и оптовые цены на следующие продукты питания:

1. Бакалейные продукты.

2. Масло.

3. Макаронные изделия.

4. Крупы, сахар соль.


5. Консервы (мясные, овощные, рыбные).

6. Сухофрукты.

Штат сотрудников на сегодняшний день составляет более 50 человек. За время своего существования компания ООО «ОптТорг» прочно зарекомендовала себя экспертом в области торговли продуктами питания и табачными изделиями.

Сотрудничество с ведущими мировыми производителями, динамичное развитие формата розничной торговли в соответствии с международными тенденциями, проведение масштабных рекламных кампаний — все это характеризует деятельность ООО «ОптТорг».

Организационная структура предприятия представлена ниже на схеме:

Рис. 1. Организационная структура предприятия ООО «ОптТорг»

Отдел бухгалтерии:

  1. начальник отдела;
  2. старший бухгалтер;
  3. бухгалтер;
  4. экономист-аналитик.

Служащие готовят периодические отчеты о «прибыльности» товара, сегментах рынка, географических областях, каналах их поступления, производят расчеты с поставщиками и покупателями организации, с персоналом, подготавливают управленческую и финансовую отчетности для внутренних и внешних пользователей.

Отдел административно-хозяйственной части:

  1. начальник отдела;
  2. кладовщик;
  3. Подсобные рабочие;
  4. Уборщица
  5. водитель-экспедитор.

Отдел организует внутреннюю деятельность организации, производят складские работы, производят подготовительные предпродажные работы, в соответствии с правилами торговли и внутренними стандартами, такие как: упаковка, чистка, комплектование, доставка до магазинов, либо до покупателей.

Отдел коммерции и маркетинга:

  1. начальник отдела;
  2. менеджер по интернет-торговле;
  3. менеджер по маркетингу;
  4. менеджер по розничной торговле;
  5. менеджер по снабжению;
  6. товаровед.

Служащие отдела:

  • изучают потребности и пожелания покупателей в четко определенных сегментах рынка;
  • определяют маркетинговые мероприятия, которые следует осуществить для достижения долгосрочной прибыли в целевых сегментах, разрабатывают выигрышные стратегии для каждого из сегментов;
  • проводят необходимые анализы рынка для совершенствования и нахождения новых каналов сбыта;
  • оказывают воздействие на все остальные отделы фирмы, ориентируя их на покупателей.

В своей деятельности отдел коммерции и маркетинга основывается на законодательстве Российской Федерации, Уставе предприятия, других стандартах деятельности и нормативно-методических документах предприятия.


Данное подразделение предприятия является самостоятельным, и подчиняется только руководству компании. Численность сотрудников структура отдела утверждаются генеральным директором предприятия. Данный отдел возглавляет директор по продажам. Численность сотрудников и структуру отдела утверждает генеральный директор по представлению директора по продажам.

Распределение обязанностей между специалистами отдела производится коммерческим директором. Специалисты отдела в своей деятельности руководствуются должностными инструкциями.

Направления деятельности отдела коммерции и маркетинга на ООО «ОптТорг»:

  1. Сбор и анализ информации о рынке (информация о клиентах, конкурентах, поставщиках, тенденции и др.).
  2. Развитие клиентской базы.
  3. Соискание договоренности с агентами на рынке.
  4. Подготовка и подписание контрактов.
  5. Поддержание связей с клиентами.
  6. Получение рекомендаций от клиентов.
  7. Ведение внутренней отчетности и документации.
  8. Продвижение услуг компании (реклама и PR).
  9. Составление рекламного бюджета.

К функциям отдела относятся:

    • Деятельность по увеличению стоимости и рентабельности заключенных контрактов.
    • Увеличение числа крупных заказов.
    • Расширение и закрепление клиентской базы.
    • Закрепление личных и крепких отношений с потребителями на основе доверия.
    • Увеличение узнаваемости бренда.
    • Создание имиджа компании как надежного делового партнера.
    • Своевременная и полноценная подготовка документации.
    • Развитие личностных и профессиональных компетенций работников отдела.

Коммерческий директор выполняет оперативную, консультативную, координационную функции отдела. Взаимодействует с другими отделами фирмы по вопросам ценообразования, бюджетирования и организационно-хозяйственной части.

К обязанностям менеджера по интернет-торговле входят: взаимодействие с IT-организациями по вопросу создания электронных площадок как новых каналов сбыта. Компетенции товароведа распространяются на следующие сферы деятельности: работу с претензиями потребителей, на отслеживание законодательства в области правил торговли, на прием товара от поставщика по количеству и качеству, на работу с экспертизой, по вопросу качества и удовлетворений претензий потребителя и на установление гарантийных сроков.

Менеджер по снабжению занимается закупками новых товаров, заключением договоров с иностранными партнерами, следит за выполнением обязательств перед ними, взаимодействует с таможенными органами.


Менеджер по розничной торговле организует работу розничных каналов сбыта, проводит бенчмаркинг, формирует ежемесячный план продаж и следит за их выполнением, согласовывает вопросы ценообразования с отделом учета и анализа и менеджером по маркетингу, предоставляет отчет коммерческому директору. На основании действующего положения об отделе такие функции как воспроизводство спроса, анализ конкурентной среды, организация рекламных кампаний возлагаются на менеджера по маркетингу.

Маркетолог - это сотрудник, который занимается исследованием рынка. Вся его деятельность направлена на завоевание новых клиентов и удержание уже существующих. Перед ним стоит непростая задача: добиться, чтобы компания получала максимальную прибыль, используя для этого свои реальные возможности.

Менеджер по маркетингу занимаются изучением рынка выпускаемой продукции, он исследует основные факторы, которые, формируют динамику потребительского спроса на товары, формированием выгодного соотношения предложения и спроса на аналогичные виды товаров, технологических и иных потребительских свойств конкурирующих товаров. Далее, в ряд его обязанностей входит проведение маркетинговых исследований, связанных с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов.

Специалист по маркетингу:

    • анализирует потребности клиентов и границы ценообразования;
    • формирует потребительский спрос на выпускаемую продукцию;
    • выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способу его производства, сроку службы, правилам пользования, упаковке);
    • исследует факторы, влияющие на сбыт товара, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения;
    • разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.

В области рекламной деятельности маркетолог:

  • принимает участие в разработке стратегии проведения рекламных мероприятий;
  • контролирует проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, прямой почтовой рассылке, интернете и т.д.;
  • организует разработку печатных рекламных материалов собственными силами или силами сторонних организаций;
  • проводит тестирование этих материалов;
  • дает предложения по дизайну печатных рекламных материалов или исходную информацию для их разработки, контролирует пополнение запасов этих материалов;
  • ведет предварительную оценку разработанных сторонними организациями рекламных материалов;
  • анализирует эффективность рекламных мероприятий;
  • готовит предложения по формированию фирменного стиля компании и фирменного оформления рекламной продукции.