Файл: Понятие и классификация функций государства ( ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И ВИДЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом стоит упомянуть об известных популярных в XIX веке либеральных теориях государства, которые отрицали необходимость вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества, считая, прежде всего рынок основным регулятором экономики. Впрочем, подобное отношение к экономической функции государства, ее недооценка привели к резкому имущественному расслоению, к обострению социальных противоречий, к нестабильности в обществе.[8]

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы; принимает законы, направленные на пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей и др.

Функция налогообложения. Функция выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство.

Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство должно проводить мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом».

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст.41 п.2).[9]

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.


Культурно-воспитательная функция преследует цель обеспечения постоянного повышения уровня духовной культуры повышения страны, особенно молодежи, государственной поддержки развития науки, создания благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и отдельных ученых, совершенствования образования на всех уровнях, способствования интеграции науки и высшего образования, разумного использования их потенциалов на практике, разносторонней государственной поддержки литературы, спорта и массового физкультурного движения, организации воспитательной работы среди населения и прежде всего среди молодежи.[10] Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому – непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Природоохранительная функция. Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.

Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории».

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

- природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

- использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;

- неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.


Для наибольшей наглядности внутренних функций государства в работе имеется схема основных внутренних функций современного Российского государства.

2.2. Характеристика основных внешних функций государства

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Как видно из приложения 3, к основным внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом обществе, относятся:

  1. Функция обороны страны
  2. Функция содействия по обеспечению международного мира
  3. Функция сотрудничества

Функция обороны страны. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Фундаментом в большинстве демократических государств оборонной функции является принцип поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств.[11]

Согласно пункта 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учиться в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статьи 87 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...».

Практическое исполнение функции защиты извне также возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с Конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:


  1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
  2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
  3. Полиция является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ВС РФ в миротворческие операции.[12]

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.[13]

В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т. д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство (ст.61 п. 2 Конституции РФ). Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.


2) Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты – это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

3) Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое. Предложенную классификацию внутренних и внешних функций не следует абсолютизировать, изолировать и отделять их стеной, ибо они связаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.

Следует также не упускать из вида, что основные функции дополняются, конкретизируются и развиваются неосновными функциями. Так, например, такие неосновные функции, как строительство, связь, транспорт, борьба с болезнями и т.п. дополняют экономическую, социальную и другие внутренние и внешние основные функции государства. Из сказанного следует, что неосновные функции фактически являются составными, конкретизирующими частями основных функций.[14]

В заключение второй главы необходимо отметить, что деление функций государства на внешние и внутренние является весьма условным. Ведь в современном мире активные интеграционные процессы нередко стирают грани между внутренними и внешними функциями государства. Поскольку деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. 

ГЛАВА 2 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА