Файл: Понятие и классификация функций государства ( ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И ВИДЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Формы осуществления функций государства

Классификация функций государства своей непосредственной целью имеет создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже - к отдельно взятым функциям.

Все функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются:

Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды государственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность. Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.

Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.[15]

Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.

Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.

Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций.


Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.[16]

Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная деятельность – повседневная деятельность государства по разрешению разносторонних вопросов управления процессами в обществе властная, творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность - это государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением норм права и применение принудительных мер к их нарушителям. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. При рассмотрении контрольной и надзорной деятельности часто происходит их отождествление, тогда как эти понятия следует различать. А. Шафранов, рассуждая о разграничении контрольной и надзорной деятельности, говорит: «Пожалуй, наиболее точным определением сущности контроля является определение его в качестве функции, состоящей в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных». Надзор же является формой контроля и здесь А. Шафранов отмечает: «Сущность надзора — проверка правильности исполнения, то есть надзор за определенной деятельностью, за определенными правоотношениями, в ходе которых происходит реализация права, как в объективном, так и в субъективном смысле. Фактически надзор осуществляется за правильностью реализации правовых норм. В случае нарушения порядка их реализации возникают охранительные правоотношения в виде реакции надзорного органа, выраженной в соответствии с предоставленными ему полномочиями. Однако это происходит только при нарушении конкретных правовых норм. При осуществлении надзора не происходит оценки целесообразности существования тех или иных отношений, целесообразности реализации тех или иных субъективных прав или обязанностей».[17]


Исходя из этих высказываний, можно вывести различия между контролем и надзором. В первую очередь нужно отметить, что для исполнения функции надзора создаются специальные федеральные службы, тогда как контролирующую функцию могут выполнять любые исполнительные органы, т.е. надзорные органы должны быть обособлены. Деятельность надзорного органа связана с необходимостью точного и неукоснительного исполнения норм права и не дает оценки целесообразности того или иного акта или действия. В свою очередь контролирующий орган преследует цель обеспечить не только законность, но и целесообразное государственное управление.[18]

Организационные формы реализации функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований законности и в границах установленного правового урегулирования, среди неправовых форм выделяют:

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная работа соответствующих органов связанная с организацией функционирования органов государства, которая выражается в решении тех или иных задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Это может быть работа, связанная с контрольно-ревизионной деятельностью, статистикой, организаций снабжения, сбыта и т.п.

Организационно-идеологическая деятельность - воспитательная работа, связанная с формированием общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативных актов; работа средств массовой информации и т.д.

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена.[19]

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.


Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Решая какую-либо задачу, государство, прежде всего, устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах.

Оперативно-исполнительная– это властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.

Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.


В этой форме наиболее существенно проявляется государственное принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет требование правовых норм.

Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.

Думается, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

Однако метод убеждения может основным методом осуществления функций государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

Для некоторых функций характерно сочетание государственных и общественных начал. Общественные организации и объединения помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества.[20]

Следует указать, что в решении вопросов о функционировании государства могут быть и новые направления. Высказываются, что функции государства не являются всегда застывшими и неизменными.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.