Файл: Понятие и классификация функций государства ( ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И ВИДЫ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве.
Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века.
В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А. Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.
И, наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом
противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов
зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
Понятие «функция государства» - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.
Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий «функция государства» и «деятельность государства», «функция государства» и «социальное назначение государства» и др. Однако категория «функция государства» (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому, раскрывая понятие «функция государства», необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.
Цель курсовой работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции
государства», представить их классификацию, с учетом специфики российского государства.
Задачи:
- изучить различные позиции ученых в определении понятия «функции государства», а также нормативно-правовые акты по данной проблематике;
- дать характеристику основных внутренних и внешних функций современного российского государства;
- определить формы и методы осуществления функций государства.
Методы исследования – изучение, анализ, обобщение имеющейся по данной проблематике учебной, методической, монографической, справочной, публицистической и периодической литературы и нормативно-правовой базы.
Курсовая работа состоит введения, трех глав, заключения. Также в работе имеются список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И ВИДЫ
1.1 Характеристика основных внутренних функций государства
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства принято называть функциями государства. Дадим понятие функций государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.[1]
Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают.
Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.[2]
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
Морозова Л.А. определяет функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.[3]
Необходимо отметить наиболее значимые признаки функций государства:
- Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
- Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением;
- Направленность деятельности государства на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
- Определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.[4]
Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.
Деятельность государства, как было упомянуто выше, охватывает большой круг направлений, поэтому функции государства можно разделить на определенные группы видов.
Функции разнообразны у различных государств в те или иные исторические периоды их деятельности. Однако при всех этих различиях можно обнаружить и наиболее «типичные», общие функции, присущие всем или, по крайней мере, большинству государств.[5]
В научной юридической литературе встречается несколько подходов деления функций государства на виды. Основные из них – следующие:
- В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение);
- В зависимости от принципа разделения властей – на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные;
- В зависимости от значения – на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров);
- В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние
Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция – это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация – это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее. Государственная функция – это очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.
Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.[6]
Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экономической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
В экономической сфере действуют государственные организации – предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению.
К ним относятся, например, государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т. д.
Делаем вывод: содержание функций изменяется под влиянием различных факторов. Деление функций государства на виды основывается на различных подходах. Более глубокое понятие функций государства раскрывают их признаки.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: охранительная, экономическая, налогообложения, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная (экологическая).
Каждая из этих функций охватывает целый комплекс проблем.
Охранительная функция. Это функция государственной деятельности, которая обеспечивает общественный и правовой порядок, защищает и охраняет права и интересы граждан и организаций, защите конституционного строя и государства, реально воплощая в жизнь ст.2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Эта функция, также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, на усиление борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала, также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.
Экономическая функция. Функция государства заключается «в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями».[7] В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.