Файл: Понятие и классификация функций государства ( ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЯ И ВИДЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией.

Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом - это особая и важная профессия.[21]

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.[22]

2.2 Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства есть пути, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.


При выполнении одной из функций государство использует подходящие ей методы: при осуществлении функции охраны правопорядка используются методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходимо использовать целый ряд экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, защита потребителей.

Проблема методов реализации права - это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. По вопросу использования как формы реализации, оно обеспечивается таким значительным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и личные юридические права.

В этом вопросе государство не должно оставаться безразличным: оно должно создавать все необходимые условия для использования права и обеспечивать его защиту. Методы осуществления функций государства довольно разнообразны. Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов, прежде всего, выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Рассмотрим некоторые увеличенные группы методов, посредством которых государство реализует свои функции:

1) метод убеждения - такие оригинальные средства, посредством которых правящий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (довод, разъяснение, объяснение и другие).

Метод убеждения используется для убеждения граждан в правильности требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и как предстоит их решать; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и создавая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие.[23]

Обширное применение этого метода должно содействовать развитию политического и общественного понимания граждан, активной гражданской позиции, признания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством. Только тогда стоит вести речь о становлении правового государства и гражданского общества.

В цивилизованном обществе основным методом осуществления государственных функций является убеждение, потому что любое насилие со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, грозящий потерей престижа государства со стороны населения страны.


Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, признанием того факта, что государство использовало все доступные методы, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;

2) метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических и юридических лиц, допустивших нарушения требований законности. Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права.[24]

Например, наложение штрафных санкций за несвоевременно оплаченные налоги, неявки в суд без уважительной причины кандидата в присяжные заседатели и другие. Следует отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом.

Государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, руководствуется только законом - именно этот принцип лежит в основе современного правового государства.

3) метод рекомендательный - разъяснительные и другие средства, указывающие лицам (юридическим и физическим) на конкретную версию поведения или действий, желательных с точки зрения государства;

4) метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать той или иной версии поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;

5) метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.

6) метод нормативно-правового регулирования. Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.

7) метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве - такой контроль осуществляют специальные государственные структуры (прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, охотнадзор и другие). Деятельность этих структур строго регламентирована Законом, что способствует исключению нарушений в их действиях.[25]

Существует и другая классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Из существующих методов можно выделить:

- централизованный метод - государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности;


- децентрализованный метод - власть осуществляется на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; субъекты государства сами могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться, в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;

- рекомендательный метод - в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.

Государство разрабатывает проекты планов развития какой либо области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, при использовании которых можно будет оперативно выполнять государственно значимые задачи. Рекомендации государства не обязательны для исполнения, но с ними обязательно должны быть ознакомлены субъекты, которым они адресованы;

- поощрительный метод - государство создает условия, при которых юридические лица заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству и составляет его функции (например, при выполнении социальной функции, государство предоставляет налоговые льготы для предприятий и организаций, которые берут на работу инвалидов).

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в комплексе образуют государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица - это хорошо организованный, четко слаженный, сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.


Методы осуществления функций государства есть пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.

Таким образом, проанализировав все выше сказанное можно отметить, что многие из перечисленных форм и методов могут быть реализованы только государством через систему органов, учреждений и должностных лиц, наделенных властными полномочиями в установленном правовом порядке, т.е. государственным аппаратом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Надо отметить, что, несмотря на существование множества как
общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, мы попытались хотя бы кратко упомянуть о них в своей работе, дабы сохранить объективность и полноту освещения проблемы, но в тоже время высказать свою точку зрения.

Для современного российского государства характерно как правопреемство функций государства советского, так и отказ от многих пафосных функций (вроде «братской взаимопомощи») в связи с развалом СССР. Зачастую взгляды зарубежных ученых-юристов расходятся с представлениями о функциях государства, выработанных отечественной юридической наукой; это проявляется как в абстрагированном рассмотрении самого понятия функций государства (чисто юридически, без учета изменений сущности государства и без привязки к государству как социальному институту), так и в классификации на основании сфер деятельности человека в створе идеального развития государств Западной Европы и США.

Рассмотрев в данной работе различные функции государства, а также формы и методы их осуществления мы выполнили поставленные задачи и достигли намеченной цели.