Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Эволюция пенсионного обеспечения в России).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторический аспект пенсионного реформирования
1.1 Эволюция пенсионного обеспечения в России
1.2 Необходимость проведения пенсионной реформы в РФ
1.3 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы
2. Правовые основы пенсионного реформирования
2.1 Нормативно-правовые акты о пенсиях
2.3 Структура пенсионной системы
3. Сущность и актуальность пенсионной реформы
3.1 Основные различия между старой и новой пенсионной системой
Страховая часть трудовой пенсии исчисляется из расчетного пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития).
Накопительная часть трудовой пенсии исчисляется из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии.
Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в фиксированном размере в зависимости от накоплений и от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. При этом выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет расчетного пенсионного капитала умерших застрахованных лиц. Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста, перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.
Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.
По достижении пенсионного возраста получатели пенсии по инвалидности имеют право также на получение (в дополнение к установленной пенсии по инвалидности) страховой части трудовой пенсии, определяемой исходя из их расчетного пенсионного капитала на момент достижения пенсионного возраста за вычетом сумм. Направленных на финансирование выплаты страховой части пенсии по инвалидности.
В перспективе планируется рассмотреть возможность введения обязательного страхования инвалидности, которое может быть частью пенсионной системы.
Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания должны быть переведены из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Социальная пенсия и базовая часть трудовой пенсии индексируются с учетом инфляции (роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера).
Страховая часть пенсии неработающих пенсионеров увеличивается посредством индексации расчетного пенсионного капитала в зависимости от роста средней заработной платы в стране, инвестиционного дохода и уровня инфляции.
Накапливаемые пенсионные права работающих лиц, в том числе работающих пенсионеров, увеличиваются в зависимости от поступивших страховых взносов и соответствующего инвестиционного дохода.
Пенсия, состоящая из базовой и страховой частей, не должна превышать 50% среднего заработка застрахованного лица, который определяется обратным счетом исходя из расчетного капитала и предельной продолжительности трудовой деятельности, учитываемой в настоящее время при исчислении государственных пенсий.
В целях социального выравнивания прав застрахованных лиц, при подсчете указанного среднемесячного заработка, ограничивающего сумму выплаты пенсии, могут исключаться периоды учебы, службы по призыву, ухода за несовершеннолетними детьми и инвалидами, нахождения на инвалидности, регистрация в качестве безработного. При этом застрахованные лица, имеющие такие периоды, поставлены в равные условия с теми, кто получал заработок от трудовой деятельности.
В отношении пенсионеров и лиц, приобретших страховой стаж до введения в действие новой пенсионной системы, производится преобразование их ранее приобретенных прав в расчетный пенсионный капитал.
Работающим пенсионерам будет выплачиваться базовая часть пенсии в полном размере, а также страховая и накопительная части пенсии в уменьшенном размере в целях получения пенсии в большем размере после оставления работы. При этом страховая и накопительная части пенсии будут пересчитываться после оставления пенсионером оплачиваемой работы с учетом размера его расчетного пенсионного капитала, выплаченных сумм пенсии, сумм страховых взносов, дополнительно перечисленных за период работы, и ожидаемого уменьшенного периода выплаты пенсии.
Величина расчетного пенсионного капитала лицам, получающим пенсию, определяется исходя из ее установленного размера на 01.01.2002 (условная дата введения новой пенсионной формулы) и периода выплаты.
Остальным застрахованным лицам для установления расчетного пенсионного капитала в зависимости от среднего заработка в течение двух последних лет до 01.01.2002 и стажа определение величины расчетного пенсионного капитала осуществляется с учетом пенсионных прав, приобретенных на указанную дату по действующему законодательству.
Накопительная часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств, формируемых из обязательных страховых взносов и дохода от их инвестирования в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.
Ставки обязательных взносов в накопительную часть пенсии устанавливаются федеральным законом, при подготовке которого следует дополнительно рассмотреть вопрос о дифференциации их размеров в зависимости от возраста застрахованных лиц, и в течение всей трудовой деятельности не понижаются.
Суммы указанных средств отражаются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок ведения указанных счетов устанавливается федеральным законом. Предусматривается ежегодное информирование застрахованного лица о размерах его пенсионных накоплений.
Средства, аккумулированные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, не могут быть использованы на выплату базовой и страховой частей пенсии или иные цели, не предусмотренные законом.
Право на получение накопительной части трудовой пенсии приобретают застрахованные, имеющие средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета.
Размер накопительной части трудовой пенсии определяются в пределах сумм накопленных средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, и периода выплаты пенсии. Продолжительность периода выплаты пенсии определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Размер накопительной части пенсии подлежит ежегодной корректировке с учетом доходности от инвестирования пенсионных резервов и изменения периода выплаты пенсии.
Обязательное профессиональное пенсионное страхование. Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Для работников, имеющих необходимый специальный трудовой стаж на 1 января 2002 г., дающий право на досрочный выход на пенсию, должна быть произведена конвертация этих прав путем установления расчетного пенсионного капитала по повышенным нормам учета стажа и заработка, в т. ч. «северного».
В 2002 г. при расчете пенсии, назначаемой досрочно, из сумм расчетного пенсионного капитала предлагается применять общеустановленный период выплаты пенсии. В последующем для вновь назначаемых пенсий необходимо поэтапно в течение 5 - 20 лет ввести учет досрочного периода их выплаты. В этих целях расчетный период выплаты пенсии предполагается ежегодно увеличивать на 1 год до полного учета фактической продолжительности досрочного периода выплаты.
Таким образом, в течение переходного периода исчисление пенсий, назначаемых досрочно, будет приведено в соответствии с принципами и общеустановленным порядком исчисления пенсий из сумм расчетного пенсионного капитала. В дальнейшем более высокий размер пенсий лиц, условия труда которых отклоняются от нормативных, должен определяться более высоким размером заработков и соответственно сумм взносов по общеустановленному тарифу.
В отношении указанных лиц должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательное профессиональное пенсионное страхование осуществляется преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера профессиональных пенсий применительно к условиям страховой части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования.
Профессиональное пенсионное страхование может осуществляться в следующих формах:
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом.
Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственной профессиональной пенсионной системой.
В качестве альтернативы уплаты дополнительных обязательных страховых взносов в законодательном порядке предполагается предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда, исходя из суммы причитающихся к уплате обязательных дополнительных страховых взносов, с одновременным рассмотрением вопроса об освобождении работодателя от уплаты указанных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные профессиональные пенсионные системы.
У пенсионной системы в Российской Федерации тоже есть свои изъяны, которые я продемонстрировала в 3 параграфе своей работы. пенсионеров получающих пенсии через Пенсионный фонд РФ.
3. Сущность и актуальность пенсионной реформы
3.1 Основные различия между старой и новой пенсионной системой
Прежде чем начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам курсовой работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):
- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;
- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;